Выбрать офисную АТС

Вы ездили в соседний подъезд на такси? А из Москвы в Питер через Лондон?

Вы знакомы с творчеством американского композитора Глена Миллера? Наверняка знакомы. Он автор мелодии, которую вы частенько слышите в телефонной трубке сразу после милого голоса секретарши, когда звоните в какую-нибудь фирму. Это офисная телефонная станция пытается скрасить ваше ожидание. В период ковбойской вольницы в салунах Дальнего Запада вешали таблички: "Не стреляйте в пианиста - он играет как умеет". В нашем случае это звучало бы так: "Не злитесь на "музыкальный" телефон - это не главное, что он умеет". Чужую музыку, а не свою, родную Катюшу вы слышите потому, что офисные телефонные станции получили массовое распространение в странах с развитой рыночной экономикой. Там уже давно подсчитали, что оплачивать счета городской телефонной станции за аренду почти не используемых телефонных линий или за разговоры сотрудников фирмы между собой - недопустимая роскошь. В нашей стране пока нет повременной оплаты за местные соединения (через ГТС), и главным стимулом установки офисной АТС был и остается дефицит: станция приобретается преимущественно в том случае, если директору не удается "выбить" достаточное количество телефонных линий для своей "конторы". Но даже и в наших условиях, сохраняющих многие пережитки развитого социализма (такие, как запараллеливание нескольких телефонных аппаратов на один номер), совершенно очевидно, что офисная телефонная станция значительно повышает эффективность работы фирмы. Например, позволяет сотрудникам связываться между собой по внутренней связи, не занимая дефицитных городских линий. Это свойство следует из самого названия офисной АТС. Кстати, в настоящее время Министерство связи РФ вплотную подошло к введению в России повременной оплаты за местные соединения, и в ближайшие годы офисная АТС будет необходима каждой организации.

Перед современным руководителем рано или поздно встает проблема выбора или модернизации офисной АТС, которая с учетом финансовых возможностей фирмы позволит создать телефонную систему, максимально удовлетворяющую потребности фирмы. Кроме финансовых возможностей, при выборе офисной АТС необходимо учесть коммуникационные потребности организации и функциональные возможности телефонной станции.

В первую очередь определитесь с емкостью своей сети, то есть числом портов (точек подключения внешних и внутренних линий). При наличии только одной городской линии и количестве внутренних абонентов не более четырех, наиболее эффективно использование микро-АТС. Станции этого класса отечественного и зарубежного производства имеют приблизительно одинаковую стоимость и набор сервисных услуг (предупреждаем - минимальный). Это как раз тот случай, когда без ущерба для себя можно проявить патриотизм, поддержав отечественного производителя. Такие станции предельно просты в монтаже и эксплуатации и находят применение в квартирах, на дачах, в коттеджах, небольших магазинах (в последнем случае вполне подойдет микро-АТС).

В тех случаях, когда количество абонентов не превышает 50, а к сети не предъявляются высокие требования к функциональным возможностям, с успехом могут найти применение аналоговые мини-АТС. Аналоговое оборудование преобразует речь в непрерывный или импульсный электрический сигнал с изменяющейся амплитудой. Это станции, которые пользуются успехом сейчас и найдут широкое применение в ближайшие 5 лет. Стоимость порта таких станций находится в пределах от 20 до 30 долларов. Отечественные станции дешевле импортных, но предоставляют абоненту меньшее количество услуг. К этому классу относятся беспроводные аналоговые офисные АТС малого (до 500 м) и повышенного (до 5 км) радиусов действия. Выбор станции с модульной архитектурой позволит вам иметь возможность некоторого перспективного расширения. Менее болезненны для вас будут и возможные неисправности: их устранение не потребует полной замены станции.

Цифровые АТС открывают абонентам новые возможности. Они работают с потоками двоичных импульсов, в которые речевой сигнал преобразуется методом импульсно-кодовой модуляции. Наиболее эффективное использование цифровых АТС обеспечивается при количестве портов больше 50.

Теперь дадим классификацию АТС, о которых мы только что упомянули:

По области примененияофисные и учрежденческие
По виду коммутируемого сигнала аналоговые и цифровые
По типу абонентских линий аналоговые и цифровые
По емкости микро-АТС и мини-АТС (малые АТС)

Кроме того, АТС различаются по типу коммутационного поля, самый распространенный из которых в настоящее время - электронный.

В зависимости от конкретных задач для конечного пользователя актуальными могут быть один, несколько или все приведенные параметры. Классификация по параметру емкости нами уже проиллюстрирована. Иногда определяющим может быть и иной параметр, например, порядок подключения их к сети общего пользования. Офисные АТС (микро- и мини-АТС) подключаются только к городским 2-проводным абонентским линиям. Английский термин key system - система "под ключ", - использующийся для обозначения мини-АТС, точно отражает их суть. Такие станции работают по месту установки и в дальнейшем не могут быть объединены в какую-либо сеть. Набор функций обеспечивает, в основном, удобство взаимодействия и дополнительный сервис для абонентов. Остановимся на офисных мини-АТС подробнее.

Они представляют собой малогабаритные, недорогие автоматические телефонные станции малой емкости. Их основное назначение - обеспечение доступности всем сотрудникам фирмы к ограниченному количеству городских телефонных номеров и организация внутренней телефонной связи с достаточно широким набором сервисных услуг. Государственные предприятия и начинающие предприниматели в период своего становления (как правило, и те, и другие ограничены в средствах) предпочитают простые и дешевые аналоговые электронные мини-АТС. Эти станции просты при монтаже и программировании, доступны практически любому пользователю. В ближайшие 3-4 года после ввода их в действие они, как правило, удовлетворяют требованиям, которые предъявляет к телефонной связи растущая фирма на начальном этапе своего развития. Примером таких станций являются станции многих западных и японских фирм, а также отечественные станции Псковского завода АТС и Пермского телефонного завода.

Типичное подключаемое оборудование к аналоговым офисным АТС - это обычные 2-проводные аналоговые телефонные аппараты (ТА). При выборе телефонной станции необходимо узнать о возможных ограничениях, которые она накладывает на аппараты с импульсным набором номера, который принят в нашей стране. Такой аппарат может реализовать свои сервисные функции (очень небольшие) только в недорогих (в основном, отечественных) аналоговых мини-АТС. По 2-проводным линиям к станции вполне могут быть подключены телефаксы и модемы.

Обязательно выясните, обеспечивает ли мощность генератора выбранной станции вызывной звонок аналогового ТА. Здесь имеет значение и расстояние, на которое вы собираетесь удалить аппарат от станции. Обычно оно не превышает 2-3 км. Если вы собираетесь подключить к ней аппарат, расположенный на большом расстоянии, а у станции нет стандартных средств подключения удаленных абонентов, то необходимое в этом случае дополнительное оборудование может обойтись вам довольно дорого.

По мере развития фирм возрастают и требования к их телекоммуникационным сетям. Прежде всего, появляется необходимость в увеличении количества портов и расширения сервисных услуг, а также подключения дополнительного оборудования. Аналоговые офисные АТС не позволяют производить существенное наращивание емкости и функциональных возможностей офисной сети. Поэтому, руководители фирм, ориентированные на развитие бизнеса, предпочитают с самого начала устанавливать цифровые офисные АТС. Такие станции являются гибкими программируемыми модульными системами, позволяющими полностью приспособиться к уже существующей телекоммуникационной системе офиса и развивать ее по мере необходимости. Цифровые АТС позволяют сохранить все предыдущие капиталовложения в офисную телефонную сеть (они могут использовать имеющуюся 2-проводную абонентскую сеть с аналоговыми ТА) и увеличивают количество сервисных услуг до 200. Однако наиболее полно функциональные возможности цифровых АТС раскрываются при использовании цифровых абонентских устройств, что требует дополнительных расходов на монтажные работы по прокладке 4-проводной абонентской сети или 2-проводной витой пары и покупку цифровых ТА.

Преимущества цифровой техники перед аналоговой очевидны. Во-первых, значительно лучше качество сигнала, так как аппаратура регистрирует только наличие или отсутствие импульса, поэтому естественное искажение формы импульса не влияет на его обработку и восстановление. Во-вторых, возможности и характеристики цифровых офисных АТС значительно перекрывают возможности аналоговой техники. Количество сервисных функций цифровых станций исчисляется сотнями. В-третьих, цифровая техника имеет совершенно иной уровень универсальности. Наравне с преобразованными в цифровой поток речевыми сигналами она может обрабатывать и передавать цифровую информацию от других источников (данные, видеосигналы, сигналы телеметрии и т.п.). Примерами цифровых АТС, сертифицированных Министерством связи РФ, могут служить Siemens HiCom-300 (Германия), Telrad DIGITAL KEY BX (Израиль).

Самый распространенный тип подключаемого к цифровым станциям оборудования - цифровые системные ТА. Они подключаются посредством 4- или 2-проводных линий (по какой-либо разновидности S-интерфейса, или U-интерфейса ISDN, или по интерфейсу собственной разработки). В гибридных системах, сочетающих в себе аналоговый и цифровой способ передачи информации, подключение выполняется по 4-проводной линии. По одной паре проводов передаются аналоговые речевые сигналы, по другой - цифровая информация. Предельная дальность цифровой линии колеблется от 800 м до 3 км.

Функциональные возможности цифровых ТА весьма разнообразны. ТА с тональным набором номера или возможностью переключения набора импульс/тон обеспечивает доступ к более широкому набору функций, таких как донабор номера, голосовая почта, автосекретарь, Direct Inward System Access (DISA).Полный же набор сервисных функций доступен только системным ТА, разработанным специально для определенного типа станций.

На алфавитно-цифровой (в перспективе - графический) дисплей выводятся текстовые сообщения, индикация имени абонента при внутреннем или кода соединительной линии при входящем вызовах, записная книжка, экранное меню, помощь, параметры состояния внутренних и внешних линий. Кроме этого, цифровой ТА имеет функцию директор/секретарь, громкое оповещение, внутреннюю и внешнюю конференц-связь. Старшая модель системного ТА может с успехом заменить на столе руководителя десяток телефонов и пультов, стать надежным средством диспетчерской связи, незаменимым помощником секретаря. Более простые модели обеспечат работу руководителей среднего звена.

Стоимость системных ТА колеблется от 150 до 700 долларов. Их количество определяется конкретными потребностями заказчика и возможностями самой офисной АТС, так как для некоторых моделей станций число подключенных системных ТА ограничено. В качестве дополнительного периферийного оборудования могут быть подключены ISDN-терминалы, беспроводные ТА, компьютеры администратора, голосовой почты или тарификации, принтеры регистрации вызовов, встроенные модемы для удаленного администрирования, домофоны, внешние громкоговорители и звонки.

При построении системы связи среднего или крупного предприятия на ваше решение в пользу цифровой АТС могут повлиять также и следующие соображения: цифровая офисная АТС

  • может стать универсальным решением для построения единой телефонной и информационной сети связи предприятия
  • обеспечит развитые средства обработки массового потока вызовов
  • определит оптимальный (по стоимости или качеству) маршрут телефонного вызова через различных операторов связи
  • позволит ограничить число физических линий, обеспечив многоканальный стык с городской телефонной сетью (например, по линии Е1)
  • даст возможность подключения линий коммерческих операторов связи, обеспечивающих более низкие тарифы, качественный и разнообразный сервис
  • имеет возможность создания автоматизированных информационных систем (голосовая почта, автоинтервью и др.)
Затраты на приобретение цифровой офисной АТС составляют от 50 до 400 долларов за порт. Если система связи на базе цифровой АТС спроектирована грамотно, то затраченные средства станут чрезвычайно эффективным капиталовложением в современную, рассчитанную на десятки лет безотказной работы инфраструктуру предприятия.

Приобретаемая вами техника обязательно должна иметь сертификат Министерства связи. В сертификате должны быть указаны те интерфейсы, которые вы собираетесь использовать. Но и сертификат не является полной гарантией адаптированности офисной АТС к нашим сетям и особенностям организации работы. Например, далеко не во всех системах предусмотрена функция автодозвона, поскольку в Европе и Америке входящий сигнал обычно ставится в очередь на обслуживание. Обратите внимание и на рабочий язык системы: немногие модели могут предложить дисплей или голосовую почту на русском языке.

Выбор модели офисной АТС - многокритериальная задача. Для кого-то важны параметры надежности, для кого-то возможности стыка по конкретным интерфейсам, поэтому универсального решения проблемы выбора техники не существует. А вот проблема выбора поставщика существует всегда. Практика показывает, что следует очень осторожно относиться к заниженным, тем более демпинговым ценам. Оборудование может быть реэкспортное или бывшее в употреблении, которое кем-то распродается перед перепрофилированием, или иметь другие скрытые дефекты, грозящие неприятностями.

Как на этапе ввода, так и при дальнейшей эксплуатации вам будет необходима техническая поддержка. Она может потребоваться при расширении или изменении организационной структуры предприятия, неисправности каналов, соединительных линий, и во многих других случаях. Убедитесь, что у вашего поставщика имеется техническая служба и специалисты, сертифицированные фирмой - изготовителем оборудования. Поставщик должен гарантировать жесткие сроки устранения неисправностей. Если стоимость технической поддержки не вошла в стоимость оборудования, то вам, возможно, придется пойти на значительные дополнительные затраты. Вообще, установку и обслуживание офисной АТС, особенно цифровой с использованием системных телефонов, лучше доверить профессионалам.

Долгое время офисные АТС были просто небольшими концентраторами нагрузки на абонентские линии. С появлением электронного оборудования положение изменилось: теперь офисные АТС становятся неотъемлемой составляющей в организации эффективного труда любого предприятия.

Максим Жирновский