Intranet: орудие руководителя

Инвестиции в информационные технологии огромны, но до сих пор не существует экономики этой отрасли

Мысль о возвращении к теме intranet у меня возникла непосредственно после получения моей статьи, опубликованной в четвертом номере "Connect!", которую сопровождали отзывы экспертов. Причем побудительным мотивом стало не столько нежелание уважаемых оппонентов разобраться в сути явления intranet, сколько скрытая агрессия. Называть нечто "маркетинговым ходом" или говорить о том, что "на это смешно смотреть", разумеется можно, однако, пожалуй, не в данном контексте.

Полемика такого рода очень похожа на происходившую в пятидесятые годы дискуссию о том, стоит ли заменять паровозы на отечественных железных дорогах более современными локомотивами (электровозами или тепловозами). В аргументах защитников пара были безусловно здравые моменты - неподготовленность инфраструктуры, технологическое отставание от Запада и подобные рассуждения. Если бы эти взгляды победили, то, кроме Китая, паровозы сохранились бы еще и в России. Смогла бы существовать экономика с такой транспортной системой?

Никто при ясном уме и в добром здравии не станет утверждать, что есть какая-то отдельная технология, которая может стать универсальным средством, панацеей. Однако не согласитесь ли вы с тем, что в полувековой истории вычислительной техники наступил некий "момент истины", момент намечающегося качественного перехода. Сумма технологий достигла в определенном смысле критической массы, за которой следует взрыв. Аргументация в пользу того, что информационные технологии приобретают новое лицо, одно из имен которого intranet, заключается прежде всего в том, что впервые появляется возможность просто и понятно говорить о потребительских свойствах информационных систем на языке пользователя. Эту возможность подарила Web-технология. Интерфейс навигаторов и страничная HTML-ная форма представления данных интуитивно понятны. Они родились в результате длительного эволюционного развития, это не продукт какой-то определенной компании.

Для любого производства, достигшего достаточно высокого уровня технологической зрелости, характерно то, что потребительские свойства изделий представляются в пользовательских терминах. Чем выше зрелость, тем в меньшей степени достоинства изделия описываются в терминологии, понятной только профессионалам, специалистам в данном конкретном предмете. Бросьте ретроспективный взгляд на любую из индустрий, и вы убедитесь в справедливости этого утверждения. В традиционных областях давно существует определенное распределение труда между конструкторами и разработчиками, людьми, принимающими решение, эксплуатационниками-практиками, экономистами и т.д. Совсем недавно мы были свидетелями спора между Аэрофлотом и отечественными производителями о целесообразности закупки зарубежных самолетов. Дискуссия велась на понятном обывателю уровне: экономическая эффективность, экология, безопасность - вот основные критерии. Для того, чтобы оперировать ими, вовсе не нужно быть экспертом по конкретным авиационным специальностям.

В области информационных технологий все не так. Несмотря на видимые успехи, бешеный рост всех показателей производительности, до сих пор не существовало даже языка, на котором можно было бы говорить, например, с руководителями предприятий, с людьми, принимающими решения о возможностях корпоративных информационных систем. Инвестиции в информационные технологии огромны, но до сих пор не существует экономики этой отрасли. Большинство рассуждений об экономической эффективности носит характер заклинаний. На ум приходит высказывание популярного когда-то автора "Ученых сказок" - Феликса Кривина. Он писал: "Ни один пророк не говорил "Поверьте мне", все говорили "Верьте в меня". Не правда ли похоже на ситуацию с корпоративными информационными системами?
Впервые появляется возможность просто и понятно говорить о потребительских свойствах информационных систем на языке пользователя. Чем выше зрелость, тем в меньшей степени достоинства изделия описываются в терминологии, понятной только профессионалам, специалистам в данном конкретном предмете.

Естественно, что чем выше логическая сложность того или иного изделия и чем менее очевидна обывательскому взгляду приносимая им выгода, тем дольше путь от пионерских разработок до потребительского рынка. Это качество присуще и рынку информационных технологий. Потребительские свойства персонального компьютера как средства развлечения и досуга воспринимаются очень быстро, как офисного инструмента медленнее, и уж совсем неторопливо воспринимаются его потребительские качества применительно к информационной системе предприятия.

Однако возвратимся к intranet. Рождение Web-технологии прежде всего изменило стереотип восприятия компьютера как чего-то сложного, на что деловому человеку некогда тратить время. Она предложила "человеческий" метод потребления информации. Достаточно запустить навигатор - и компьютер из предмета мебели, обязательного для кабинета, превращается в инструмент доступа к всем ресурсам Всемирной Паутины. Web-технология реализует понятный и естественный механизм доступа к информации. Отсюда взрывной рост интереса к Internet.

Теперь остается сделать следующий шаг. Рассуждение простейшее: "Если так легко и просто потреблять информацию в Internet, то почему, спрашивается, также не организовать информационную среду предприятия или региона?" То есть построить вместо большой сети, носящей имя собственное Internet, свою собственную, маленькую, но на тех же принципах - intranet (Internet один, а intranet-ов много, потому и пишем с маленькой буквы).

Итак потребительские качества корпоративной информационной системы, построенной на принципах intranet, очевиднее. Чтобы подтвердить это, представим себе следующую ситуацию. Представитель компании, занимающейся разработкой информационных систем (назовем его "эксперт"-Э), пришел в кабинет руководителя компании, которая может стать потенциальным заказчиком (его мы назовем "директор"- Д).

Э: Я хочу рассказать вам о новом подходе к построению информационной системы на вашем предприятии.

Д: Я не думаю, что вы мне скажете что-то новое, лучше бы вам поговорить с нашими системщиками.

Э: С ними я надеюсь поговорить позже, а пока, пожалуйста, ответьте мне на один вопрос. Что вы станете делать, если, допустим, вам нужно узнать, есть ли на предприятии кто-то, умеющий говорить по-японски?

Д: А разве, кроме звонка в отдел кадров, есть еще что-то?

Э: Разумеется! Если вся информация о персоналиях собрана на внутреннем Web-сервере, то с помощью простейшего запроса вы можете получить список сотрудников, владеющих теми или иными квалификационными навыками.

Д: Да? А если я захочу узнать как обстоит дело с отгрузкой готовой продукции?

Э: На русском языке в окошке программы, которая называется навигатором, вы можете написать "отгрузка готовой продукции" и получить графики за любой нужный интервал времени. Задача заключается в том, чтобы собрать на сервере предприятия всю информацию, образующую информационное лицо предприятия, вы лучше меня знаете какую.

Д: Занятно. В двух словах, как это все устроено?

Э: Представьте себе, что все данные о вашем предприятии представлены в виде книг - документов, каждая из которых состоит из неограниченного количества страниц. Любая страница легко выводится на экран вашего компьютера. Но только страницы немного "умнее", чем обычные. Ключевые слова в них выделены цветом и, если вам нужно перейти на страницу, где содержится информация по ключевому слову, достаточно подвести курсор к этому слову и нажать кнопку на мышке.

Д: Кажется, становится интересно. Я понимаю так, что это удобная структура данных со ссылками.

Э: Совершенно верно, это называется гипертекст.

Д: Прекрасно, но это ж нужно иметь специалистов по его подготовке.

Э: Вовсе нет, подготовка гипертекста не многим сложнее, чем работа в любом другом редакторе. Часть сотрудников, те, кто готовит информацию, "выкладывает" ее на сервер, ваши системщики научат этому очень быстро. Остальные будут читать ее.

Д: Поясните, чем ваш подход отличается от электронной почты. Мы недавно ее завели и приходится разгребать вороха. Вещь полезная, но не очень удобная.

Э: Электронная почта и intranet не взаимоисключающие вещи, более того, электронная почта это одно из средств intranet или как иногда называют один из сервисов intranet. Отличие же состоит в том, что почта - это принудительная рассылка. Она удобна для оперативного информирования. При работе с почтой вы сами вынуждены поддерживать архив входных и выходных документов. В intranet предприятия накапливается своего рода библиотека различного рода документов.

Д: Это что-то вроде китайской стены во времена Мао, на которую наклеены дацзыбао, но только не нужно ничего выискивать, можно сразу же найти все, необходимое. Это хорошо, но по вашему выходит, что все могут читать все. Меня это не устраивает. Здесь что-то не так.

Э: Нет, конечно, каждый сотрудник получает право на доступ только к той информации, которая ему предназначена. Для этой цели существуют специальные средства информационной безопасности.

Д: Вы меня заинтересовали. У меня возникает сразу несколько практических вопросов: естественно, сколько это будет стоить, и какое время потребуется на внедрение?

Э: Построение информационной системы предприятия на принципах intrаnet отличается тем, что оно происходит постепенно. Возможно первый пилотный вариант вообще не потребует существенных инвестиций, при условии что уже существует необходимая инфраструктура. Для начала могут быть таким образом информатизированы отдельные подразделения. Дальше возможно потребуется развитие компьютерного парка, кабельной сети и т.д. Эти работы необходимо будет выполнять по потребности. Д: Что ж, переходим к делу, я приглашу наших специалистов, и мы продолжим разговор.