Сохраненная история

Фотография появилась на российских почтовых открытках в 1894 году, после того, как министр внутренних дел разрешил частным предпринимателям изготавливать бланки открытых писем. До этого в течение двадцати двух лет исключительное право на выпуск бланков имело почтовое ведомство.

Изготовление открыток и их использование строго регламентировались: "Открытые письма допускаются к пересылке только на установленных бланках (правительственного и частного изготовления). На адресной стороне бланка, кроме подробного адреса, ничего другого писать не дозволяется, за исключением своего наименования и места жительства, воспроизводимых рукописно или посредством штемпеля и всякого печатания. Содержание открытого письма не должно заключать в себе чего-либо противного законам, общественному порядку, нравственности и приличию. Не удовлетворяющие этому требованию не отправляются по назначению. Бланки открытых писем частного изготовления по формату и плотности бумаги должны соответствовать бланкам, изготовляемым почтово-телеграфным ведомством и не превышать 14 сантиметров (3 1/8 вершка) в длину и 9 сантиметров (2 вершка) в ширину. Бумага для бланков может быть употреблена только светлых тонов.

Бланки открытых писем, изготовляемые специально для обращения в пределах Всемирного Почтового Союза, должны иметь на лицевой стороне следующее заглавие на русском и французском языках: Всемирный Почтовый Союз. Россия. Union Postale Universelle, Russie. Открытое письмо - Carte Postale.

Виньетки и рекламы могут быть отпечатаны только на оборотной стороне бланка, причем печатание их во всем подчиняется правилам устава о цензуре и печати".

Уже в 1887 году из России можно было отправлять открытую корреспонденцию в следующие государства, входящие во Всемирный Почтовый Союз: Англию, Францию, Австрию, Бельгию, Германию, Грецию, Данию, Италию, Испанию, Норвегию, Швецию, Португалию, Румынию, Сербию, Европейскую Турцию, Голландию, Черногорию и Северо-Американские Соединенные Штаты.

Российские фотографы не замедлили воспользоваться открывшимися возможностями.

В фототипиях при фотографических заведениях выпускались открытые письма с целыми сериями, например, портреты знаменитых людей России: писателей, поэтов, художников, актеров, политиков; виды Москвы; типы народов, населяющих Россию; быт русской деревни, ее обычаи, костюмы, и т.д. Особенная тема - юбилей А.С.Пушкина в 1899 году; открытки, посвященные этой дате, выходили не только в России, но и во многих странах Европы.

В Москве издателями открытых писем в собственных фототипиях были Карл Андреевич Фишер, Петр Петрович Павлов, Василий Григорьевич Чеховской и др. Самая большая фототипия принадлежала Альберту Ивановичу Мею и называлась "Шерер, Набгольц и Ко". По сюжетам его открыток можно многое узнать о городской жизни Москвы, о ее улицах, о постановлениях городской власти и новостях общественной жизни.

Вглядимся повнимательнее в несколько открыток из серии "Типы России".

Уличные торговцы
На протяжении многих лет в Москве второй половины XIX века они подвергались постоянному - и безуспешному - гонению. В 1863 году городские власти запретили торговлю съестными припасами с лотков и лавчонок на бульварах и тротуарах. Запрет никого не остановил, и московские тротуары остались вотчиной лоточников с их пирожками, блинами, овощами, зеленью, фруктами, с незамысловатым, но разнообразным и нужным в хозяйстве галантерейным и скобяным товаром.

Корзинщик
За этим симпатичным сюжетом стоит одна международная история.

Супруга московского генерал-губернатора Д.В.Голицына Татьяна Васильевна Голицына задавала тон благотворительности. Учрежденное ею Благотворительное общество, например, организовало раскинувшуюся по всему городу сеть рукодельных школ для девочек.

Однажды, путешествуя по Швейцарии, княгиня обратила внимание на корзины, которые весьма искусно плели местные жители. Она выписала швейцарских мастеров в Вяземы, родовое поместье Голицыных. Промысел прижился, корзины из ракитника пользовались спросом, и в 1899 году в Вяземах было устроено потребительское общество по производству и сбыту плетеных изделий.

Дворник
Генерал-губернатор В.А. Долгорукий сообщил в печати: "На основании предоставленного мне Высочайшим постановлением 5 апреля 1879 года права, я признаю нужным издать следующее обязательное для жителей Москвы постановление:

1. В каждом доме в Москве должен быть дворник для очередного дежурства днем и ночью на улице .

2. Домовые дворники находятся в полном подчинении местной полиции...

5. В дворники могут быть нанимаемы люди не моложе 21 года от роду, причем возраст их определяется видом на жительство нанимаемого в дворники лица...

9. При исполнении своих обязанностей дворник должен иметь на шапке установленные бляхи...

12. За неисполнение своих обязанностей, дворники и ночные сторожа: в первый раз подвергаются штрафу в 10 рублей, а при несостоятельности - 7 дней аресту; во второй раз - 20 рублей или аресту до 14 дней; в третий раз - 30 рублей или аресту на месяц; и, независимо от сего, высылкой из столицы на определенный срок с воспрещением когда-либо поступить в Москве на службу в дворники или ночные сторожа".

Городские типы, помещенные на бланках открытых писем, пользовались огромным успехом не только в России, но и в странах, входящих во Всемирный Почтовый Союз.

"Фотография произвела много такого, что действительно стоит быть сохраненным и что будет иметь для будущего поколения даже больший интерес, чем для настоящего", - писал журнал "Фотографический вестник" в 1867 году. Сегодня мы видим, насколько справедливо это суждение.

Татьяна Шипова