Делать ли решительный шаг

Насколько важны коммуникационные средства для вашей компании? Какую долю средств вы собираетесь потратить на их приобретение и эксплуатацию? С каким провайдером вам хотелось бы иметь дело и какие требования вы желали бы ему предъявить? Боб Свиндл, один из директоров компании Cogent Integrated Networks, предлагает ряд рекомендаций по созданию телекоммуникационной структуры в вашей организации. Бурное развитие телекоммуникационных систем за последнее десятилетие послужило причиной возникновения своеобразной ментальной "золотой лихорадки", когда компании, годами сталкивавшиеся с проблемами недостаточного информационного сервиса, очертя голову, делают самые неоправданные инвестиции с тем только, чтобы освободиться, наконец, от коммуникационной зависимости.

Не вызывает сомнений, что для многих корпораций залогом их эффективной работы служат именно безупречные телекоммуникации. Но нередко, особенно на молодых быстрорастущих рынках, компании, соблазненные предложением новейших услуг, скидок, гарантий и пр., рискуют увлечься использованием новых возможностей, не до конца разобравшись, нуждаются ли они в них или нет. Выбор может быть излишне поспешен, поэтому прежде чем инвестировать средства в использование тех или иных сетей или услуг следует решить - в каком именно виде телекоммуникаций нуждается ваша компания. В такой ситуации целесообразно прибегнуть к опыту тех стран, где рынок телекоммуникаций успешно развивается уже продолжительное время.

Покупайте, только если это необходимо

Телекоммуникации - "кровеносная система" бизнеса. Факт, известный каждому, но сам по себе он не может служить достаточным основанием для инвестирования. Для этого вам необходимо соотнести со структурой стоимость совершенствования ваших коммуникационных средств предприятия. Метод, при помощи которого это можно сделать, приведен на схеме. Она указывает положение любой компании относительно двух ключевых факторов, определяющих степень значимости коммуникаций. Первый - степень централизации компании. От "распределенного" принципа ее построения до полной централизованности. Второй фактор - степень интегрированности корпорации, подразумевающая взаимосвязь товаров или услуг одного подразделения корпорации с продукцией другого. Примером высоко интегрированной корпорации может быть компания, специализирующаяся на обслуживании различных видов транспорта - от железнодорожного до автомобильного, либо же крупные торговые компании. Примером компании с низкой степенью интеграции может быть типичная холдинговая компания, отдельные члены которой сообщаются достаточно слабо.

Поэтому, если место вашей корпорации (на схеме) в нижнем левом углу (сильная централизация, низкая интеграция) - тогда коммуникации не могут быть вашей первостепенной стратегией. Информация в фирме циркулирует достаточно просто - от центра к периферии, и передача ее не затрудняется ничем - достаточно нескольких телефонных звонков.

Если место корпорации в правом нижнем углу (ярко выраженная децентрализация при низкой интеграции), коммуникации, опять-таки, не ваша головная боль. Отдельные части корпорации не нуждаются в регулярном сообщении и даже связь с центром практически необязательна, пока исправно выполняются все финансовые и прочие обязательства.

Для высоко интегрированных компаний с ярко выраженной централизацией (верхний левый угол) характерно поступательное отлаженное проведение информации сверху вниз и наоборот - телекоммуникации также не сыграют здесь первую скрипку.

И только в правом верхнем углу, где представлены высокоинтегрированные и децентрализованные корпорации, - только там мы видим настоящую критическую потребность в самых современных видах телекоммуникаций - здесь они могут решить все.

Интеграция


ВысокаяБанки Виртуальные компании Торговые компании Глобальное производство
НизкаяКонгломераты Холдинговые компании

ВысокаяНизкаяЦентрализация
Коммуникации приобретают первостепенное значение, если: стоимость их обслуживания превышает 1% годового дохода; если она выше $2000 на сотрудника

Передовые компании, которые можно отнести к расположенным в правом верхнем углу схемы, обычно тратят на свои коммуникации вполне определенный процент от годового дохода. Так, индустриальные гиганты, представляющие зачастую экономику своего государства, обычно расходуют на это не более 0,5 процента своего годового дохода, крупные финансовые корпорации платят около 3 процентов. Для многих корпораций (из других трех частей схемы) регулярные инвестиции в коммуникации означают ни что иное, как попытки вторгнуться на территорию компаний, занимающих правый верхний угол. Если смотреть правде в глаза, то множество корпораций сейчас создает или финансирует телекоммуникационные сети, в которых они вовсе не нуждаются. А начав подобное финансирование, остановиться уже бывает трудно.

Вы уже обнаружили место своей компании на схеме Теперь проверьте еще раз - действительно ли это ее место, или вы только думаете, что оно ей подходит? Опыт показывает, что часто представители промышленности инстинктивно указывают на левую сторону таблицы, хотя общемировая рыночная стратегия все чаще переводит их в правый верхний угол. Для примера возьмем некую растущую интернациональную компанию, игрока на крупных международных рынках товаров, исследований и разработок. Деятельность ее направлена на те области, где она достигает наибольшей эффективности при минимальных затратах. Тенденция к централизации отчасти нивелируется самостоятельной деятельностью партнеров. Вдобавок к этому, принцип организации компании видоизменяется под влиянием возникновения разнообразных временных автономных структур, создающих "виртуальную организацию". Все это приводит к тому, что отдельные филиалы и сотрудники все более нуждаются в наличии мощных внутрикорпоративных телекоммуникаций.

Общественные или частные?

Те корпорации, которые уже определили свое отношение к развитию и инвестированию в коммуникации и пришли к выводу, что они им необходимы, прежде всего обращают внимание на состояние общественных телекоммуникационных структур в той стране или странах, в которых они развернули свою деятельность. В любой стране - свой уровень развития коммуникационных сетей и своя ценовая политика. К примеру, общественные телекоммуникационные сети в США равно благоприятны для пользователя как своим качеством, так и разумными ценами.

Во многих развивающихся (в отношении коммуникаций) странах картина диаметрально противоположная. Развитие коммуникационных сетей идет здесь с сильным отставанием. Что это означает для корпораций, работающих на территории одного из "азиатских тигров" - Кореи или Тайваня, например? У них есть выбор. Можно терпеливо ждать, пока государство наведет порядок в своих телекоммуникациях. Но можно решить проблему и иначе, а именно - развернуть собственную сеть.

Ряд корпораций предпочитает второй подход. Его можно, в свою очередь, разделить на три возможных варианта, три степени использования сети.

Первая степень - создание собственной телекоммуникационной сети компании "для внутреннего пользования".

Вторая, более предпринимательская, - создание сети, обслуживающей не только саму корпорацию, но и ее партнеров. Таким образом, сеть будет уже отчасти общественной, однако она будет ограничена кругом "избранных" пользователей.

Существует и третий, наиболее решительный путь. В этом случае компания, создав собственную сеть, открывает ее рынку. Таким образом, корпорация превращается, помимо всего прочего, в провайдера телекоммуникационных услуг.

Различные компании подходят к принятию решения по-разному, согласно собственным финансовым и корпоративным приоритетам. В первом случае компания просто инвестирует средства, которые идут на улучшение условий работы и, следовательно, повышают ее эффективность. Это стратегия "сохранения и совершенствования". Во втором случае компания уже выбирает стратегию "выгодного вложения", в третьем - "инвестирования в расчете на прибыль".

Каждая последующая степень требует, разумеется, больших капитальных вложений, нежели предыдущая. Поэтому для корпорации наиболее выгодным будет ступенчатый переход от первой степени к третьей. К тому же ошибки и просчеты предыдущей фазы будут учитываться при последующем расширении сети. В первой стадии компания приобретает опыт обслуживания подобной сети. Вторая стадия принесет уже представление о методах работы с пользователями на коммерческой основе (хотя сама эта основа будет пока еще условной).

В любом случае, прежде чем разворачивать подобную программу (какой бы стадии вы не намеревались достичь), компания должна, ясно представляя себе цели и конечный результат инвестирования, выбрать тип сети, которую она намерена создать, и определить соответствующий уровень инвестиций.

Создавать или покупать?

Вернемся на некоторое время к схеме. Корпорациям, находящимся в правом верхнем углу (высоко интегрированным, сильно децентрализованным), для которых вопрос телекоммуникаций имеет первоочередное значение, не обязательно разворачивать собственную сеть. Во многих случаях уже существующие в стране сети удовлетворяют требованиям такой компании - они обеспечивают гибкость, безопасность и высокую эффективность связи. Если компания получает лицензию на предоставление услуг и точку входа в сеть, то, в принципе, ей не обязательно быть владельцем самой сети.

Однако многие компании на развивающихся рынках предпочитают создавать собственные коммуникации, хотя бы первичные, считая, что только собственная сеть может являться гарантом стабильности функционирования компании. Раньше так было и в других странах (США или Великобритании, например), когда только начали развиваться частные коммуникации. Тогда многие крупные корпорации инвестировали средства в создание собственных сетей. Некоторое время это было выгодно в финансовом плане и создавало ряд преимуществ на рынке.

После того, как образовалась разветвленная сеть VPN (Virtual Private Networks - виртуальных частных сетей, созданных, как правило, на основе уже существующей инфраструктуры), возникла новая дилемма: строить собственную сеть, подобную тем, которыми владеют конкуренты компании или воспользоваться услугами существующей VPN?

С одной стороны, если создать собственную сеть, то уровень конкуренции на рынке не позволит ей развиваться без соответственных усилий и, следовательно, это вложение не будет являться доходным. С другой стороны, если воспользоваться услугами VPN, это создаст ряд преимуществ конкурентам компании, располагающим собственными телекоммуникационными сетями.

При решении этого вопроса следует руководствоваться следующими соображениями. Во-первых, необходимо учесть размеры своей фирмы (обслуживание собственной сети обыкновенно оправдывает себя для компаний, находящихся в списке ста крупнейших корпораций страны). Во-вторых, надо понять, способна ли корпорация использовать собственную сеть с максимальной загрузкой? И достаточно ли инвестировано средств на технологии и провайдерские лицензии, обеспечивающие постоянство этой загрузки?

По существующей практике, для корпораций, решивших стать общественными телекоммуникационными провайдерами (третья степень использования сети), необходимо полное владение линиями связи, всеми лицензиями на услуги, технологиями и аппаратурой для обеспечения функционирования сети. Если же корпорация не намерена идти далее второй степени (обслуживание самой корпорации и ее партнеров) или даже первой (обслуживание только самой корпорации), тогда будет разумно совместить разные виды аренды каналов с приобретением в собственность аппаратуры и лицензий. В этом случае также предполагается пользование услугами частных сетей и сетей общего пользования.

Итак, если телекоммуникации - вещь для вас жизненно необходимая, нужно четко определить свою политику. Либо вы экономите средства, либо делаете вложение, выгодное в плане развития, либо инвестируете в расчете на прибыль. Следует учесть, что из этих стратегий две последние сложнее поддаются расчету.

При этом еще нужно трезво оценить качество существующих телекоммуникаций общего пользования в стране. Если они не соответствуют запросам вашей компании, и, судя по всему, не собираются им соответствовать в обозримом будущем, тогда, конечно, выход только один - строить собственную сеть.