Intranet: спасение сетей?
Администраторы крупных корпоративных сетей, прилагающие значительные усилия для успешного их функционирования, столкнулись с серьезной проблемой. Количественный рост абонентов сети, качественное изменение характера передаваемой информации приводят к взрывному увеличению трафика, с которым не удается справиться традиционными способами. Свои надежды на спасение сетей администраторы связывают с развитием технологии intranet. Ее появление означает начало новой эры развития информационных технологий и приведет к кардинальному пересмотру стратегии построения корпоративных сетей.
|
Традиционные методы расшивки узких мест в сетях заключаются в увеличении пропускной способности магистральных линий и концентрации сетевых ресурсов для облегчения управления ими. Эти схемы хорошо срабатывали для сетей с относительно ровным трафиком. Быстрое развитие WEB-технологии делает возможным обмен видео- и звуковой информацией, что порождает непредсказуемое увеличение трафика. Это радикально меняет психологию пользователя при поиске и обмене информацией. Пользователь не знает и не желает знать, как возрастает при этом нагрузка на сеть, насколько усложняются проблемы сетевого администратора. Он уже понял, что ему доступна любая информация, в любом формате, в любое время и в любом месте. Тем более, что сложность манипуляции с ней стремится к нулю. И можно быть уверенным, что этими возможностями он уже не поступится никогда. Речь идет не столько о новой технологии, сколько о новом явлении, названном intranet. Но, на наш взгляд, термин персональная сеть или персональная информационная среда более точно отражают новое измерение в свободе работы с данными, голосовой и видеоинформацией.
Что есть intranet?
Строго научное описание нового явления, требует выделения присущих ему свойств и внешних проявлений. Intranet - это сетевая архитектура корпоративной сети, предполагающая применение в качестве инструмента работы с информацией WEB-browser. Технология основана на протоколах IP, HTML, HTTP и др.
Возможности WEB-технологии изменяют сам стиль взаимодействия человека с компьютером, с сетью, другими пользователями. Такая метаморфоза происходит благодаря простоте. Неподготовленный пользователь, без всякого предварительного обучения, сразу понимает, как использовать браузер для поиска информации и в Internet е и intranet е. Выделенные гипертекстовые ссылки моментально соединяют пользователя с источником нужной информации, которая представлена в виде документов, видеоизображений, звука, трехмерных графических образов. И все это происходит при помощи простого нажатия клавиши мыши. При всем этом пользователь постоянно меняет характер передаваемой информации. Существенным является то, что происходит это быстро и непредсказуемо. Усугубляется положение тем, что появление новых браузеров с дополнительными возможностями происходит очень быстро. Так, выпуск новых версий Netscape Navigator или Microsoft Internet Explorer происходит каждые 3-6 месяцев. Работая с ними пользователю не приходится думать, что перед ним документ, звук, видео или что- либо еще. Браузер сам найдет и активизирует нужные средства, необходимые для работы с данным типом информации. Взять, например, появление Internet-телефона, Internet-телефонного справочника, Internet-видео и т.п. Гиперлинки позволяют пользователю переходить с сервера на сервер, устанавливать связь с сервером или прекращать ее. Причем происходит это в высшей степени неравномерно. Это реальность сегодняшнего дня. Практически все новые версии популярных операционных систем имеют средства создания и поддержки WEB-технологии, де-факто intranet становится штатным инструментом для работы с информацией. Он предоставляет все большую и большую свободу в поиске и методах работы с информацией. Теперь условия работы с информацией не навязываются пользователю, а он сам формирует себе сетевую среду и управляет ей. Он создает собственную персональную сеть и сетевое окружение.
Доведет ли пользователь сетевого администратора до инфаркта?
Правило Ричардсона: "Сетевой администратор предпочитает пользователя запуганного, дальше своего компьютера нос не высовывающего".
Следствие Дэвиса: "Без пользователей сеть работает значительно лучше".
По причине простоты и доступности сетевых инструментов пользователь начинает хозяйничать в святая-святых сетевого администратора, создает собственные WEB-страницы, организует гиперлинки на страницы, находящиеся в других серверах. Все это сопровождается звуковым и видеосопровождением. Темпы вторжения пользователей и объемы передаваемой информации носят катастрофический характер. Люди начинают общаться между собой без каких-либо ограничений, а сетевые администраторы лихорадочно ищут валидол. Чтобы их успокоить, отметим, что объем передаваемой информации будет расти быстрее, чем предполагалось ранее. Характер передаваемой информации при этом станет еще более непредсказуемым, впрочем как и ее локализация. Единственно, что может утешить сетевых администраторов, это то, что сегодняшняя сетевая архитектура, построенная на базе маршрутизаторов и магистральных или сегментных коммутаторов не способна удовлетворить этим требованиям.
Новая ситуация - новая архитектура сетей
Для нормальной работы в будущем архитектура сетей должна быть полностью распределенной и гибко масштабируемой как в плане производительности, так и соединений. Ее возможности должны обеспечивать гибкий и низкостоимостной доступ рабочих станций в сеть как к централизованным ресурсам, так и ресурсам других пользователей. Она должна иметь набор программно-аппаратных средств, позволяющих сетевому администратору адекватно реагировать на новую ситуацию, возникающую в сети. И, наконец, такая архитектура должна быть открытой и базироваться на существующих стандартах.
Одним из главных требований, предъявляемых к большим системам вообще, и к сетям в частности, является надежность. Для этого в архитектуре сети предусматривается множественность связей между сетевыми узлами. При разрыве любого магистрального соединения сеть обеспечивает быстрое изменение маршрута. В подобных сетях будут использоваться службы гарантированного сервиса, обеспечивающие гарантированную полосу пропускания или время доставки информации и т.п. При этом неизбежно использование протоколов, гарантирующих этот сервис на протяжении всего маршрута, таких, как RSVP. Далее должны быть средства контроля многоадресных передач информации, направляемой многим, но не всем, как в вещательном режиме.
Традиционные решения на базе построения мощного хребта не удовлетворяют требованиям новых сетей к магистральным линиям связи. Единственная на сегодняшний день технология, способная обеспечить масштабируемость, гибкость, скорость и надежность это АТМ. Решения на базе Fast Ethernet способны выдержать требования по передаче больших объемов информации лишь в масштабе небольших сетей и рабочих групп. Алгоритм разрыва петель Spanning Tree, применяемый в классических сетях, требует значительного времени для вычисления нового маршрута. Сложности с использованием этого алгоритма в виртуальных сетях еще более усложняют его применение. Поэтому, несмотря на трудности роста, АТМ сегодня единственный претендент на магистральные решения.
Характер трафика в будущих сетях нарушает классические пропорции 80 к 20, соотношения внутреннего трафика к внешнему. Чтобы выдержать новые требования и сохранить при этом гибкость и управляемость сети, необходимо осуществлять коммутацию не только по признаку адрес приемника адрес получателя (коммутатор 2-го уровня), но и по признаку протокола (коммутатор
3-го уровня). Для успешной работы в новых сетях коммутаторы должны уметь сопрягать новые скорости и новые протоколы со старыми. Они должны быть SNMP-управляемы и поддерживать стандарты RMON и RMON-2.
Предвидя подобное развитие, некоторые компании разработали программно-аппаратные продукты, способные отвечать всем требованиям будущих сетей. Например, коммутатор Centillion 100 фирмы Bay Networks, имеющий все стандартные интерфейсы, начиная от Ethernet и заканчивая АТМ. Многопроцессорная архитектура позволяет выдерживать любые нагрузки. Поддерживается протокол маршрутизации I-PNNI, позволяющий IP-сети знать все о АТМ-сети и наоборот.
Одним словом, производители во всеоружии встречают новую информационно-коммуникационную эру Inter- и intranet'а, скоростных сетевых технологий. Пользователи ничего не встречают, а работают, общаются, используя новые услуги, которые для них становятся столь же обыденными и привычными, как услуги традиционного телефона. И только у сетевого администратора замирает сердце...
Владимир Гуськов
|