министр В экономике любого государствасвязь является производительной силой и элементом технологических процессов, создающих условия роста валового национального продукта. Не случайно показатель развития сети электросвязи - телефонная плотность или количество терминалов на 100 жителей - входит в число шести основных критериев Международного валютного фон- да, определяющих экономический уровень развития страны.

Эта зависимость и определяет роль связи в социально-экономическом развитии России и конкретные задачи этой отрасли на каждом его этапе.

В последние годы, с наступлением в российской экономике периода коренных изменений, возникла острая необходимость оснащения субъектов формирующегося рынка современными средствами связи, обеспечивающими быстрое реагирование на изменение рыночной конъюнктуры. Стало очевидным также и то, что для информационной поддержки регулирования экономики в рыночных условиях требуется опережающее развитие телекоммуникационной инфраструктуры, ее полномасштабное вхождение в европейскую и всемирную системы связи.

Для решения этих сложных проблем переходного периода предстояло в предельно короткий срок выработать новую научно-техническую политику управления телекоммуникационным комплексом, перестроить его работу на перспективу с учетом мирового опыта, ментальных особенностей и геополитического положения страны.

Пять минувших лет стали для отрасли временем глубоких реформ, изменивших ее структуру, законодательную основу, сферы собственности и управления, принципы тарифной политики.

К настоящему времени моноструктура комплекса разделена на три блока предприятий: почты, электросвязи, трансляции программ теле- и радиовещания. Предприятия электросвязи преобразованы в акционерные общества; растет число частных компаний, сегодня их около двух тысяч; сформирована конкурентная среда рынка средств и услуг связи; созданы правовые рамки для цивилизованных отношений между государством и организациями связи различных форм собственности.

На основе новых федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, другой нормативной документации в области связи усовершенствована система управления телекоммуникационным комплексом, действенными элементами которой стали лицензирование и сертификация.

Изменились и функции Министерства связи. Из хозяйствующего органа оно стало координатором телекоммуникационного рынка, организующим и регулирующим его работу. Деятельность участников рынка, владельцев средств связи и операторов сетей контролирует Госсвязьнадзор - специально созданная мощная структура, сеть филиалов которой охватывает все регионы Российской Федерации.

С переходом к рыночным отношениям предприятия связи получили право самостоятельно устанавливать уровень тарифов исходя из себестоимости предоставляемых услуг и получаемой прибыли.

В эти же годы проводилась масштабная работа по модернизации существующих и созданию новых современных сетей связи. Ее результаты позволили "сократить дистанцию" технического отставания телекоммуникаций России от ведущих стран мира.

За сравнительно небольшой срок в стране были построены волоконно-оптические и цифровые линии связи, в том числе оборудованные системами синхронной цифровой иерархии; внедрены цифровые коммутационные системы с системой сигнализации ОКС-7, современные системы управления сетями; созданы сети передачи данных с пакетной документацией; на базе конверсионных частот в 49 регионах Российской Федерации организованы аналоговые и цифровые сети подвижной радиосвязи.

Развивались электронные средства распространения массовой информации. За прошедшие с 90-го годы количество телевизионных и радиопередающих устройств увеличилось с 8 до 11 тыс. Только в 1995 г. в различных точках России введено в эксплуатацию 350 спутниковых станций приема ТВ-сигнала. Появились частные телерадиопередающие центры, которые создают собственные альтернативные программы или транслируют передачи других телерадиокомпаний.

Прогрессивные изменения происходили в области спутниковой связи. За эти годы завершена разработка нового космического аппарата (КА) "Экспресс", уровень которого отвечает мировым стандартам. В этом году первый "Экспресс" уже запущен, в 1997 г. планируется запустить еще три таких спутника. За последние два года запущены два спутника непосредственного телевещания "Галс", которые уже в этом году будут использоваться для распространения программ "НТВ+" на европейской части территории России. Поэтапно обновляется действующая группировка спутников "Горизонт" ("Стационар", 12 КА): из восьми КА, отработавших свой ресурс, три уже заменены; в будущем году будут заменены еще три спутника связи.

Вступление России в международные организации космической связи ("Интелсат", "Евтелсат" и др.) способствовало созданию и развитию коммерческих выделенных спутниковых сетей.

За четыре года реформ на российском рынке появилось несколько десятков видов новых услуг сотовой, пейджинговой, транковой связи, сетей передачи данных, документальной электросвязи, мультимедиа, непосредственного телевещания через спутник и др.

Начиная с 1993 г., были введены в строй крупнейшие цифровые волоконно-оптические линии международной связи (Россия-Дания, Италия-Турция-Украина-Россия, Россия-Япония-Корея) и цифровая радиорелейная линия Москва-Хабаровск. С завершением этих проектов национальная сеть страны получила три независимых выхода на глобальную сеть электросвязи; через всю территорию России замкнулось мировое телекоммуникационное кольцо, образовав наиболее рациональный путь трафика из Европы в Тихоокеанский регион; на ближайшие 10-15 лет в стране решена проблема международной связи.

Сегодня у России - 51 тыс. каналов международной связи (для сравнения: в 1990 г. на весь Советский Союз приходилась 1 тыс. таких каналов), столько же их, к примеру, у ФРГ. Несколько больше у США. Обеспечена автоматическая телефонная связь страны со 180 государствами мира. Построены 7 международных коммутационных центров, и проблема их дальнейшего строительства в стране также решена на перспективу.

К настоящему времени из 50 АМТС и 50 тыс. км цифровых линий дальней связи, составляющих техническую основу создаваемой цифровой сети связи общего пользования. модернизированы 45 станций и проложено 30 тыс. км планируемых трасс.

К 1998 г. планируется завершить работу по техническому переоснащению основных узлов междугородной связи: из 84 междугородных телефонных станций 79 уже цифровизованы. С ее окончанием на 10 лет будут удовлетворены потребности страны в услугах междугородной связи.

Пока не снята с повестки дня проблема местной телефонной связи. И несмотря на то, что в целом емкость сети составляет 26 млн номеров, и по этому показателю Россия занимает третье место в Европе, телефонная плотность в стране остается в среднем на уровне 18 телефонов на 100 жителей (в 1991 г. - 15,8/100). К примеру, в промышленно развитых странах этот показатель составляет 40 и более терминалов на 100 чел. Разработана концепция, намечены сроки и наращиваются темпы решения этой проблемы. Начиная с 90-го, ежегодный ввод номеров увеличился в 2 раза: с 700-800 тыс. до 1,5 млн к 1995 г., и как ожидается, достигнет 2,2 млн к концу 1996 г. В ближайшие два года планируется выйти на рубеж 3 млн номеров в год.

В решении задачи телефонизации страны участвуют и сами будущие абоненты. В 1995 г. стартовала программа развития местной телефонной связи "Российский народный телефон", которая реализуется с привлечением средств населения, и уже по итогам первого года 500 тыс. номеров из общего числа введенных были задействованы по установленной в ней схеме. По прогнозам этого года количество "народных" номеров возрастет до 800-900 тыс. Успешная реализация этой программы и сохранение темпов наращивания емкости сети снимут проблему дефицита "домашнего" телефона за 7-10 лет.

Каждое полугодие коллегия Министерства связи подводит итоги работы отрасли, корректирует намеченные планы с целью максимально полного решения ближайших и перспективных задач.

Экономические показатели текущего состояния дел отражают стабильную работу связи в стране, рост производственного потенциала отрасли и социального благополучия ее работников.

По результатам работы за 1-ю половину 1996 г. общий валовой доход составил 17,4 трлн руб., что в 1,9 раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Капитальные вложения увеличились в приведенных ценах на 28,6 процента.

В консолидированный бюджет России своевременно внесено 4 трлн руб., что составляет 2 процента от его доходной части и превышает отраслевой показатель 1-й половины 1995 г. в 1,4 раза.

Общий объем реализации услуг вырос в 1,95 раза; рост ввода основных производственных мощностей по городской телефонной сети составил 128,1 процента, по междугородной и международной связи - 256,2 процента (приведенные данные сравниваются с показателями 1-го полугодия 1995 г.).

Заработная плата связистов переместилась по шкале народного хозяйства с 17-го на 5-е место.

Преобразования последних лет сделали российский рынок средств и услуг связи привлекательным для отечественных и иностранных инвесторов. И если в 1990 г. количество прямых иностранных инвестиций, вкладываемых напрямую из-за рубежа, практически равнялось нулю, то в 96-м они составили 41,5 процента общего объема инвестиций в отрасль. Телекоммуникационный комплекс перешел на самоокупаемость, доля же государственной поддержки уменьшилась по сравнению

с 1990-1991 гг. более чем в 15 раз и составляет сегодня 0,7 процента или 15,2 млрд руб.

Строительство объектов связи примерно в равных долях финансируется предприятиями отрасли и различными структурами, заинтересованными в развитии тех или иных видов связи.

Акционерные общества (АО) электросвязи имеют устойчивое финансовое положение, хорошую репутацию как у отечественных, так и у иностранных инвесторов. Контрольные пакеты акций всех АО (51 процент), закрепленные в федеральной собственности, консолидированы в холдинговом АО "Связьинвест".

В рейтинге двухсот крупнейших компаний России по рыночной стоимости, составленном по данным на 1 июля 1996 г., компании связи заняли 20 позиций против 15 в прошлом году.

Однако опыт работы в условиях рынка выявляет барьеры, которые препятствуют их дальнейшему развитию и привлечению в отрасль инвестиций. Сегодня - это отсутствие приемлемой методики проведения вторичной эмиссии акций с сохранением функций государственного контроля, современного решения вопросов ценообразования; бухгалтерского учета, аудита и депозитария международного класса; квалифицированного и признанного за пределами страны регистратора ценных бумаг.

В ближайшие два года отечественные компании связи должны перевести финансовую основу своей деятельности на уровень международных стандартов. Некоторые из них уже справились с этой задачей: на международный бухгалтерский учет и аудит перешла крупнейшая акционерная компания "Ростелеком", другие акционерные общества, частные компании связи.

Завершение этого нового перестроечного этапа сделает экономику связи "прозрачной", уменьшит риск вложения капитала и одновременно повысит активность инвесторов, позволит российским компаниям выйти на международные биржи ценных бумаг. И такой прецедент уже есть: в этом году на американский рынок ценных бумаг с облигациями ADR 3 уровня (самого высокого в этой иерархии) вышла компания "Вымпелком". Последний раз ценные бумаги такого уровня из России продавались на Нью-Йоркской бирже в 1906 г.

Контрастным по сравнению с благополучными в финансовом отношении, развивающимися акционерными компаниями электросвязи остается положение работающих в отрасли государственных унитарных предприятий, скованных рядом правовых и тарифных ограничений. К ним относятся 119 предприятий телерадиокомплекса. Решить проблемы неплатежей, привлечь внимание инвесторов к этой сфере, убедить коллективы телерадиопредприятий в перспективе их дальнейшей работы можно, изменив их организационно-правовую форму. Министерство связи вышло в Правительство Российской Федерации с предложением начать в 1997 г. акционировать предприятия этого блока и рассчитывает на его поддержку и поддержку Госдумы.

Сложным пока остается также состояние почтовой связи. Единственный путь решения проблем почты - ее коммерциализация. Этот выбор подтверждается практикой работы почты многих стран мира. В настоящем почтовики развивают нетрадиционные услуги и сегодня их доля в доходах почты составляет 20 процентов.

Значительные изменения происходят сегодня в подотрасли космической связи. В этом году Правительство России разрешило привлекать иностранный капитал и использовать иностранные технологии для создания спутников связи; осуществлять совместно с иностранными партнерами запуск космических аппаратов в точки на геостационарной орбите, принадлежащие России, и последующую эксплуатацию этих спутников. Дан старт новым возможностям развития этого вида связи и уже заключен первый договор в рамках этой программы по созданию российско-французского спутника связи. Есть и другие предложения, которые рассматриваются в отрасли космической промышленности.

Сегодня многое сделано для того, чтобы были обеспечены потребности развивающегося рынка страны в услугах современной связи. Отрасль полностью адаптировалась к новым экономическим условиям. Совершенствует свою техническую базу, набирает темпы развития. По двум позициям - созданию современных сетей связи и вступлению в международный телекоммуникационный альянс - Россия вошла в число цивилизованных стран мира.

Однако при всех этих достижениях одной из самых актуальных задач создания национальной информационной инфраструктуры является полное удовлетворение спроса на основные услуги связи для всех групп потребителей. На ее выполнение будет направлена дальнейшая работа отрасли.