Связь - это единый механизм3 декабря в Москве в Министерстве связи состоялось всероссийское совещание руководителей предприятий электросвязи. В целом оно было ориентировано на будущее: руководители министерства в первую очередь предостерегали руководителей предприятий электросвязи от чрезмерной инициативы и от затянувшегося иждивенчества. Основное внимание было уделено инвестициям, повышению качества услуг и защите прав потребителей, взаимоотношениям с лицензиатами, надзорным функциям и внедрению стандартов.
Владимир Булгак, Федеральный министр связи России- В настоящее время комплекс электросвязи Российской Федерации не только адаптировался к новым рыночным условиям, но во многих случаях выступает активным инициатором и проводником рыночных реформ в стране. Потенциал многих российских телекоммуникационных компаний позволяет им войти в число крупнейших не только национальных, но и мировых компаний. Но для этого им необходимо активизировать работу по обеспечению требований международных стандартов бухгалтерского учета, международного аудита, регистрации сделок по продаже акций, ряда других вопросов. Важно обеспечить соответствие всего комплекса электросвязи России международному уровню по объему и доступности услуг, адаптировать национальную аналого-цифровую сеть Всемирной системе связи. При этом, в условиях глобализации и персонализации связи, когда образуются международные телекоммуникационные альянсы и появляются транснациональные системы связи, важно обеспечить защитой российских инвесторов, их интересы, соблюдение требований российского законодательства, в первую очередь национального законодательства по безопасности связи и по информационной безопасности. Этот вопрос должен постоянно находиться в центре внимания первых руководителей телефонных компаний.Разумное сочетание естественных монополий и широкой конкуренции позволило в короткие сроки насытить рынок новыми услугами электросвязи. Сегодня важно, чтобы наряду с крупными инвестиционными структурами к нам пришли мелкие и средние инвесторы. В первую очередь - отечественные. При необходимости привлечения иностранных инвестиций, следует помнить о сохранении российской доминанты в управлении предприятиями связи. Этот вопрос для нас стратегически важен: с него начинается безопасность, с него начинается единое управление сетью. Мы прекрасно понимаем, что не может быть отдельно Воронежской, Новосибирской или Липецкой связи. Связь - это единый механизм. Сейчас идет работа над рядом новых документов, расширяющих и детализирующих ранее принятые. Это, так называемое, вторичное законодательство. Оно очень важно для нас, так как в последнее время в отдельных регионах началось местное законотворчество, которое не только идет вразрез с федеральным, но создает предпосылки для разрушения единой связи страны. Ваша задача - разъяснять на местах ошибочность подобных действий, не допускать регионального сепаратизма в связи и, в первую очередь, самим строго соблюдать законодательство. Проводя те или иные реформы в отрасли, осуществляя инженерно-технические, организационные и другие преобразования, нужно постоянно помнить о главной задаче связистов - обеспечении интересов потребителей услуг связи. Именно в направлении защиты прав потребителей будет направлена деятельность Администрации связи России и Главгоссвязьнадзора. За четыре года преобразований нам удалось относительно благополучно пережить все трудности переходного периода, преодолеть кризисные явления, стабилизировать вложения средств в отрасли телефонной связи России. В оборот включаются уже не только средства коммерческих структур, но и сбережения населения. Начинает эффективно действовать программа "Российский народный телефон", в соответствии с которой половина телефонов вводится за счет средств населения. В последующие три года мы будем решать задачу создания национального рынка высококачественных услуг связи. Это не только повысит имидж российских компаний и России в мире, но и откроет новые возможности для российской связи, облегчит ее интеграцию в мировое телекоммуникационное сообщество, повысит привлекательность для инвесторов. Для этого мы должны использовать мировой опыт, внедрять международные стандарты, в частности ISO серии 9000, для сертификации производств, обеспечения качества и услуг. Качество услуг - это лицо отрасли, лицо страны. Наши ведущие компании, такие как "Комбеллга", "Московская сотовая связь", сети "Глобал один" и "Би лайн", добровольно сертифицируют свои услуги и системы качества. Всемерного внимания и поддержки заслуживает Центр сертификации при НИИ экономики связи и информатики, деятельность которого направлена на внедрение системы международных стандартов ISO 9000, для сертификации качества услуг предприятий связи. Для реализации намеченных целей, активизации деятельности операторов связи предстоит разработать поэтапный план сертификации качества услуг связи, создания системы качества и, в конце концов, выхода на международный уровень качества услуг.
Наум Мардер, заместитель федерального министра связи России- За 9 месяцев 1996 года объем доходов от основной деятельности отрасли Связь составил 19,6 трлн руб. или 167 процентов к тому же периоду 1995 года. При этом тарифы на услуги связи за этот же период выросли только до 119 процентов.В 1993 году тарифы на услуги связи различным категориям пользователей отличались в 8-10 раз. Сегодня этот разрыв существенно уменьшился. Сегодня важно постепенно сокращать разрыв между тарифами, а сами тарифы подводить к реальной себестоимости услуг. Мы должны прийти к результатам, когда дотироваться будет только сельская связь. К сожалению, объективные экономические законы ценообразования в ряде случаев все еще приносятся в жертву региональным, групповым или эгоистическим интересам. На прошлом совещании мы обсуждали вопрос разумного выбора банка для проведения предприятиями связи своих финансовых операций. Но уроки банковского кризиса прошлых лет некоторым руководителям не пошли впрок. И кое-кто по-прежнему держит свои счета в мелких, ненадежных банках, которые паразитируют на средствах связистов. Недавно государственная налоговая служба привела такие цифры: в течение 9 месяцев 1996 года из 3,5 трлн рублей, уплаченных предприятиями связи в федеральный бюджет, из банков в казначейство не поступило 1,5 трлн, то есть более 40 процентов. В связи с этим напомню, что по законодательству России налог считается уплаченным только после поступления средств на счет казначейства, а не на счет банка. Поэтому не исключено, что многим любителям сомнительных банков придется заплатить налог еще раз, да еще - штраф за неуплату налогов. Кроме того, по решению правительства России, Федеральный министр связи несет личную ответственность за своевременность и полноту платежей в бюджет всеми предприятиями отрасли. Соответственно, будет резко повышена и персональная ответственность подчиненных ему руководителей всех уровней. Основным направлением реформ в отрасли электросвязи остается переход предприятий на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования. Кратко остановимся на некоторых из них. Первое. Создание и введение методик формирования тарифов на услуги связи, учитывающих реальные затраты на производство этих услуг. Второе. Введение международных стандартов бухгалтерского учета. Поэтому, в 1997 году, в течение переходного периода, многим предприятиям связи придется вести две бухгалтерии: по национальным и международным стандартам. Будет организован международный аудит телекоммуникационных компаний. С этой целью АО "Связьинвест" заключило соглашение с фирмой Price Waterhouse. Третье. Дальнейшее развитие конкуренции на рынке услуг электросвязи, с постепенным сокращением числа услуг, являющихся предметом естественных монополий. Уже подготовлены новые правила предоставления услуг телефонной связи. Четвертое. В 1997 году требования к лицензиатам будут усилены, особенно в вопросах качества работы сетей связи. Контроль будет осуществляться, прежде всего, путем проведения проверок предприятий электросвязи органами Главгоссвязьнадзора. Пятое. В отрасли создана система сертификации технических средств связи, зарегистрированных Госстандартом России. В 1997 году будет проведена ревизия перечней разрешенного мини-оборудования. Те производители, которые за прошедшие годы не сумели полностью адаптировать свое оборудование к нашим сетям, будут вынуждены покинуть российский рынок. Кроме того, будут введены ограничения на применение средств связи, не обеспеченных сервисным обслуживанием в российских технических центрах. Хотелось бы остановиться на вопросе присоединения сетей подвижной радиосвязи к телефонным сетям. Принципы присоединения определены соответствующими лицензиями операторов. Самое главное в этих принципах то, что присоединяемая сеть не должна требовать дополнительных изменений или ухудшать качество работы базовой сети. Однако порой мы получаем странные письма, в которых операторы и базовых, и других сетей выдвигают определенные требования по изменению самой сети связи общего пользования. То есть 26 млн абонентов должны подстроиться под сеть в 100 абонентов. Например, возьмите вопросы подключения мелких транкинговых сетей, работающих в симплексном режиме, что недопустимо. Технические требования одинаковы для всех операторов всех сетей и их вольное трактование неприемлемо. С другой стороны, операторы базовых сетей, заказывая оборудование, должны предусматривать возможность подключения к нему сетей подвижной радиосвязи. Министерство связи решительно выступает против искусственных препон внедрению в регионах сетей подвижной радиосвязи. Состоявшаяся в октябре коллегия Министерства связи России постановила считать внедрение ОКС N.7 российских средств связи приоритетным направлением в российской технической политике. В 1996 году в рамках опытной зоны обеспечена проверка национальных протоколов и обеспечена сертификация оборудования. Юрий Толмачев, заместитель председателя Государственной комиссии по электросвязи при Министерстве связи России- В России создан федеральный орган, которому поручено регулировать действия всех субъектов естественных монополий в вопросах, связанных с тарифной политикой. Основными целями государственного регулирования являются повышение эффективности работы организаций связи, обеспечение их развития, повышение качества услуг связи.Вторая задача - обеспечение прав потребителя. Вся работа временно созданных федеральных органов будет строиться на единых принципах регулирования тарифов, которые будет доводить служба России. Регулирование тарифов будет осуществляться на двух уровнях. Первый - федеральный; второй - уровень субъектов Российской федерации. Принципы регулирования будут едины как для федерального, так и для регионального уровней. При регулировании устанавливаются два этапа: внедрение в отрасли принципов, которые предусматривают сокращение перекрестного субсидирования; второй - регулирование тарифов по принципу предельного ценообразования. В 1997 году у нас будут два вида тарифов: для населения и хозрасчетных организаций. Бюджетный тариф как таковой ликвидируется. Для населения нужно довести тарифы до себестоимости и прекратить перекрестное субсидирование бюджетного тарифа за счет хозрасчетного сектора. Дотацию сохранит только сельская телефонная связь.
Николай Логинов, начальник Главгоссвязьнадзора России- Важнейшим для Главгоссвязьнадзора является федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях", который подписан 6 августа 1996 года Президентом РФ. Новый кодекс позволяет нам проводить надзорные функции и дает нам в руки мощное оружие в борьбе с нарушителями правил устройства сетей и сооружений в области связи. Выход этого закона потребовал переработки некоторых нормативных актов и документов. Так, в настоящее время подготовлен проект постановления Правительства "Об утверждении Положения о порядке наложения и взимания штрафов, налагаемых за правонарушения в области связи". Кроме того, отработаны формы протоколов, постановлений о наложении штрафных санкций.Органами Главгоссвязьнадзора и региональными управлениями была закончена регистрация существующих технических средств. При регистрации были выявлены следующие основные недостатки. Первое. Отсутствие сертификатов соответствия Министерства связи на ряд технических средств связи. Второе. Не всегда поддерживается должный порядок с аттестацией и проверкой измерительной техники. Третье. Во многих случаях объекты связи введены в действие без проектов, а в ряде случаев строительные и пусконаладочные работы выполнялись фирмой, не имеющей лицензию на выполнение соответствующих работ. При проверке, проведенной в 1996 году, было выявлено 11,8 тысячи радиоэлектронных средств, не зарегистрированных органами Главгоссвязьнадзора, свыше 9,5 тысячи нарушений нормативных документов по использованию радиочастот, 1500 случаев работы радиосетей с использованием несертифицированного оборудования, около 300 случаев нарушения порядка ввоза радиоэлектронных средств. Остановимся подробнее на приемке сетей, сооружений и объектов связи. Она разбивается на ряд четко обозначенных этапов. Первый - регистрация начала строительства. Второй - проведение экспертизы завершенного строительства. Третий - подписание акта приемочной комиссией заказчика с участием представителей Главгоссвязьнадзора. Четвертое - выдача Главгоссвязьнадзором разрешения на постоянную эксплуатацию. Такой порядок сейчас введен. Его нужно неукоснительно выполнять, иначе не будет выдано ни одного удостоверения на эксплуатацию объекта. И, наконец, пятое - контроль за лицензированием деятельности. Отдельно следует сказать о лицензировании деятельности операторами. За первые 10 месяцев текущего года органами Главгоссвязьнадзора выполнено около 3500 проверок лицензирования деятельности различных операторов. В результате проверок органами Главгоссвязьнадзора были представлены: к приостановке - 27 лицензий, к аннулированию - 100, к переоформлению - 672, к обвинению - 31 лицензия. Среди наиболее типичных нарушений по результатам проверок -не выдерживание сроков начала предоставления услуг и нарушение территории действия лицензий. Выявлено значительное количество случаев несоответствия между территорией, указанной в лицензии, и фактически охваченной услугами связи. В ряде случаев заявленные территории осваиваются слишком долго и не полностью. Николай Пожитков, заместитель Федерального министра связи России- Структура инвестиций отрасли сегодня представляет следующую картину. Собственные средства предприятий - 4 трлн руб. или почти 40 процентов общего объема инвестиций; привлеченные средства отечественных инвесторов - 2 трлн руб; средства поддержки из федерального бюджета - 55 млрд руб.; иностранные инвестиции - 4 трлн руб.Из общего количества инвестиционных программ за 1996 год в подотрасль "Электросвязь" направлено 9,3 трлн руб.: на строительство городских и сельских телефонных сетей - 6 трлн (из них на сельские сети - всего 0,5 трлн руб.). За счет этих средств ожидается ввод в этом году порядка 2 млн номеров. На строительство мобильных сетей связи отпущено 0,7 трлн руб., что обеспечит ввод 160 тысяч номеров в этом году; на строительство объектов дальней связи, АМТС, кабельных и релейных линий - 2,7 трлн. руб. Продолжает набирать темпы президентская программа "Российский народный телефон". В этом году по этой программе мы обеспечим ввод 800 тысяч номеров. Инвестиционный прогноз на 1997 год подготовлен в соответствии с установленной правительством РФ срочной концепцией развития хозяйства страны до 2000 года. Общая сумма инвестиций составит 8,4 трлн руб. в ценах 1997 года. С учетом иностранных инвестиций, пересчитанных по курсу 6,1 тысячи руб. за доллар, прогнозируемый объем привлекаемых в отрасль средств в будущем году составит 14 трлн руб. Структура инвестиций в отрасли связи по источникам финансирования не подвергнется принципиальным изменениям и будет представлять следующую картину: собственные средства - порядка 40 процентов от общего объема инвестиций; привлекаемые средства отечественных инвесторов, банков, физических и юридических лиц - порядка 12 процентов (примерно 3 трлн руб); средства поддержки из федерального бюджета - 5 процентов, как и в этом году; сумма иностранных инвестиций увеличится (порядка 1 млрд. долл.). Как показывает анализ, основной объем инвестиций в текущем и следующем годах составят собственные средства предприятий. Привлекаемые средства отечественных инвесторов составят около 20 процентов, а средства поддержки из федерального бюджета - менее 1 процента. С будущего года начнется выпуск государственного специализированного телефонного займа для реализации программы "Российский народный телефон". Часть привлекаемых средств сразу будет направляться на реализацию задач по программе, а другая часть - на создание специального резервного фонда. Банк, или держатель этого фонда, будет выступать гарантом для предприятий, акционеров и исполнителей программы по их взаимным средствам в других банках.
Александр Крупнов, первый заместитель Федерального министра связи России- В этом году исполняется 5 лет с тех пор, как у нас появились первые операторы сотовой связи, и сегодня можно подвести некоторые итоги:
43 региона, GSM - 50 тысяч абонентов, 13 регионов, AMPS - 80 тысяч, 33 региона. Сегодня нужно идти в направлении участия в создании транзитной сети и заниматься роумингом. В этом году мы наконец-то можем сказать, что в GSM и NMT у нас наконец появилось роуминговое сообщение, причем GSM охватывает около 40 стран. Мы пришли к убеждению, что осваивая новые стандарты, нужно сразу выдавать лицензию очень крупным операторам и чтобы в одном регионе их работало два. Провести частотные исследования, понять, что там есть возможности для одного оператора иметь 10-15 МГц, и смотреть, как развиваются новые технологии. Мы считаем, что перспективным является европейский стандарт DCS 1800. О системах персонального радиовызова можно сказать следующее. У нас сегодня создано 190 сетей, освоено 52 региона России. Услуги предоставляются 79 операторами, общее количество абонентов - 250 тысяч. Мы считаем, что дальнейшее развитие сетей персонального радиовызова должно базироваться на укрупнении, на единой сети, сквозной частоте и работе в европейском стандарте ERMES. Многие руководители наших компаний полагают, что любая технология может найти свое место в России. Это глубокое заблуждение. Поэтому, перед тем как обращаться в центральный аппарат за выдачей лицензии, нужно четко себе представлять, какую цель преследуют японские и корейские технологии, какое они имеют значение для нас, знать международные принципы разделения стандартов. Иногда к нам поступают обращения такого содержания, что нужно срочно принять в каком-то крае или области технологию, которая и в Японии еще не получила признания (например, диапазон 3-4 ГГц). А между тем, открыта дорога в применении европейских стандартов. |