На пути к цивилизованному рынку услуг связи


Олег Лабунько,
начальник Управления Госсвязьнадзора РФ по Ростовской области
В Ростовской области зарегистрированы 135 лицензиатов, предоставляющих услуги связи В период перехода к рыночной экономике в Российской Федерации изменились формы собственности, произошло расширение услуг связи государственному сектору, населению, хозяйствующим субъектам и иным пользователям. Одновременно возросло количество ввозимого и находящегося в свободной продаже оборудования радио- и проводного вещания, технических средств электрической, телеграфной и почтовой связи.

Ввод в эксплуатацию этих средств и появление большого числа новых операторов создает предпосылки для нарушений в работе сетей связи, искажений передаваемой информации, возникновения помех радиоэлектронным средствам (РЭС).

15 ноября 1993 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление N. 1156 об организации службы государственного надзора за связью в Российской Федерации в составе Главного управления при Министерстве связи и 76 региональных управлений Госсвязьнадзора.

В соответствии с законом cлужба государственного надзора за связью в Ростовской области осуществляет контроль за соблюдением законов и предписаний в области связи, надзор за работой служб радио- и электросвязи, выдает разрешения на ввоз технических средств связи на территорию России и их эксплуатацию, а также обеспечивает международно-правовую защиту радиоэлектронных средств связи России в Международном союзе электросвязи.

Объектами контроля и разрешительной деятельности нашей службы являются организации и физические лица, предоставляющие услуги электрической и почтовой связи, не зависимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Основные функции службы Госсвязьнадзора можно сгруппировать по шести направлениям:

  • контрольно-надзорные;
  • разрешительные;
  • запретительные;
  • принудительные;
  • регулирующие.
При этом хотелось бы заметить, что работа нашей организации в целом и каждого ее сотрудника направлены на то, чтобы поставить коммуникации Южной России на солидную научно-организационную и правовую основу.

Позволю себе подробнее остановиться на основных функциях службы государственного надзора.

Контрольно-надзорные функции:

  • за основной деятельностью предприятий связи сети общего пользования;
  • за предоставлением услуг связи в соответствии с нормами;
  • за соблюдением правил устройства сетей и сооружений связи, требований по организации их технической безопасности;
  • за порядком испытаний сооружений связи на соответствие стандартам и нормам;
  • за порядком изготовления, приобретения, ввоза из-за границы и использования РЭС гражданского назначения;
  • за соблюдением уровня предельно допустимых помех теле- и радиоприему;
  • за выполнением условий выданных лицензий на осуществление деятельности по связи;
  • за применением на сетях и сооружениях связи только сертифицированного оборудования;
  • за соблюдением технологии обработки, обеспечением сохранности и контрольных сроков прохождения почтовых отправлений и телеграмм;
  • за обеспечением прав потребителей на получение услуг связи с установленными нормами качества;
  • за своевременной проверкой знания правил технической эксплуатации и техники безопасности при обслуживании средств связи.

Разрешительные функции:

  • экспертиза электромагнитной совместимости (ЭМС) и назначение номиналов частот для РЭС;
  • экспертиза и выдача разрешений на эксплуатацию сетей электрической и почтовой связи;
  • экспертиза ЭМС и выдача разрешений на приобретение, эксплуатацию и ввоз РЭС на территорию России;
  • экспертиза на соответствие параметрам ЭМС и требованиям ГОСТ и согласование технических заданий на разработку и технических условий на серийное производство радиоэлектронных средств.

Запретительные функции:

  • введение запретов на использование РЭС при проведении особо важных правительственных работ и мероприятий;
  • отключение излучающих РЭС, работающих без разрешения или с отклонениями от присвоенных частотных назначений;
  • внесение предложений о приостановке или прекращении деятельности по связи без лицензий или с нарушением условий лицензий;
  • аннулирование или приостановка действий разрешений на приобретение, сооружение, эксплуатацию и ввоз РЭС (ВЧ-устройств) на территорию России;
  • выдача предписаний юридическим и физическим лицам о ликвидации нарушений правил использования РЭС, устройства сетей и сооружений связи, технической эксплуатации средств связи, техники безопасности.

Принудительные функции:

  • вносить предложения о привлечении к административной (уголовной) ответственности юридических и физических лиц, виновных в нарушении требований при осуществлении деятельности по связи или использовании РЭС;
  • участвовать в расследовании причин аварий и несчастных случаев при эксплуатации средств и систем связи и принимать по результатам этих расследований соответствующие меры.

Регулирующие функции:

  • планирование использования частот для РЭС различного назначения;
  • разработка нормативно-технических и информационных документов;
  • рассмотрение писем, заявлений и жалоб на качество услуг связи и принятие по ним соответствующих мер РФ и Ростовской области.
Госсвязьнадзор РФ и Ростовской области работает с предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, предоставляющими услуги электрической и почтовой связи, а также использующими радиоэлектронные средства или высокочастотные устройства. Исключение составляют объекты правительственной связи, сети связи органов государственного управления в области обороны, безопасности и охраны правопорядка.

Если говорить о Ростовской области, то здесь зарегистрировано 135 лицензиатов, предоставляющих услуги связи. 99 из них приступили к работе. Это 63 телерадиовещательных компании и оператора подвижной радиосвязи, 15 операторов передачи данных и междугородной телефонной и телеграфной связи, 21 оператор местной телефонной связи. Кроме того, есть и три оператора почтовой связи.
Есть оператор сети общего пользования, и все, кто включается в эту сеть, обязаны заключить с ним договор. Это не пожелание, а требование.
За 1995-1996 годы проведено 67 проверок лицензируемой деятельности, из них 23 - это комплексные проверки филиалов АО "Электроcвязь" - крупнейшего у нас оператора сети общего пользования. По результатам проверок выдано 187 предписаний, наложено 498 штрафов.

Проведено 48 экспертиз вводимых в эксплуатацию новых объектов связи.

При проверках коммерческих структур зачастую выясняется, что у них отсутствуют или не соответствуют требованиям договоры с оператором сети общего пользования. Это нарушение, и оно должно быть устранено.

Другое распространенное нарушение - отсутствие технических условий на присоединение к сети общего пользования.

Многие радио- и телевещательные станции не обеспечивают уровень радиосигнала в соответствии со стандартом и в соответствии с выданной лицензией. Когда идет государственная ОРТ - картинка хорошая, идет местный 51-й канал - почти ничего не видно. Мы как-то привыкли к этому и смирились. Но этого быть не должно: получили лицензию - будьте добры обеспечить картинку на уровне ОРТ. Выявлен и ряд других нарушений в области технической эксплуатации и техники безопасности.

В 1995 году была создана координационная комиссия Ростовской области в составе Управления Госсвязьнадзора, правоохранительных органов, УВД и ФСБ. Комиссия разработала комплекс мероприятий. Так, совместно с УВД и ГАИ организованы рейды для обнаружения и изъятия незаконно действующих передатчиков. Всего было проведено около 50 рейдов в Ростове, Шахтах, Азове, Таганроге. Вы понимаете, что делают такие незаконные передатчики: вламываются на чужие частоты, вносят помехи, иногда даже используют оборудование типа СЕНАО, которое работает в правительственных частотах.

Очень долго мы ждали законодательного документа о привлечении к административной ответственности должностных лиц и граждан за нарушения в области связи. Сейчас такой закон принят. Это "Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях". В нем есть 14 статей, которые предусматривают наказания физических лиц штрафами в размере от 20 до 100 минимальных окладов за нарушения в работе отрасли связи. Плюс конфискация оборудования, если оно не сертифицировано или незаконно ввезено на территорию России. К сожалению, сегодня у нас в области работают 22 оператора, не имеющих лицензий Министерства связи. Есть и вещатели, не имеющие лицензии Федеральной службы телевидения и радиовещания (ФСТР). У нас есть директивное указание проверить наличие и этих лицензий. В соответствии с постановлением правительства в области создана региональная комиссия по телерадиовещанию, которая в предварительном порядке рассматривает вопросы выдачи лицензий ФСТР.

И еще одно. Коллегия Министерства связи приняла постановление о приостановке назначения частот для коммерческих структур в части теле- радиовещания в высоком диапазоне. Сейчас разрабатывается частотно-территориальный план Российской Федерации. В нем в первую очередь будут предусматриваться вопросы организации регионального телерадиовещания на базе государственных компаний или компаний, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству. Главная цель Госсвязьнадзора состоит не в том, чтобы наказывать за нарушения, а в том, чтобы содействовать развитию цивилизованного рынка услуг связи. Законопослушные операторы будут пользоваться нашей всемерной поддержкой.