В зоне особого рискаЧтобы преуспеть в нынешнем динамичном мире бизнеса, руководитель вынужден работать на износ.Для него не существует понятие "внерабочее время". Он работает 16-20 часов в сутки. Он работает даже во сне. Вся его деятельность связана с потреблением огромного количества информации, ее переработкой и созданием в собственном мозгу некоторой модели своего предприятия. Невообразимое для нормального человека количество контактов, контролируемых параметров - важных и второстепенных и... постоянный процесс принятия решений по самым разнообразным вопросам. Стратегическое планирование, контракты и проекты, должники и кредиторы, налоговые проблемы, коммунальное хозяйство - все это зона его ответственности, все это требует времени, которого и так не хватает. Существует ли сегодня возможность сбросить оковы и полностью сосредоточиться на своем бизнесе? Если да, то как? Рыночная экономика предполагает высокую степень неопределенности. Что производить сегодня, что будет пользоваться спросом завтра, как строить отношения с поставщиками и заказчиками, каковы реальные затраты на единицу продукции? К проблемам, связанным с организацией производства, добавились заботы об определении стратегических целей и способов их достижения. Задача стала многовариантной. Насыщение предприятий компьютерной техникой, автоматизация отдельных задач при сохранении прежнего порядка обеспечения руководителя информацией не дали ожидаемого результата. Очень быстро достигается предел улучшений, после которого наступает даже некоторое снижение эффективности деятельности предприятия. Сложные иерархические структуры управления, в которых функциональные подразделения не связаны общей целью, стали серьезным тормозом развития. Даже понимая необходимость проведения серьезных реформ, руководители вынуждены их проводить половинчато. Сопротивление нововведениям из-за утраты информационных привилегий было и будет слишком сильным, чтобы его бескровно преодолеть. Как формирование новой структуры, так и реорганизация старой - это сложный и длительный процесс, на который требуется отвлечение значительных ресурсов, как человеческих, так и финансовых. Кроме этого, в условиях информационной насыщенности, технологического разнообразия и временных ограничений требуется все большая профессиональная специализация. Для получения качественных результатов необходима методология и опыт подобных преобразований. А самое главное, нужен лидер, готовый взять на себя ответственность за судьбу предприятия. Возрождение автомобильной корпорации "Крайслер" состоялось благодаря тому, что в кризисный период ее возглавил Ли Якокка - один из лучших управляющих за всю историю американского бизнеса. Тогда, в начале 1980-х, - это было проявление высшего искусства управления. Консалтинговые фирмы долго занимались изучением, совершенствованием бизнес-процессов и анализом опыта реорганизаций многих компаний. В результате они наработали достаточно крупные архивы (репозитории) бизнес-процессов и схемы их внедрения. Они стали носителями методологии подобных преобразований. Западные компании, работающие в условиях сильной конкуренции, предпочитают привлекать к своей перестройке самых опытных специалистов. Сегодня такие фирмы принято называть системными интеграторами, а услуги - системной интеграцией. Как считает генеральный директор компании TopS Феликс Гликман, руководитель приходит к системному интегратору тогда, когда он перестает понимать, сколько у него денег, когда ему надо понять, какова реальная, а не бухгалтерская себестоимость продукции. Он должен это знать, потому что участвует в тендере, потому что хочет получить западный контракт, потому что хочет анализировать, что завтра будет на рынке, и к выпуску какого изделия ему готовиться сегодня. Если он не знает какой у него денежный поток и сколько ему стоит изготовление изделия - он не знает ничего про свое предприятие. Компании, которые осознанно подходят к системной интеграции, как правило, хорошо представляют свои проблемы и понимают, что собственными силами их решить трудно. И тогда они обращаются к системному интегратору. Процесс преобразований может начинаться с внедрения современных информационных технологий и систем, которые дают руководителю инструмент для анализа и принятия решений. Сегодняшние программно-аппаратные средства и технологии, в частности intranet, дают руководителю возможность сразу понять, какой информации ему не хватает, где узкие места, откуда начинать изменения. Вице-президент компании АйТи Александр Колесниченко считает, что для отечественных предприятий это самый приемлемый путь. С другой стороны, можно начать с анализа и описания проблем, создать новые бизнес-процессы, а затем подвести под правильные бизнес-процессы информационные технологии. Однако разрушение существующих бизнес-процессов может привести к полной остановке производственной деятельности, и подобный подход может использоваться в исключительных случаях. О проблемах предприятий и о роли системной интеграции в своей статье размышляет вице-президент компании LVS Михаил Сидоренко. Любая система состоит из множества компонентов. Когда говорят о системной интеграции, то подразумевают такое их объединение, в результате которого итоговые функциональные возможности системы значительно превосходят сумму возможностей примененных компонент. Элементарный пример. Когда первобытный человек изготовил лук, он использовал три компонента: ветку дерева, жилу и небольшой дротик (стрелу). Он объединил их совершенно определенным способом и получил возможности значительно большие, чем сумма возможностей этих предметов. Это, конечно, примитивная, но все-таки система. Строго говоря, системная интеграция не является наукой. Безусловно, она базируется на научных основах системного анализа, науки управления, но решающее значение имеет опыт, здравый смысл и изобретательские способности. Бессмысленно говорить об интеграции "вообще". Когда речь идет об интеграционных процессах, необходимо указать в отношении какого объекта они происходят. Нужно понять его текущее состояние и в какое состояние его желательно перевести. Если требуется создать эффективно действующее предприятие, тогда системная интеграция подразумевает перевод в новое состояние существующих бизнес-процессов, внедрение современных информационных технологий для их поддержки и подготовку людей для их осуществления. Эта область системной интеграции считается наиболее сложной, так как она имеет дело с объектами, в основе которых находится человек. Современная наука не в состоянии формализовать его возможности и поведение. Результаты, полученные психологией, социологией, исследованиями в области изучения мозга впечатляют, но все же не могут дать однозначного ответа в отношении такой сложной биосистемы.
В части создания корпоративных телекоммуникационных сетей интеграция имеет дело с достаточно формализованными процессами и стандартизованным оборудованием. Корпоративная сеть при правильном построении будет работать независимо от того, подготовлен персонал или нет. Ее задача передавать потоки битов и обеспечивать коммуникационные потребности предприятий. Критичным является подбор надежных и совместимых друг с другом устройств. Интеграция в сетях невозможна без телекоммуникационных стандартов, которым посвящена специальная статья. От характера деятельности вашей компании и степени ее централизации зависит, сколько средств она должна вкладывать в телекоммуникации. Статья "Делать ли решительный шаг" подскажет руководителю: создавать ли собственные каналы или использовать чужие. При построении территориально-распределенных корпоративных сетей наибольшую сложность представляет выбор каналов и технологий для объединения локальных сетей. Публикуя серию статей по телекоммуникационным технологиям - Frame Relay, Х.25, TCP/IP, ISDN, - мы хотим помочь пользователю сделать правильный выбор. Пока ни один из отечественных провайдеров не предоставляет услуги АТМ - пожалуй, единственной на сегодняшний день технологии, интегрирующей в рамках единой сети практически все виды трафика. Она может использоваться для построения практически всех типов сетей: локальных, общегородских, глобальных и даже спутниковых. Эта технология станет темой одного из ближайших номеров журнала. |