Новосибирцы на пороге информационного века

Очередной "круглый стол" журнала был организован совместно с ассоциацией "Сибирское соглашение" и прошел в Новосибирске.
На этот раз в центре внимания оказались насущные проблемы информатизации российских регионов, их интеграции в глобальные сети передачи данных, создания единой информационной среды как необходимого условия нормального социально- экономического развития.
Вел встречу руководитель аналитической группы при главе администрации Новосибирской области Владимир Зыбарев.

Анатолий Алексеев,
академик РАН, заместитель председателя временной комиссии по разработке программы информатизации и создания единого информационного пространства Новосибирской области:

- Вопрос о том, чтобы разработать концепцию информатизации Новосибирской области, возникал несколько раз в течение последних четырех лет. Но разработчики были несколько дезориентированы тем, что речь шла об информатизации областной администрации, а не о создании информационной среды области. Сейчас, наконец, проблема поставлена правильно, и комиссия заканчивает работу.

Для самой Новосибирской области особенно важно развитие инфраструктур, связывающих ее с другими регионами. Прежде всего потому, что Новосибирская область, выгодно расположенная географически, природных ресурсов практически не имеет. Зато она богата информационными, интеллектуальными ресурсами благодаря наличию большого числа организаций ВПК, трех академий и многих очень хороших вузов. Потенциал есть, но как его разработать? Как создать структуры метропольного типа, чтобы они работали на всю Сибирь? Конечно, без усилий со стороны областной администрации это сделать трудно, потому что на федеральный бюджет надежда плохая.

Да, надо рассчитывать на самоокупаемость. Но опыт показывает, что системные проекты (а без системной компоненты ничего нельзя получить) очень плохо идут, потому что акционированные предприятия склонны из этих системных проектов вычленять наиболее рентабельные части и на их базе вести коммерчески выгодные работы. Поэтому мы хотим, прежде всего, убедить администрацию перестроить и оптимизировать управление. У нас как в мэрии, так и в областной администрации имеются департаменты транспорта и связи. Считается, что это единые коммуникации. Но совершенно ясно, что "под транспортом" связисты и информационщики чувствуют себя очень неуютно - там другие масштабы затрат, другие приоритеты. А мы хотим доказать, что важнейшим, стратегическим приоритетом для Новосибирской области должно стать развитие инфраструктуры телекоммуникаций и информатизации. В области экономики это было бы для нас спасением. В других регионах, например в Красноярске, телекоммуникации и информатизация вычленены в отдельные департаменты. Несмотря на отставание по плотности сетей, их насыщенности предоставляемыми услугами, все-таки отношение там более нацеленное, более организованное. Как бы они не утащили у нас роль делового центра Сибири. Научная общественность Новосибирска уже обращалась к главе областной администрации Виталию Петровичу Мухе, указывая, что Новосибирск постепенно утрачивает положение делового центра. Суеты с сетями много, но как бы нам не запутаться в этих сетях. Установка новых телекоммуникационных линий - дело рентабельное, но освоение информационных ресурсов и информационное обслуживание - куда менее рентабельны. Они требуют больших затрат, больших усилий по созданию сетей и их учету. Поэтому информатизация как таковая по сути не ведется.

Опять же нужны некие административные решения в пользу информатизации, и не обойтись без создания ассоциации со своим фондом развития. У нас есть соображения о том, как обеспечить ее самофинансирование и окупаемость.

Что касается источников информатизации и формирования баз данных, то с ними все более-менее ясно. Это областная служба статистики и департаменты, которые информацию этой службы используют и тем самым улучшают ее качество. Разные ведомства насыщают информацией свои корпоративные сети. Кроме того, есть много информационно-справочных служб, которые хорошо разрабатывают ресурсы.

Конечно, есть разные базы данных. Есть уникальные, а есть, скажем так, тривиальные. Нужно, чтобы все ведомства выдавали свою информацию в доступном и унифицированном виде, чтобы был стандарт. Нужно воспитывать у ведомств информационную культуру.

Георгий Пискунов,
генеральный директор компании "Новоком":

- Я представляю компанию "Новоком". Она создана в августе как совместное предприятие между Новосибирской городской телефонной сетью и "Белком Инкорпорейтед" - дочерней компанией "Комсата", владельца большого числа спутниковых терминалов по СНГ.

Два слова по поводу создания информации. То, что сейчас происходит с сетями и , в особенности, с Internet, - это, вообще говоря, нечто новое в области коммуникации. Телеграф, телефон, телевидение, радио вызывали некие серьезные социальные сдвиги в мире. Internet - не исключение. Но и телефонные компании, и радио, и телевидение были чистыми провайдерами, поставщиками услуг. Internet в этом смысле отличается радикально. Каждый пользователь Internet одновременно является и потребителем и поставщиком услуг. Если создана инфраструктура, и мы договорились о правилах взаимодействия, то проблема сбора информации рано или поздно исчезает, поскольку каждый является ее поставщиком. Поэтому для насыщения сетей информацией нет необходимости создавать какую-то глобальную программу. Все должно появиться само. Нужны лишь инфраструктура и правила игры.

Юрий Зыбарев,
проректор по информатике Новосибирского государственного университета, вице-президент Академии информатизации образования:

- Internet - это действительно совершенно другая среда, новый этап развития. Когда мы формировали концепцию, то постарались заложить необходимые технологические предпосылки для динамичного развития корпоративных и проблемно ориентированных информационных систем, для создания всевозможных электронных справочных служб. Иначе говоря, предпосылки для того, чтобы каждый потребитель имел возможность и создавать информацию, и выставлять ее для доступа.

Масса информационных ресурсов была создана на устаревших технологиях и из-за этого сегодня теряется. Возможности Internet, возможности унификации, сертификации позволяют выправить положение. В Новосибирске, в Сибирском регионе должна быть создана адекватная инфраструктура как телекоммуникационных средств, так и программных, информационных ресурсов. В европейской части страны, близко от Москвы, где сосредоточены все центральные структуры, достаточно просто проводить сертификацию, лицензирование этих видов деятельности. А мы на одних командировках разоримся. Приходится держать там представительства, и искать кого-то, кто бы проводил для нас эту техническую работу. Мы предусматриваем в концепции развитие региональной структуры лицензирования, сертификации и аттестации информационных ресурсов. Если это будет сделано, то мы сможем активно развивать мировые информационные технологии, к которым получили доступ через Internet. Тогда Новосибирск, обладая большим потенциалом, сможет стать неким межрегиональным центром развития информационных ресурсов и информационных услуг.

Марк Хуторянский,
главный инженер территориального центра междугородных связей и телевидения АО "Ростелеком":

- Еще в бытность Советского Союза для обеспечения устойчивости работы магистральной сети были созданы предприятия, которые целенаправленно занимались эксплуатацией кабельных и радиорелейных линий. На основе таких предприятий в период всех наших реорганизаций было создано АО "Ростелеком", куда филиалами вошли все аналогичные нашему предприятия. Мы обслуживаем кабельные и радиорелейные линии в пределах Западной Сибири (Омская, Новосибирская, Кемеровская области, Алтайский край). В настоящее время с Запада на Восток у нас проходят две коаксиальные магистрали: одна по территории Омской, Кемеровской, Новосибирской областей, другая по территории Алтайского края. А радиорелейная аналоговая линия системы "Восход" обеспечивает нам не только телевизионное вещание, но и два телефонных магистральных ствола на 1920 каналов. В течение прошлого и текущего годов проведено строительство новой цифровой радиорелейной линии Москва-Хабаровск. С первого декабря мы запускаем ее в эксплуатацию.

Цифровая радиорелейная линия - как я понимаю, она всех здесь собравшихся интересует больше, чем аналоговая - это шесть рабочих стволов со скоростью 155 Мбит/с и два резервных. Она построена на оборудовании фирм Siemens и NEC. Участок от Москвы до Новосибирска - это Siemens, от Новосибирска до Хабаровска - NEC. По своим радиотехническим характеристикам оборудование одинаковое. В предыдущие годы были построены подводная ВОЛС по Балтийскому морю до Кенгисеппа, радиорелейная линия от Кенгисеппа до Москвы, ВОЛС от Хабаровска до Находки и подводная линия от Находки до Японии и Южной Кореи. С вводом радиорелейной линии Москва-Хабаровск получилось замкнутое колечко от Западной Европы до Японии.

Мы продолжаем строительство оптических линий связи. В начале будущего года будет завершено строительство ВОЛС Москва-Екатеринбург и начинается строительство линии Екатеринбург-Новосибирск. Это будет 12-волоконный кабель с системой передачи СМТ-16 на 2,5 Гбит/c. По титулу цифровой радиорелейной линии сделаны ответвления на Новосибирск и на все областные центры Сибири за исключением Барнаула. Цифровой линией в пределах нашей зоны будут охвачены и Омск, и Кемерово, и Томск, и Красноярск, и, само собой, Новосибирск. Вот такое складывается телекоммуникационное поле, которое должно стать основой передачи информации в зоне Сибири.

Юрий Ершов,
академик РАН, сопредседатель комиссии ЮНЕСКО по образованию:

- Недавно на президиуме Сибирского отделения РАН представляли концепцию развития Сибири. Был указ президента о перспективном развитии Сибири и должна быть сформирована президентская программа. Сегодня, когда деловая активность перемещается в Юго-Восточную Азию и Тихоокеанский регион, Россия, которая всегда была мостом между Западом и Востоком, получает дополнительные преимущества. Кроме того, что она сама обладает уникальными природными богатствами, уникальным интеллектуальным потенциалом, ее геополитическое положение сулит, при правильном подходе, очень серьезные выгоды. В концепции говорится о Транссибирской магистрали, о БАМе, о Северном морском пути, о возможности построение газовой магистрали из Тюмени в Китай, ЛЭП в Китай и Корею и т.д. Недостаток этой концепции в том, что в ней не указано на особую важность информационной магистрали между Востоком и Западом, которая проходит по Сибири и Новосибирску. А эта магистраль становится даже более важной, чем транспортные. Мы все еще стоим на перекрестке важнейших мировых путей. Во многом от нашей сноровки, желания и понимания перспектив зависит: будем ли мы жить хорошо, либо станем просто "операторами на задвижке". Информатизация - это путь для реализации промышленного потенциала области, в том числе военного. Появление Internet, появление глобальных информационных сетей - это нечто качественное новое, ставящее проблемы другого уровня. Академик И.П. Павлов сказал, что речь является второй сигнальной системой. Я бы сказал, что создание глобальных информационных систем - это вторая реальность, реальность, которая скажется на жизни людей очень сильно. Появляется новый континент, который требует освоения, требует создания новой культуры, философии, политики. А для начала - правила дорожного движения, протоколов. Культуры нет, а проблемы уже есть. Спектр проблем - совсем не технический; речь идет о создании культуры нового общества. Там фантастические возможности: доступ к неисчерпаемым источникам информации, пополняемым экспонентно. Но и отрицательные возможности тоже фантастические. Освоение континента только начинается и потребует огромных интеллектуальных усилий. Возвращаясь к теме обсуждения, хочу сказать, что я был приятно удивлен быстрым и успешным стартом университетской сети RUNNET. Но не случайно был задан вопрос о коммерческом использовании сетей. Дело в том, что наука, культура, социальная сфера бедны как церковные мыши. Министерство образования не сможет содержать эти сети, об этом нельзя и мечтать. С другой стороны, если люди науки, люди, занимающиеся образованием, не получат полноценного доступа к информационным ресурсам, - это будет катастрофа. Есть реальное противоречие: информационные ресурсы нам не менее нужны, чем банковским, коммерческим структурам, но мы не обладаем теми финансовыми средствами, которые позволяли бы нам использовать их и развивать. Нужно находить разумный баланс, проводя государственную точку зрения. В решениях недавнего конгресса ЮНЕСКО "Образование и информатика" есть такой пункт: структурам, которые обладают средствами информации, предложено учитывать нужды науки и образования, создавая для них льготный и бесплатный доступ к информационным ресурсам. Мировое сообщество об этом заботится, государство должно об этом заботиться, ну, и мы должны. Если бы нам удалось убедить администрацию Новосибирской области в том, что развитие информатизации области могло бы стать приоритетной и стратегической линией развития области, это было бы здорово. Но при продумывании всех этих планов не должны забываться интересы научного и образовательного сообщества. Надо найти какой-то разумный баланс, в том числе и финансовый, который бы позволял иметь доступные каналы информации для науки и образования.

И последнее замечание - по поводу концепции информатизации области. Проект составлен с точки зрения Новосибирской области. А более разумным масштабом, которым стоило оперировать, был бы уровень тех субъектов федерации, которые входят в Сибирское соглашение". Надо, по-моему, инициировать это движение. Конечно, Новосибирская область хочет быть лидером. Но нельзя всем только стремиться в лидеры и при этом не кооперироваться на разумных началах. Так что в концепции стоило бы упомянуть аспект "Сибирского соглашения".

Юрий Зыбарев:

- Четыре года назад впервые в сети Релком в качестве связанного IP-сегмента был создан IP-сегмент Западно-Сибирского региона. Шесть вузов Томска, Новосибирска и Барнаула по телефонным аналоговым каналам 19-200 впервые создали такой сетевой сегмент. С тех пор федеральная университетская сеть RUNNET сильно прибавила и в техническом оснащении, и в содержательном плане.

У нас есть свои соображения о транспортной инфраструктуре, о развитии информационного содержания и организации. Год назад на коллегии Госкомвуза был создан специализированный научно-экспертный совет. Первый заместитель министра А.Н.Тихонов делал заглавный доклад, в котором сформулировал очень важную, на мой взгляд, мысль: от информатизации образования нужно переходить к информатизации регионов, и таким образом продвигаться к информатизации всего общества. Ведь высшая школа - одна из немногих сохранившихся в стране интеграционных структур. В отличие от многих других центральных ведомств она сохранила единую структуру и взаимодействие как на общенациональном, так и на межрегиональном уровне.

Один из ключевых вопросов - подготовка специалистов для эксплуатации современного сетевого оборудования. В работе с информационными ресурсами, с информационными технологиями нас ожидает масса подводных камней и тьма проблем. Просто тьма - начиная с создания баз с хорошим эффективным общим доступом, кончая узкоспециализированными вопросами. Прорабатывается идея развития региональных учебных центров в высшей школе. Продумываются варианты партнерских соглашений с ведущими фирмами, такими как Novell, Oracle, Microsoft, с тем чтобы перенять их опыт в области подготовки специалистов по тем технологиям, которые мы у себя сейчас осваиваем. Уровень общей подготовки в высшей школе России признается во всем мире как очень высокий, но в области информационной мы используем по преимуществу западный инструментарий. Значит, надо развернуть некую специальную сеть с тем, чтобы эти технологии были максимально освоены и максимальное число специалистов пошло в народное хозяйство. Год назад мы создали ассоциацию сибирских университетов. Это великое дело, когда пятнадцать ведущих университетов, обладая мощным потенциалом, объединились и работают в единой скоординированной программе. Появились серьезные предпосылки для кооперации с производственными структурами, такими, как "Ростелеком", междугородные телефонные сети, городские телефонные сети, и с организациями, обеспечивающими содержательное наполнение сетей. Такая интеграция поможет создать Сибири условия для достойной жизни.

Сергей Емельянов,
директор программы "Телекоммуникации" ассоциации "Сибирское соглашение":

- Все предпосылки для того, чтобы мы стали лидерами, до сих пор сохраняются. Все привыкли к тому, что Новосибирск - это центр информационных технологий, это центр с точки зрения устройства каналов связи. На мой взгляд, основная беда Новосибирска заключается в том, что у нас, грубо говоря, слишком много специалистов, слишком много умных. У нас здесь куча релкомовских узлов, у нас присутствуют все крупнейшие на рынке Российской Федерации операторы сетей. У нас есть все. И это все работает врозь. В Новосибирске почта ходит через Москву. Мы все, начиная с областной администрации, общаемся друг с другом как попало: через Москву, через Европу... Мы не можем решить проблему интеграции пока даже внутри города. Снять эту проблему в городе было бы выгодно всем, это не повод для конкурентной борьбы, потому что от роста трафика выиграют все провайдеры информационных услуг. Работа, которая началась в рамках сети RUNNET по созданию узла IP-exchange в Новосибирске, - это один из приоритетов для города. Все провайдеры информационных услуг должны пойти на этот шаг и сделать все, что можно. Деньги в основном будут использоваться федеральные, и мы могли бы предложить администрации часть ресурсов вложить в наиболее "узкое" место, а именно в создание информационной инфраструктуры.

Нужно будет разработать механизм, который позволит абонентам пользоваться услугами любых провайдеров - равно коммерческих и некоммерческих.

Больше года висит идея создать координационный совет по телекоммуникациям и информатике в "Сибирском соглашении". Сейчас, пока не закончились выборы в субъектах Сибирского региона, активная деятельность по созданию этого совета приостановлена. Но выборы закончатся, и надо будет помочь дирекции "Сибирского соглашения" не только создать совет, но и предложить конкретные направления деятельности. Большую активность в этом плане проявляют, между прочим, омичи, пользуясь тем, что глава омской областной администрации Л.Полежаев является председателем совета "Сибирского соглашения". Если мы не проявим активности со своей стороны, то потеряем возможность задать такую программу для региона.

Еще один вопрос. Сейчас происходит становление коммерческих информационных ресурсов, которые могли бы предоставляться на определенных абонентских отношениях. Все ощущают нехватку системы, которая позволяла бы работать с такими услугами в Internet, используя электронную регистрацию, платежи и т.д. - то, что имеется в любых коммерческих системах на Западе. Многие структуры готовы платить, готовы поставлять оплачиваемые ресурсы, но нужно предложить сетевой механизм оплаты. Здесь нужна поддержка серьезного банка, серьезного с точки зрения банковской структуры, технологий, безопасности. Начинать можно с организации традиционной системы, но для проверки оплаты услуг хорошо бы иметь поддержку финансовой структуры.

Последнее, что я хотел бы предложить: надо попытаться сформулировать пакет своих требований, пожеланий, рекомендаций для Министерства связи и довести до его сведения тем или иным образом. Это касается вопросов лицензирования, сертификации, которые все мы вынуждены в одиночку решать в Москве. Для того, чтобы получить частоту, которая на всем белом свете является нелицензированной, мы затрачиваем до года времени в Москве, затрачиваем огромные деньги, которые обессмысливают затеянное дело, лишают его коммерческого смысла. Эти проблемы уже сдерживают развитие инфраструктуры. Один пример. Мы долго не могли поставить разрешенную релейку на крыше междугородной телефонной станции. Мы затратили на это месяцы. А потом, в конце концов, нам объявили, что это возможно. И время ушло не на то, чтобы учинить какую-то проверку по базам данных, - просто всякая просьба должна "отлежаться". Надо искать иные способы. Может быть, нашему региону нужно выступить с инициативой, что пора вводить в России те диапазоны, которые существуют в мире нелицензированными, на те же 2, 4 ГГц и выше. Да, здесь нужен определенный механизм учета и слежения. И мы готовы помогать органам Госсвязьнадзора.

В информационной структуре важны все участники - и большие, и малые. Ценность информационных ресурсов будет определять все сообщество. Зажимая одних, мы сдерживаем общее развитие. К сожалению, большое значение имеют весовые категории участников рынка: у крупных игроков степень свободы значительно выше, а мелким не хватит никаких ресурсов, чтобы преодолеть все многочисленные преграды. Здесь нужна поддержка администрации - помощь и специальная поддерживающая политика. Без этого ничего не получится.

Виктор Столяров,
главный специалист Новосибирской городской телефонной сети:

- Вопросы взаимоотношений на телекоммуникационном рынке серьезны и весьма болезненны не только для тех, кто пользуется нашими сетями, но и для нас: НГТС, "Ростелекома", областной "Электросвязи". Госбюджетные организации могут претендовать на какие-то скидки, льготные тарифы, но при этом не должны страдать и операторы связи: они несут затраты, и эти затраты должны каким-то образом компенсироваться. Когда мы работали над концепцией информатизации, одним из существенных вопросов как раз и был вопрос о создании механизмов, которые были бы приемлемы для всех сторон и поспособствовали ускорению информатизации. Но удовлетворительных решений еще не найдено.

С точки зрения развития телекоммуникаций Новосибирск устроен, по сибирским меркам, вполне солидно: цифровая магистраль, транспортные среды Х.25, сеть Frame Relay, опто-волоконное кольцо, которое будет запускаться в декабре (СТМ-4). Инфраструктура здесь создана. Можно, конечно, ломиться в диапазон 2,4 - ради Бога. Но будет правильнее использовать уже созданные возможности, найдя для этого подходящий механизм.

При разработке новых информационных ресурсов мы должны иметь в виду не столько область, сколько Сибирский регион в целом. Давайте подумаем, каким образом можно активизировать именно те информационные ресурсы, которые будут интересны и городу, и региону, и всей стране. Потенциал для этого у нас есть, и он огромен.

Работы по созданию единого информационного пространства сейчас ведутся достаточно активно. Мы находим общий язык внутри сетей - Sprint, Frame Relay, Инфател, Сибнет. Эта часть проблемы будет снята. Приоритетными задачами остаются информационные ресурсы и взаимоотношения в телекоммуникационных сетях.

Наконец, могу сообщить, что НГТС в плане предоставления услуг Frame Relay-сети готова пойти на определенные льготы для госбюджетных организаций. Соответствующая подготовка уже идет.

Георгий Пискунов:

- У Новосибирска очень приличные возможности в плане информатизации. Чего сейчас не хватает? Не хватает коннективности - внутри города и вне его. Протокольная часть более-менее ясна. Остаются "последняя миля" и каналы дальней связи. Если разобраться с ними, то Новосибирск сможет претендовать на роль информационного центра Сибири.

Г-н Хуторянский обещает нам в декабре иметь шесть раз по СТМ-1 до Москвы и, надеемся, по разумным ценам. В мире на сегодняшний день существуют две основные технологии: беспроводные технологии 2,4 ГГц Spread Spectrum и по проводам (HDSL, ADSL). В этом смысле связка "Новокома" с Frame Relay, с оптоволоконным кольцом при наличии достаточно быстро развертываемых спутниковых каналов и подземных кабелей позволяет решить проблему информатизации города и подключения огромного числа абонентов. Технологически у нас есть все. Вопрос только в ценах, доброй воле, здравом смысле, в определенной поддержке со стороны клиентов и в конструктивном взаимодействии между партнерами.

Олег Двинин,
начальник управления электронно- финансовых систем "Сибирского банка":

- Банк, с одной стороны, активно использует телекоммуникационные системы, чтобы предоставлять своим клиентам комплекс банковских услуг. С другой стороны, мы разрабатываем технологии, которые находят применение по всей стране - от Москвы до Владивостока. Недавно "Промстройбанк" России закупил у нас восемь копий очень дорогого программного продукта, что говорит о качестве наших разработок.

Наконец, с третьей стороны, мы сами создаем и эксплуатируем свои внутренние корпоративные телекоммуникационные - проводные и беспроводные - сети.

Банки сегодня относятся к числу самых активных пользователей телекоммуникаций. У "Сибирского банка" - только телекоммуникационного и канального оборудования на миллион долларов. Все наши каналы работают с очень высокой загрузкой, на 80-90 процентов.

Почему мы не обращаемся к услугам сторонних организаций? Во-первых, это дорого. У нас очень большой трафик, и, соответственно, нам выставлялись бы огромные счета. Подсчеты показали, что, даже при крупных капиталовложениях, оборудовать и содержать собственные сети выгоднее.

Другая важная причина заключается в обеспечении безопасности. У нас по сетям гуляют очень большие деньги, примерно пятьсот миллиардов рублей в сутки. Поскольку наши системы стоят в открытом телекоммуникационном пространстве, мы ежедневно наблюдаем по несколько хакерских атак. Они не проходят дальше первого уровня, но мы их фиксируем и пытаемся разбираться, откуда они исходят.

Мы не можем предлагать услуги через Internet, поскольку там действует только Internet-овская безопасность - а она не соответствует ни ГОСТу, ни Указу Президента, ни сертификационным требованиям ФАПСИ.

Когда мы обжигаемся, то стараемся еще сильнее закрыться, отгородиться, обезопаситься. Так что, в отличие от высшей школы, мы не готовы делиться информационными ресурсами и средствами. И это весьма грустно, потому что корпоративные сети, не будь они столь обособленны, могли бы послужить общему информатизационному благу.

Юрий Зыбарев:

- Без решения проблемы информационной безопасности вообще и безопасности в абсолютно закрытых корпоративных сетях в частности говорить об экономических, коммерческих применениях просто нельзя. В 1997 году мы в рамках программы информатизации высшей школы будем работать над проблемой "Internet и информационная безопасность". В плане создания коммерческих информационных потоков - это проблема номер один. Без ее решения все остальные усилия - интеллектуальные, технические, организационные - будут сведены на нет.

Семен Мушер,
директор проекта "Сеть Internet Новосибирского научного центра":

- Интеграция - это замечательно, глобальные сети - замечательно. Никто здесь не возражает. Но в Новосибирске и особенно в области есть много организаций, которые надо присоединять к Internet и обеспечить им открытый и равный доступ. На это и нацелен наш проект, который организован больше года назад Фондом Сороса и Сибирским отделением Российской Академии наук с использованием средств Российского фонда фундаментальных исследований.

В прошлом году мы создали единую сеть в Академгородке, в нынешнем году сеть стала продвигаться в город, и нам пришлось вступить в тесное взаимодействие с нашими уважаемыми связистами, что принесло хорошие результаты. Сегодня в нашей сети действует больше половины всех зарегистрированных хостов Новосибирска (а сам Новосибирск держит 10-12 процентов всех хостов России). У нас в Академгородке есть собственный спутниковый канал с Гамбургом пропускной способностью 512 кбит/с. Мы собираемся расширять свое присутствие в городе, прежде всего имея в виду учреждения образования, культуры и здравоохранения. Мы будем использовать имеющиеся средства, наземные каналы, Frame Relay, чтобы продвигаться к простым, небогатым организациям - к школам, в первую голову, - к нашей интеллигенции, которой всегда была сильна Россия. К сети присоединятся все учреждения Медицинской академии, прибавится и много других пользователей.

Концепция информатизации, повторюсь, - это очень хорошо, это необходимо. Но и конкретные шаги тоже возможны.

Андрей Суханов,
коммерческий директор "СФМТ-Новосибирск":

- "СФМТ-Новосибирск" - это дочернее предприятие АО "Электросвязь" Новосибирской области и американской компании Global TeleSystems. Мы являемся одним из 13 региональных центров спутниковой системы связи "ТелеРосс", которая обеспечивает междугородную голосовую связь, интегрированную с передачей данных. Наша компания лидирует среди всех региональных центров по объему предоставляемых услуг и доходам.

Для успешного развития нашей сети важное значение имело бы решение проблем демонополизации связной отрасли. Очень непросто выжить, когда сталкиваешься с исторически сложившимися мощными монополиями, такими, как "Ростелеком" и местные сети связи. В физике есть явление кавитации, кипения: если пузырек не набирает критической массы, то он схлопывается и исчезает. Нам, естественно, хочется вырасти, но здесь возникают вопросы, прежде всего финансовые: плата за "последнюю милю", за подключение к сетям. Не будь это так дорого, как сейчас, то и инвестиций в компании, подобные нашей, было бы больше, и темп их развития - выше. Мы пока снимаем сливки с рынка, то есть обслуживаем мощных клиентов, которые могут себе позволить платить большие деньги за подключение к сетям.

Может быть, стоило бы, разрабатывая концепцию информатизации, попробовать согласовать с участием всех заинтересованных сторон и эту группу вопросов.

Наконец, чтобы скорее продвигаться по пути создания регионального информационного пространства, можно было бы поднять вопрос о том, чтобы часть средств из местного бюджета, скажем часть транспортного налога, отщипнуть в связь.