Телекоммуникационные стандарты

Cтандарты - это особая форма законов - не государственных или физических, но имеющих непосредственное отношение и к тем, и к другим.

Стандарты широко используются для самых разных целей. Они определяют конкретный аспект того или иного предмета или устройства - цвет или размер карандашного грифеля, шрифты или операционные системы компьютеров. Стандарты очень важны в процессах производства и распределения, хотя для работы самих устройств они не являются абсолютно необходимыми. Если бы каждая пожарная машина была окрашена в свой оттенок красного, пожар все равно бы потушили. Если бы у каждого карандаша был свой диаметр грифеля, он не перестал бы от этого писать. Если бы на каждом компьютере стояла своя операционная система, свои программы и свой набор шрифтов, им все равно можно было бы пользоваться.

Совсем иначе обстоит дело с телекоммуникационными стандартами. Стандарты, которые непосредственно поддерживают телекоммуникации, например физические размеры разъемов, электрические характеристики сигналов или протоколы передачи данных для телекоммуникаций, являются принципиально необходимыми. Для того, чтобы связь могла состояться, стандарты должны определять свойства двух устройств - передающего и принимающего. Без передающего и совместимого с ним принимающего устройства связь не сможет быть установлена. Телекоммуникационные стандарты описывают требования к совместимости, а не к идентичности. Этим они радикально отличаются от стандартов на механизмы.

История телекоммуникационных стандартов

Термин "стандарт" был впервые применен в 1138 году в описании "Битвы за Стандарт". Тогда доблестные рыцари бились не на жизнь, а на смерть за королевское знамя. Таким образом, этот термин изначально употреблялся для обозначения флага (штандарта) или ключевой позиции. Позже термин стал обозначать определенные физические параметры, часто называемые эталоном или "королевским стандартом".

Телекоммуникационные стандарты по своей сути близки к понятию ключевой позиции. С меньшей геральдической пышностью, но с технической скрупулезностью они описывают любую точку соединения или подключения в системе телекоммуникаций.

В 1138 году единственным создателем стандарта был король. Короли уступили место правительствам. А создание стандартов связи повлекло необходимость взаимодействия многих правительств. В 1865 году желание создать взаимосовместимую телеграфную систему привело к организации Международного телеграфного союза, предшественника нынешнего МСЭ (Международный союз электросвязи). В 1885 г., всего через двадцать лет после создания, МСЭ заложил формальные основы международной телефонии. МСЭ - огранизация, созданная несколькими правительствами, - определила первые в мире межгосударственные телекоммуникационные стандарты - законы, которые обеспечивали взаимную сочетаемость и совместимость телеграфной и телефонной систем.

В наши дни национальные стандарты создаются и правительствами, и компаниями, которые работают совместно в составе национальных комитетов по телекоммуникационным стандартам (например, ATIS, TIA, TTC, ETSI). Затем результаты работы этих организаций передаются в МСЭ. И уже под покровительством МСЭ правительства и компании совместно создают международные стандарты.

Комитеты по стандартам, основанные на принципе членства

Такие компании, как IBM и - позже - AT&T, доминировали в области телекоммуникационных стандартов в Северной Америке на протяжении 1980-х годов. Для уравновешивания их мощи различные коммерческие организации профинансировали создание ряда комитетов, занимающихся разработкой формальных стандартов - таких, как IEEE 802, TIA TR и ATIS T1. Вне Северной Америки государственные телефонно-телеграфные службы (ТТС) различных стран смогли учесть интересы крупных компаний и свести их к стандартам TTC (в Японии), ETSI (в Европе) и другим региональным телекоммуникационным стандартам. Региональные комитеты стали вторым ярусом в системе стандартизации. Они занимаются подготовкой национальных стандартов, которые затем представляются в МСЭ. Работа этих комитетов регламентируется набором правил, обеспечивающих честную, непредвзятую позицию и максимальное согласие (консенсус) между членами комитета, вне зависимости от того, представляют они правительства или коммерческие компании.

Таким образом, комитеты по стандартам создают непересекающиеся, то есть единые стандарты - стандарты по согласию между производителями и правительствами.

Организации, работающие над телекоммуникационными стандартами Участники Кто контролирует
МСЭ Государственные комитеты по стандартам Правительства
ATIS, TIA, ETSI, TTC Комитеты по стандартам, основанные на принципе членства Торговые ассоциации
ATM Forum, Frame Relay Forum Независимые организации, связанные с комитетами по стандартам Члены форумов (организаций)
Техническая служба Internet Независимые организации Специалисты-пользователи
PCCA, DSVD Подразделения компаний Компании

Другие организации по стандартизации

В наши дни существует по меньшей мере пять различных типов организаций, создающих телекоммуникационные стандарты.

Для развития конкретной технологии нередко формируются новые организации по телекоммуникационным стандартам. Такие технологии, как беспроводная передача информации, кабельные и спутниковые системы, требуют новых стандартов. Разработчики же стремятся к быстрому внедрению и, считая, что комитеты по стандартам слишком медлительны, формируют независимые организации по стандартам.

Независимые организации, в отличие от государственных, не занимаются вопросами взаимной совместимости стандартов. Это приводит к появлению большого числа пересекающихся, и, хуже всего, несовместимых стандартов.

Тем не менее, когда речь идет о новых перспективных технологиях, возможна и даже желательна поддержка нескольких несовместимых телекоммуникационных стандартов. Такую возможность дает и принятая модель взаимодействия открытых систем (OSI).

Модель взаимодействия открытых систем

Ее определение дано в рекомендации X.200 МСЭ-Т. Согласно этому описанию она состоит из семи уровней.

Низшие уровни модели определяют размеры разъемов, параметры электрических сигналов и организацию передаваемого потока данных. Стандарты этого уровня тесно связаны с физическими законами.

Стандарты высших уровней определяются соглашениями между группами пользователей. И требования к совместимости стандартов здесь несколько ослабляются. Например, уровни 5 и 6 определяют способы представления данных и процедуры, которые поддерживают возобновление связи и/или восстановление данных в случае потери связи. В некоторых случаях эти процедуры могут выполнять сами приложения на программном уровне.

Воздействие технологии на стандарты

Современные технологии позволяют использовать множество пересекающихся и несовместимых телекоммуникационных стандартов. Программно-управляемое телекоммуникационное оборудование может при необходимости менять протокол, уменьшая тем самым потребность в жестких телекоммуникационных стандартах для высших уровней OSI. К таким протоколам можно отнести процедуру контроля за ошибками V.42 в модемах и поддержку разных систем оцифровки голоса и алгоритмов сжатия в оборудовании телефонных сетей.

Дальнейший рост производительности микропроцессоров, обрабатывающих цифровые сигналы, делает возможным создание универсального телекоммуникационного оборудования, в которое алгоритмы для обработки сигналов загружаются по желанию пользователя. Практически, таким образом обеспечивается открытая архитектура оборудования. В таких системах связь возможна и при отсутствии единых стандартов. Просто появляется возможность переключения с одного стандарта на другой.

Глобальная информационная магистраль

Разработка телекоммуникационных стандартов сделает возможным существование Глобальной информационной магистрали (ГИМ). ГИМ - это не что иное, как единая система телекоммуникаций, которая сможет в будущем обеспечить почти безграничные возможности для общения и передачи информации. В частности, Internet наглядно показывает, что всемирная телекоммуникационная сеть, основанная на стандартах низших уровней модели ISO, может поддерживать столько приложений, сколько ее пользователи могут себе представить. Это демонстрирует возможности Internet как трамплина на пути к Глобальной информационной магистрали, возможности и применения которой ограничиваются только воображением. Однако некоторые проблемы функционирования ГИМ все еще спорны. Суть их состоит в следующем:

Большинство автомагистралей не берут плату за проезд. Чтобы обеспечить информации такую же свободу, как автомобилям, ГИМ также не должна брать "плату за проезд". Значит необходимо решить проблемы финансирования ГИМ.

Появление в ней порнографии, навязчивой рекламы, неконтролируемое использование ГИМ детьми, требует подготовки телекоммуникационными комитетами юридических норм; в противном случае будут приняты запреты людьми, которые мало смыслят в телекоммуникациях.

Наконец, самая захватывающая и в то же время самая настораживающая перспектива заключается в том, что связь через ГИМ будет формировать структуру общества. Однако изменения в различных структурах общества - на личном, деловом и правительственном уровнях - не будут вполне осознаны, пока не произойдут.

Несколько сот лет назад, когда в ходе формирования Соединенных Штатов Америки в качестве независимого государства обсуждались проблемы свободы и ответственности, отцы нации решили разработать хартию, на которую можно было бы постоянно ориентироваться.

МСЭ как организация, созданная ООН для поддержки телекоммуникаций, вполне могла бы взять на себя роль координатора по выработке и написанию "Декларации телекоммуникационной независимости". Такая хартия могла бы дать очень многое для формирования верного взгляда на глобальную информационную магистраль.

Ken Krechmer.
ACTION Consulting E-mail: krechmer@ix.netcom.com