Обзор рынка офисных АТС
Ни для кого не секрет,
что условием успешной
деятельности любой организации -
коммерческой, финансовой, производственной
или государственной -
является наличие
между ее структурными
подразделениями
и сотрудниками надежной
и оперативной
телефонной связи.
Ситуации, возникающие
при временном отсутствии
связи, могут полностью парализовать работу организации и расцениваются как чрезвычайные.
Но даже если этого
не происходит, они резко снижают производительность труда и эффективность работы всех
подразделений и служб организации.
Скупой платит дважды,
или Мы не настолько богаты,
чтобы не иметь мини-АТС
Обеспечение каждого сотрудника городским телефоном - дело крайне дорогостоящее и неразумное. Людям, сидящим в соседних комнатах, вряд ли целесообразно по десять раз в день связываться через городскую АТС. Более разумным способом обеспечения учреждения связью является использование мини-АТС. К ней подключаются абонентские линии городской АТС и телефоны внутренних абонентов, причем соотношение их количества может колебаться от 1:10 до 1:2 в зависимости от интенсивности городских разговоров и финансовых возможностей организаций. В развитых странах обычно используется статистически обоснованное соотношение городских и внутренних линий 1:3 - 1:4, при котором практически не возникает ситуаций, когда все городские линии заняты.
Подсчитано, что наличие собственной учрежденческой телефонной станции на 5-10 % повышает эффективность работы организации любой сферы деятельности и финансовые затраты на приобретение и монтаж таких систем окупаются в считанные месяцы, принося в дальнейшем чистую прибыль.
Использование мини-АТС, помимо прямой экономии на покупке городских номеров и регулярной их оплате, позволяет реализовывать сервисные функции, которые не предоставляются городскими АТС: переадресация вызова, подключение к разговору нескольких абонентов (конференц-связь), вмешательство к занятому абоненту (экстренная связь), проведение селекторных совещаний, переводы вызова - "по неответу", "по занято", "следуй за мной", "в ночном режиме"(на охрану или дежурного), "бронирование" линии и т.д. (более подробно о сервисных функциях изложено в табл.3). Эти функции существенно экономят рабочее время сотрудников и делают связь более эффективной.
У меня зазвонил телефон...
Надо заметить, что большинство указанных функций мини-АТС может быть реализовано с помощью простых аналоговых 2-проводных телефонов.
Однако наиболее полный сервис доступен так называемым системным телефонам, специально разрабатываемым для каждой системы и подключаемым к станциям, как правило, посредством 4-проводных линий.
Системный телефон с пристыкованной к нему консолью (панелью с клавишами прямого вызова) позволяет использовать все функциональные возможности АТС:
- быть оснащенным алфавитно-цифровым (1-8-строчным) дисплеем с экранным меню, выводом информации об абоненте, звонящем по внутренней сети, о состоянии входящих линий и линий внутренних абонентов и т.д.
- обеспечивать передачу алфавитно-цифровых сообщений (на цифровых ТA)
- осуществлять громкое оповещение
- обеспечивать вызов любого внутреннего абонента нажатием одной кнопки
- организовывать конференц-связь
- иметь записную книжку с характеристиками абонентов
- реализовывать функцию "директор-секретарь"
- иметь программируемую клавиатуру с жестко закрепленными функциями определенных кнопок.
В каждой системе связи может использоваться несколько моделей системных телефонов, различных по функциональным возможностям и по стоимости (от $100 до $800 ). Причем телефоны разных систем чаще всего несовместимы. Организация связи с использованием системных телефонов удобна и эффективна, и, по нашему опыту, многие заказчики, первоначально купившие минимальное количество "системников", впоследствии обязательно их докупают.
По порядку номеров - рассчитайсь!
В настоящее время на российском рынке присутствует такое разнообразие офисных АТС, что неискушенному покупателю крайне сложно сделать оптимальный выбор с учетом соотношения цены и качества.
Все мини-АТС можно условно классифицировать по количеству портов (точек подключения внешних и внутренних линий), по способу коммутации сигналов (аналоговые и цифровые), по возможности расширения, по средней цене за порт (см. табл. 1).
Хотим сразу оговориться, что представленный анализ не претендует на абсолютную полноту - станции производятся практически во всех мало-мальски развитых странах (от Индии, Болгарии, Польши, Украины до Израиля, Сингапура, Ю. Кореи, стран Большой Семерки и т.д.), и рассказать обо всем разнообразии - это значит объять необъятное.
Анализируя таблицу 1, довольно сложно сделать выбор: многие станции имеют примерно одинаковые емкости и стоимостные характеристики.
Все познается в сравнении
Окончательный выбор легче сделать после проведения сравнительного анализа функциональных возможностей станций. При этом надо помнить, что аналоговые станции при многих плюсах, связанных с простотой использования и программирования, высокой надежностью и относительно невысокой стоимостью, имеют ряд принципиальных ограничений в сервисе, что отражено
в табл. 2.
При выборе типа станции нельзя не принимать в расчет и то обстоятельство, что телефонная станция и абонентские телефоны наряду с внутренним интерьером и внешностью секретарши в большой степени определяют "лицо фирмы". Многие руководители ради престижа покупают дорогие станции и телефоны Siemens, Ericsson, AT&T, так же как покупают одежду от Версаче и автомобиль Mersedes или SAAB. Безусловно, они покупают умную и безотказную технику, которая прослужит не один год. Кроме того, многие мировые лидеры в телефонии при разработке своих систем закладывают в них определенную избыточность в функциональных возможностях, которые могут оказаться долгое время не востребованными, но в какой-то момент понадобятся и позволят в нужный момент перейти на новый уровень управления.
Однако подавляющее большинство российских предприятий и организаций не располагают избыточными ресурсами свободных средств и им необходимо выбирать оптимальные телефонные системы с точки зрения функциональных возможностей и цены. Здесь пригодится информация, изложенная в таблице 2, в которой показаны сравнительные характеристики систем разных производителей, наиболее активно действующих на российском рынке. Для большей наглядности выбраны системы примерно одинаковой средней емкости (30-80 портов), поскольку станции меньшей емкости, как правило, имеют более ограниченный набор сервисных возможностей.
Как сделать правильный выбор
Каждый руководитель, принимающий решение о покупке мини-АТС, должен задать себе ряд вопросов, ответив на которые, он сможет сделать грамотный выбор нужной ему станции.
Во-первых, определитесь с емкостью сети, т. е. числом городских линий, которые будут к ней подключены, и числом внутренних линий на перспективу. Желательно, чтобы у каждого более-менее значимого сотрудника была своя внутренняя линия.
Во-вторых, попробуйте оценить перспективы развития Вашей организации с точки зрения требуемых в будущем функциональных возможностей ( см. таблицу 3) с тем, чтобы базовое оборудование позволяло, при необходимости, докупив отдельные модули или версии программного обеспечения, реализовать дополнительные сервисные функции.
Следует принимать во внимание, что сейчас идет изменение тенденции на рынке мини-АТС в сторону сетевых и корпоративных решений, где телефонная станция становится открытой для подключения к единым сетям передачи речи и данных. Таким требованиям отвечают цифровые станции, построенные по стандарту ISDN (цифровые сети с интеграцией служб), на базе которых в развитых странах создаются национальные цифровые сети. Это станции будущего, их производят только мировые лидеры в телефонии, и стоимость их порой на порядок превышает стоимость аналоговых систем.
В этом обзоре практически не затронут класс телефонных станций, которые помимо двухпроводных абонентских линий стыкуются с городскими АТС по аналоговым и цифровым соединительным линиям с разным числом проводов и большим числом типов сигнализаций. Такие станции используются при большом (>100 ) числе пользователей на крупных производствах, как районные или сельские подстанции или как узловые станции при построении корпоративных междугородных сетей связи, с использованием оптоволоконных, радиорелейных или традиционных для России магистральных каналов связи (ТЧ-каналов). Но это уже тема для другого обзора.
Георгий Новичихин
Владимир Рощупкин
|
Таблица 3
Возможности и сервисные функции
|
Описание возможности и характеристики сервисной функции
|
Переадресация входящего вызова - суть полуавтоматической связи
|
- Возможность абонента (оператора) после ответа на звонок соединить
- вызывающего абонента с требуемым ему лицом
- Возможность переадресации с уведомлением требуемого абонента и без уведомления.
- Обычно реализуется путем набора номера требуемого абонента
- Как правило, во время разговора оператора с вызываемым абонентом вызов переходит в режим удержания, а вызывающий абонент слышит музыкальную или речевую заставку
|
Перевод вызова
|
- Используется во избежание потери важной информации (заказа) из-за отсутствия вызываемого абонента или его занятости во время вызова
- Различают переводы вызова "по занято", "по неответу" и "следуй за мной", при которых входящий вызов переходит на телефон Вашего заместителя, секретаря или на тот телефон, который Вы укажете, временно уходя с рабочего места
|
Дневной/ночной режимы
|
- Разновидность перевода вызова, при котором автоматически, в заранее оговоренное время,
или по специальной команде входящие вызовы переводятся на заданные телефоны
(на факс, на охрану, на дежурного диспетчера или на Ваш домашний телефон, если в станции
предусмотрена такая возможность)
|
Голосовое вмешательство или "экстренная связь"
|
- Возможность голосом сообщить абоненту, находящемуся в это время в разговоре, срочную информацию, не разрывая его разговора
- Одно из важнейших требований при организации систем оперативной связи
|
Конференция или конференц-связь
|
- Возможность организации разговора одновременно с большим (>3-х) числом абонентов,
при котором абоненты слышат друг друга и имеют возможность говорить
- Данная функция вполне соответствует традиционным для России методам руководства, но в импортных станциях максимальное число участников конференции, как правило, невелико (от 3 до 6 абонентов). Увеличение числа участников конференции требует покупки дополнительного оборудования
|
Громкое оповещение
|
- Возможность голосового (через громкоговорители или специализированные - системные - телефоны) сообщения срочной информации группе абонентов (внутреннее оповещение) или через внешние динамики всему персоналу организации (внешнее оповещение)
- Используется для оперативного поиска нужного абонента (типа "Мастер Иванов, зайдите к начальнику цеха) и в аварийных ситуациях ("В связи с утечкой газа всем выйти на улицу")
- Позволяет сэкономить значительные средства на обеспечение абонентов радиотелефонами
|
Донабор в тональном режиме - реализация автоматической входящей связи
|
- Возможность самостоятельного дозвона (минуя оператора) до требуемого абонента
- Процедура выглядит так: импульсным способом набираем номер выделенной под донабор линии и, услышав ответ станции, переводим телефон в тональный режим набора и добираем внутренний номер нужного абонента
|
Тарификация
|
- Возможность сбора и учета информации об исходящих (обычно, междугородных) разговорах абонентов станции
- Широко используется в гостиничном бизнесе для получения информации о расходах клиента на междугородные разговоры к моменту его выезда. Обязательна при использовании одной станции несколькими организациями
- Как правило, реализуется путем установки дополнительного оборудования. Может дополняться программным обеспечением, позволяющим получать информацию в виде счетов на оплату и делать всевозможные отчеты
|
Транзитная связь
|
- Возможность дистанционной коммутации двух и более городских линий, подключенных к станции.
- Процедура выглядит так: с городского номера (например, с домашнего телефона) абонент звонит на станцию и в тональном режиме набирает номер другой внешней линии и номер городского абонента
- Используется для выхода на выделенные (например, спутниковые) линии для связи из дома (через офис) с партнером, находящемся в другом часовом поясе, для организации конференции нескольких городских абонентов и т.д.
- Как правило, транзитная связь доступна узкому кругу лиц, знающих специальный код (пароль), во избежание затрат на несанкционированные междугородные разговоры
|
Построение корпоративных сетей
|
- Возможность объединения нескольких станций, находящихся на значительном (от 3 до 10 000 км)
удалении друг от друга в сеть с единым номерным полем
- Используется при необходимости обеспечения оперативного управления из центра филиалами,
находящимися в разных регионах
- Области применения - министерства и ведомства ( МВД, МПС, ГТК, Госкомоборонпром,
РАО ЕЭС и др.), крупные банки, финансово-промышленные и торговые корпорации, имеющие
разветвленную сеть филиалов и т.д.
|
|