ISDN для корпоративных сетей

По мере роста компании ее руководителю рано или поздно приходится решать проблемы, связанные с выходом на рынки других регионов и открытием новых филиалов и отделений. Как правило, такой рост сопровождается расширением круга клиентов, поставщиков и партнеров. Это означает, что наступает момент, когда количество контактов достигает критической массы и доля расходов на связь в общей струк- туре затрат становится существенной. Правильный выбор ка- налов поможет значительно снизить эти расходы.

Универсального рецепта для выбора каналов и построения корпоративной сети не существует и существовать не может. Однако есть методология, которую сегодня модно называть сетевой интеграцией. Хотя точнее было бы говорить о построении правильных сетей уже существующих оборудования и каналов связи. Обычно сетевой интегратор предлагает многократно апробированные решения, но для крупных компаний он проводит тщательное исследование основных направлений информационных потоков, их объемов и будущих изменений. Полученные результаты сопоставляются с имеющимися возможностями на рынке связных услуг и географией распространения сетей передачи данных разных провайдеров. Затем делается экономическое обоснование проекта с учетом существующих цен на оборудование и услуги и тенденций их изменения. Даже при одинаковом наборе функций общая стоимость проекта может разниться в несколько раз, поэтому руководителю компании было бы полезно представлять, какие существуют варианты и для решения каких проблем они подходят.

От факса к сетям

Основными инструментами большинства российских компаний являются сегодня телефон, факс и модем. Для магазина, получающего товары с городских складов, этого вполне достаточно. Также как и для сбытовой программы владельца склада. Наверное поэтому переход на электронную почту, идеально подходящую для системы "заказы-поставки", идет пока вяло. С другой стороны, ряд крупных фирм - владельцев оптовых складов и розничных точек - уже имеет вполне современные корпоративные системы, которые позволяют контролировать движение товаров. Чаще всего системы построены по технологии "клиент-сервер", когда все задачи выполняются на центральном сервере, а удаленный компьютер формирует запросы и получает результаты обработки. Объем передаваемой информации по каналам невелик, и скоростей аналоговых модемов вполне хватает. Надежность же обеспечивается программным обеспечением центрального сервера.

Однако из-за неустойчивости аналоговой телефонной сети подобные решения неприменимы, когда необходимо обеспечить продолжительный доступ к серверу. Их нельзя использовать и для организации удаленного узла сети, когда программы выполняются на удаленном компьютере и интенсивно используют канал для доступа к ресурсам центральной сети. То же относится и к объединению ЛВС. Для таких целей используют сети арендованных каналов, сети передачи данных, либо цифровые сети с интеграцией услуг ISDN. (Об использовании сетей арендованных каналов рассказывалось в статье "Выбирайте каналы" Connect! N. 5, 1996 - Прим. ред.). Ожидаемое снижение цен на услуги цифровых сетей с интеграцией служб ISDN заинтересовало многих сетевых интеграторов, и они все с большей охотой включают в свои проекты каналы ISDN.

Цифровые АТС с интерфейсом ISDN

Во всех современных учрежденческих АТС, например Definity компании Lucent Technologies, могут устанавливаться модули сопряжения с каналами ISDN: как по базовому интерфейсу BRI, состоящему их двух основных каналов по 64 кбит/с, так и по первичному PRI, объединяющему 30 каналов по 64 кбит/с. Устанавливая такие модули, пользователи получают пакет дополнительных возможностей. Прежде всего, это автоматическая маршрутизация соединения через любую из существующих между двумя станциями линий. Очень удобными являются переадресация абонентских вызовов и организация телефонной конференции с подключением третьего абонента. Кроме того, само соединение в сетях ISDN осуществляется практически мгновенно. 20-30 секунд, затраченных на набор номера и соединения в аналоговой телефонной сети, при большом объеме исходящих звонков складываются в часы. А это означает, что c переходом на ISDN, телефон не будет недоступен по причине установления соединения. Очень важным, особенно, когда АТС обслуживает несколько организаций, является наличие всей служебной информации о входящих и исходящих звонках. Она облегчает анализ загрузки линий и позволяет составлять биллинговые отчеты. Кроме того, фиксируются все попытки несанкционированного доступа в систему.

Объединение локальных вычислительных сетей

Значительное количество альтернативных цифровых каналов связи - выделенных и ISDN - сегодня приходится на долю банков. Однако с учетом тенденции снижения цен на услуги ISDN, спрос на эти каналы, безусловно, увеличится и со стороны других компаний. Не исключено, что владельцы выделенных каналов, чтобы сохранить часть своих клиентов, будут вынуждены пересмотреть свои тарифы. Высокая скорость и качество каналов ISDN делают их одним из самых удобных и экономичных решений для объединения ЛВС.

Пока в сетях ISDN применяется повременная оплата. (Некоторые провайдеры, идя навстречу потребителям, ввели в свои тарифные схемы и возможность арендной платы. - Прим. ред.). Поэтому в целях экономии имеет смысл обеспечить сжатие информации в онлайновом режиме и предусмотреть возможность выделения каналов по-требованию (bandwidth on demand). В этом режиме установление соединения происходит в момент появления трафика. По окончании передачи соединение разрывается. Можно организовать работу таким образом, что второй канал начнет свою работу в момент, когда загрузка первого канала превысит некоторое значение, например 75 процентов.

В зависимости от требований к надежности можно организовать альтернативные маршруты соединения. Кроме того, некоторые виды информации, особенно финансовой, требуют защиты от несанкционированного доступа. Сегодня несколько зарубежных производителей выпускают оборудование, которое позволяет обеспечить экономное использование каналов, надежность и защиту информации. Оборудование, как правило, имеет модульную структуру и разъемы для подключения нескольких ЛВС и каналов ISDN.

Еще одним перспективным направлением использования этих каналов является организация скоростного доступа к сети Internet.

Видеосовещание - всем оставаться на своих местах!

Одним из очень интересных и многофункциональных средств групповой работы с информацией и программными приложениями являются компьютерные видеоконференции. Глобальные каналы ISDN (в том числе и спутниковые) позволяют организовать видеоконференции с абонентом, удаленным на тысячи километров, так же как и с тем, кто работает в локальной сети. У вас появляется возможность совместно работать над документами, вносить в них изменения, одновременно обсуждая возникающие проблемы. Общее число участников конференции может достигать 8, а при передаче только аудио- и видеоинформации - 24 человек.

Каналы ISDN не только удовлетворяют все традиционные потребности предприятий, они дают новые возможности и новое качество при разумных ценах.

Дмитрий Ведев