Северный Кавказ
и Новая Зеландия:
точки соприкосновения
Две отрасли - транспорт и связь - решают исключительно важные для государства и общества задачи, формируя целостное экономическое, социальное и культурное пространство регионов, стран, континентов и всей планеты.
Главная транспортная магистраль российского юга - это Северо-Кавказская железная дорога. Основанная в 1863 году, она сегодня является четвертой по величине железной дорогой России, обслуживая огромную территорию площадью 350 тысяч кв. км с населением более 17 млн человек. Этот богатый природными ресурсами и стратегически важный регион простирается от Азовского и Черного морей на западе до Каспийского на востоке, от Дона и Волги на севере до Кавказского хребта на юге. Дорога наращивает экспортно-импортные перевозки в комбинированной железнодорожно-водной транспортировке, используя развитые связи с портами Азово-Черноморского бассейна.
Одним из главных направлений в постоянно проводимой на СКЖД работе по технической модернизации является перевооружение связи и сигнализации как необходимых элементов обеспечения бесперебойного и безопасного движения. Действующее сегодня оборудование в значительной степени изношено или морально устарело, а требования к качеству его работы и прежде всего к надежности постоянно возрастают.
В нынешней трудной экономической и финансовой ситуации, в которой оказались едва ли не все хозяйствующие субъекты, руководство дороги и службы связи и сигнализации решили оптимизировать процесс модернизации, используя те новые возможности, которые открывают рыночные отношения. В своей телекоммуникационной ипостаси СКЖД - это владелец, распорядитель и оператор огромной инфраструктуры связи. Ее емкость такова, что она потенциально способна нести гораздо больший трафик, нежели тот, который связан с технологическими нуждами самой дороги. Если поделиться избыточной емкостью с другими операторами, войти в совместные проекты и предприятия, то польза для всех сторон будет очевидна: максимально эффективное использование того, что уже построено и находится в рабочем состоянии, а, как следствие - выигрыш во времени и экономия сил и средств при создании новейших систем и средств связи.
Служба связи и сигнализации СКЖД отказывается от всем памятной по прежним временам и до сих пор, к сожалению, распространенной ведомственной замкнутости и сделала выбор в пользу открытого ведения бизнеса с широким использованием всех имеющихся возможностей в создании систем "двойного назначения" для наиболее эффективного решения своих задач.
Первым серьезным опытом в этом плане может стать транковая система, над выбором которой служба связи и сигнализации СКЖД работала совместно с руководством телерадиокорпорации "Южный Регион ТВ".
Хотя СКЖД - это мощное предприятие с десятками тысяч работников и многомиллиардными оборотами, но даже для него создание современной системы связи сопряжено с очень большими затратами - ведь речь идет об огромной инфраструктуре вдоль тысяч километров железнодорожных путей. Хорошая связь и сигнализация стоят дорого, но, если попытаться на них сэкономить, это обойдется еще дороже. Поэтому все варианты были скрупулезно проанализированы с точки зрения технологических нужд дороги, соотношения "эффективность - цена" и применимости для других пользователей. В результате был сделан вывод, что для сложившейся инфраструктуры СКЖД наиболее эффективным вариантом будет создание системы связи и сигнализации с использованием технологии транковой связи протокола MPT 1327 - наиболее полно функционально и технически отвечающей нуждам и задачам дороги.
Коммуникационные возможности этой системы как нельзя лучше подходят и для оказания услуг разным группам пользователей, не связанных с СКЖД: таможенникам, ГАИ, нефтяникам, газовикам, транспортникам, скорой помощи, различным коммерческим организациям и частным лицам - особенно в малонаселенных районах вдоль железной дороги.
Когда был выбран протокол, встал вопрос о том, какую компанию избрать в качестве поставщика оборудования. Сегодня на мировом рынке полный спектр оборудования MPT, проверенного на железных дорогах Европы и Австралии, поставляет частная новозеландская компания Tait Electronics Ltd. Оборудование отличается высокой надежностью, а работа компании по монтажу, техническому сопровождению и обучению клиентов практически никогда не вызывает нареканий.
Поскольку речь идет об очень крупном и важном проекте, в октябре для непосредственного ознакомления с компанией и производимыми ею системами подвижной связи в Новую Зеландию поехали начальник службы связи и сигнализации СКЖД Александр Дзюба и руководитель телерадиокорпорации "Южный Регион ТВ" Георгий Кудинов.
Вот их впечатления от поездки.
Александр Дзюба:
- За время пребывания в Новой Зеландии мы увидели современное, хорошо отлаженное производство, выпускающее продукцию мирового уровня. Первая система протокола MPT 1327 была создана компанией Tait в Англии, а теперь ее оборудование успешно работает более чем в 80 странах мира. Для меня как представителя железной дороги особенно интересной была информация о реализованных проектах оснащения железных дорог подвижной радиосвязью в Австралии и Англии, а также о новых проектах на железных дорогах Египта и других стран. Интересным представляеcя и то, что все проекты с железными дорогами осуществляются совместно с компанией Siemens, которая имеет долгосрочные договоры с МПС.
Очень перспективной, на мой взгляд, является интеграция в систему возможностей отслеживания подвижных объектов с использованием спутниковой системы, передача данных и телеметрии с возможностью обратной связи.
Увиденная нами действующая национальная система радиосвязи на базе оборудования TaitNet на 20 тысяч абонентов подтверждает правильность сделанного нами выбора оборудования.
Георгий Кудинов:
- Мы давно ведем подготовительные работы по созданию Северо-Кавказской полномасштабной многофункциональной системы связи на базе оборудования протокола MPT 1327. Наш проект, не являясь альтернативой системам сотовой связи, в то же время имеет ряд дополнительных функций. Это групповая связь с неограниченным количеством создаваемых групп, обмен цифровой информацией, возможность приоритетного вызова и ряд других функций, которые позволят успешно использовать эту систему для решения ведомственных задач, поставленных СКЖД.
В то же время открытость этого протокола, возможность работы в телефонной сети общего пользования, возможность использования дуплексных абонентских аппаратов "сотового" дизайна позволят оказывать коммерческие услуги разным потребителям и, что особенно важно, организовать надежную телефонную связь в сельской местности и на автомобильных дорогах, расположенных в коридоре шириной 40-50 км вдоль железных дорог. При этом система TaitNet имеет гибкое модульное построение, что делает ее перспективной для неограниченного развития "вширь" от трассы железной дороги.
Мощная исследовательская программа компании Tait по разработке и производству цифрового формата TETRA позволит плавно перейти на этот, один из самых перспективных сегодня цифровых видов служебной радиосвязи, который вобрал в себя все положительные моменты сотовой радиотелефонии и транковых радиосистем.
|