Формула успехаКак появилось современное понятие системной интеграции?В чем заключается этот бизнес, а главное - какие проблемы нынешних российских предприятий и каким образом способен решить настоящий системный интегратор?
Говоря о системной интеграции, мы чаще всего имеем в виду деятельность компаний трех видов:
Фирмы-консультанты, занимавшиеся структурой организаций, анализом и проектированием бизнес-процессов, формированием стратегии компаний, в конце 1970-х пришли к выводу о том, что модель предприятия, существовавшая практически без изменений с начала века, стала тормозом эффективности. В этой модели, заложенной еще Адамом Смитом и доведенной до совершенства Генри Фордом, воплотившим ее в сборочном конвейере, сложные работы разделяются на более простые повторяющиеся действия, выполняемые специалистами в различных последовательностях до тех пор, пока услуга либо товар не будут доведены до потребителя. Главной работой руководителя в этих условиях является управление количеством, качеством и ценой выполняемой работы. С точки зрения оргструктуры работники были организованы по функциональному признаку - производственный персонал, сбытовики, снабженцы и т.п. Функциональный подход к оргструктуре привел к созданию древовидных, громоздких бюрократических структур, которые были достаточно эффективны, пока производственные операции не требовали очень высокой квалификации персонала, рабочая сила была относительно недорогой, а требования рынка - сравнительно стабильными.
Однако пришло время, когда традиционные компании столкнулись с возрастающей глобальной конкуренцией и быстрыми технологическими изменениями. Они стали затрачивать все больше времени на организацию, координацию, согласования и все меньше - на выполнение работы, ценность которой может ощутить конечный потребитель. Накладные расходы взлетали ввысь, а границы между функциональными подразделениями становились непреодолимыми барьерами на пути самых необходимых преобразований. Назрели перемены, и то, что произошло в 1980-х годах, в некоторых публикациях называют "промышленной контрреволюцией". Если промышленную революцию конца прошлого века - начала нашего, связывают с разделением труда, специализацией, производственной бюрократией, то "контрреволюция" принесла универсализацию, диверсификацию, глобализацию. Средний уровень управления стал гораздо "тоньше". Чтобы быстро реагировать на требования рынка, проектировщики стали работать вместе с маркетологами, технологами и инженерами-производственниками. Даже если оргструктура организации и оставалась формально неизменной, то содержание ее менялось коренным образом. Изменился смысл функционального подразделения - оно превратилось в "пул специалистов". Раньше руководитель подразделения отвечал за качественное и своевременное исполнение функций. Теперь его основная задача - воспитать требуемое количество работников с требуемой квалификацией, которые могут объединяться с работниками других подразделений для выполнения конкретных проектов. Новая модель стала быстро давать хорошие результаты, но появились и проблемы. Давно известно, что эффективно можно управлять не более чем семью непосредственными подчиненными. Но в "плоских" структурах в непосредственном подчинении находятся многие десятки, а то и сотни людей. Эффективные коммуникации с таким числом людей невозможны без применения информационных технологий. Видимо, учитывая это, все консалтинговые фирмы, входящие в "большую шестерку", приступили к активному развитию подразделений, занимающихся информационными технологиями. Производители компонент вычислительных систем и традиционные системные интеграторы пришли к современной системной интеграции сходными путями. К середине 1980-х появилось очень много публикаций с анализом экономической эффективности внедрения вычислительной техники. Оказалось, что внедрение самых совершенных и самых дорогих систем не приносит ожидаемого эффекта. Неудачи объяснялись просто: если делать что-то неправильно, то автоматизация вовсе не устраняет дефекты, а лишь ускоряет неправильные процессы. Отсюда у компаний, занятых созданием сложных информационных систем, появился интерес к анализу и проектированию бизнес-процессов и, как следствие, стали формироваться крупные консалтинговые подразделения.
Однажды в беседе с Энди Мауришем, одним из высших руководителей Perot Systems в Европе (с моей точки зрения, PS является образцовым интегратором), я спросил о том, кто является типичным заказчиком для системного интегратора. Ответ был прост: фирмы и организации, у которых есть проблемы. Заметьте - ни слова о сетях, компьютерах, прикладных системах и прочих столь милых нашему сердцу атрибутах информационных технологий. Вдохновленный этим ответом, я постарался выявить наиболее общие проблемы наших потенциальных заказчиков и тем самым создать собирательный образ клиента российского системного интегратора. Сегодняшняя рыночная реальность предъявляет очень суровые требования к предприятиям. Потребитель требует индивидуального подхода и при этом хочет высшего качества, низких цен, и все это ему нужно "прямо сейчас". Рынок становится глобальным, технологические революции происходят едва ли не по несколько раз в год, а конкуренты становятся все более многочисленными и изощренными. Отечественные предприятия далеко не всегда готовы к этим условиям. Они постоянно сталкиваются с необходимостью пересмотра стратегий, продуктов и организационных подходов. Как можно заниматься бизнесом, находясь в состоянии постоянных перемен? Ответ может быть только один: надо уметь заниматься этим одновременно, не теряя темпа на рынке. Наша сегодняшняя производственная организация является продуктом старой системы. Рынок требует внедрения новой бизнес-модели, которая позволяла бы проектировать, строить, а затем перепроектировать и перестраивать процессы, организации и технологии с легкостью, с какой ребенок перестраивает свою игрушку из конструктора Lego. При этом критическим фактором успеха является интегрированность и направленность этих процессов и технологий на выбранный рынок. Необходимо создать концепцию и определить функциональные атрибуты желаемой бизнес-модели. Это позволит провести детальное проектирование и разработку, после чего в бизнес-процессах можно применять апробированные методы и стандарты и преобразовать концепцию в реальность. Наличие такой концепции, понятой и принятой на всех уровнях организации, является, возможно, наиболее важным фактором успеха. Она служит маяком, позволяющим людям, принимающим решения в отсутствие прямых указаний от руководства, сохранить уверенность в том, что они делают правильные шаги. Другим фактором является такое понятие, как корпоративная культура. Это медленно эволюционирующая и наследуемая среда, и именно она определяет успех либо неудачу любых изменений, предпринимаемых руководством. Изменять культуру можно, но при этом необходимо помнить, что она крайне инерционна, и если вы планируете "в следующий понедельник" произвести в компании коренные изменения, то будьте готовы к жесткому сопротивлению коллектива. Итак, "идеальный" клиент системного интегратора должен обладать: пониманием проблем своего бизнеса, ясной картиной того, что он хотел бы сделать со своим предприятием и корпоративной культурой, позволяющей осуществить требуемые изменения. Процессы + люди + технологии Успех системного интегратора проявляется в бизнесе его клиента: росте объемов продаж и прибыли, захвате дополнительной доли рынка, улучшении конкурентной позиции. Первым шагом на этом пути является нацеливание всех бизнес-процессов в организации клиента на максимальное удовлетворение конечного потребителя. Многие компании формулируют эту задачу в терминах эффективности и качества. Мы являемся свидетелями огромной волны инициатив, связанных с постоянным совершенствованием и реинжинирингом процессов, которые зачастую сводятся к снижению затрат и улучшению качества. Но нередко такие инициативы приводят лишь к незначительным сдвигам к лучшему. Наиболее успешные компании понимают, что снижение затрат - это только один элемент в уравнении успеха. Снижение затрат имеет физический предел, в то время как трансформация бизнес-процессов, направленная на рост, обладает практически неограниченным потенциалом. Идеальным подходом является нацеливание бизнес-процессов на обеспечение роста при разумных ограничениях на затраты.
Другим аспектом в достижении успеха являются люди, понимающие и принимающие стратегические цели организации. Имея ясные цели, ресурсы для их достижения и свободу в принятии решений, люди сами находят пути достижения этих целей. Поэтому одним из результатов работы интегратора должны стать работники, желающие принимать на себя риски, способные действовать соразмерно ситуации, а не только в соответствии с четко сформулированными предписаниями, и сосредоточенные на результате, а не на процессе работы. Старая громоздкая бюрократическая система управления маскирует от рядовых сотрудников стратегические цели организации, поэтому она должна быть заменена новой, позволяющей людям раскрыться и полностью реализовать свой потенциал. Есть много организаций, занимающихся каждым из этих аспектов по отдельности. Их работа, безусловно, приносит большую пользу, но при этом необходимо помнить, что успех в каждой из этих областей, это только локальный успех. Стратегический выигрыш может дать только комплексный подход. И это подход современного системного интегратора. Михаил Сидоренко, вице-президент компании LVS. E-mail: ms@lvs.msk.su |