|
Хрустальные нити на картеГода два назад, когда в Акционерном обществе "ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА" (АО "ВОТ") стали думать над созданием имиджа фирмы, оказалось, что нет необходимости разрабатывать его специально. Он уже есть. За пять лет сложился и собственный стиль работы, который ценится заказчиком, и привлекательный имидж фирмы. Оставалось просто информировать о себе.Сегодня АО "ВОТ" представлено во всех солидных справочниках, как универсальных, так и отраслевых. Но признание фирмы как ведущей производственной структуры в области ВОЛС не пришло в одночасье. Наоборот, авторитет рождался из каждодневного кропотливого труда на протяжении всего существования фирмы, родившейся в 1990 году еще в советское время. Ядром будущего АО стала небольшая группа разработчиков из отраслевого ЦНИИ "Волна", занимавшаяся волоконной оптикой с 1978 года, то есть почти с самого начала появления ВОЛС в СССР. Учредителями стали организации оборонного комплекса, где хорошо знали московских разработчиков и доверяли им. Попробовать "самостоятельно поработать на волоконную оптику и интересы заказчика" было заманчиво, но не просто, так как кредитов решили не брать, а работать только по конкретным договорам. Полгода ушло на регистрацию будущего АО и поиски заказов. В июле 1990 года была зарегистрирована ассоциация "ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА", учредителями которой выступили 24 организации из семи городов России, а также города Минска. Среди акционеров "ВОТ" были ЦНПП "Каскад" Минпромсвязи, монтажники которого работают по всей стране, академический институт ИРЭ РАН, вуз МИРЭА, РНИИ космического приборостроения, городское объединение "Московское кабельное телевидение" и ряд других. Первым президентом ассоциации был избран академик Ю. В. Гуляев (директор Института радиотехники и электроники РАН, председатель правления общества Попова), а генеральным директором - С. А. Дмитриев. О создании "ВОТ" он сказал так: "Нам хотелось активно заниматься делом, а госсектор сковывал инициативу, не давал свободы действий. Тогда мы ушли с предприятия не взяв ничего, кроме своих голов". На первом этапе ушедшая команда арендовала помещение, в котором стояли только столы и стулья. В тех условиях было избрано два направления деятельности. Первое - информационно-издательская деятельность, заключавшаяся в выпуске технико-коммерческого сборника "Волоконно-оптическая техника" (главный редактор академик Гуляев) и подготовке аналитических обзоров по запросу членов ассоциации. Это не было способом зарабатывания денег, а скорее логичным использованием огромного информационного потенциала, накопленного за 10 лет изучения проблемы. Вторым направлением деятельности стало строительство "под ключ" линий связи, сетей кабельного телевидения, локальных вычислительных сетей и систем сбора и обработки информации - все на основе ВОЛС. В тот период основателям "ВОТ" нечего было продавать, кроме своих знаний. Но это было не так мало. Будучи специалистами своего дела, они знали где взять кабель, какой марки, как его применять, какое оборудование поставить для его эксплуатации. На основании своих знаний и опыта они разрабатывали ТЭО для заказчиков. Выражаясь терминами современных рыночных понятий, новая фирма выступала как системный интегратор и эту функцию сохранила до сих пор, определив для себя главное направление деятельности. В ноябре 1992 года ассоциация была преобразована в акционерное общество с тем же названием. Председателем совета директоров стал академик Гуляев. Ядром преобразованного АО по-прежнему была сложившаяся команда высококвалифицированных профессионалов-единомышленников под руководством С. А. Дмитриева, который теперь стал генеральным директором АО. Проанализировав свои возможности, накопленный опыт и учитывая сложную, быстро меняющуюся общественно-политическую и экономическую обстановку в столицах, было решено идти в регионы и там искать заказы на конкретные работы. Первые заказы были небольшими. Это было строительство ВОЛС в Джамбуле, Владикавказе, Минске, Новгороде. Одновременно начались поиски крупных заказов, способных обеспечить стабильный рост акционерному обществу. Потенциальные заказчики тогда уже проявляли интерес к ВОЛС, которые могли передавать с огромными скоростями столько информации и с таким качеством, какое не обеспечит ни один другой вид связи. Кроме этого, ВОЛС экономят дефицитные медь и свинец. В Западной Европе и США проложены сотни и тысячи километров оптических кабелей. С февраля 1994 года и в России эксплуатируется воздушная ВОЛС между Москвой и Санкт-Петербургом протяженностью 674 км, построенная компанией "Раском". Опыт эксплуатации показал высокую эффективность и надежность подвески оптического кабеля на опорах контактной сети вдоль железнодорожного полотна, открывал широкие перспективы развития ВОЛС вдоль железнодорожных магистралей. Получить заказы у МПС было непросто. Решающую роль здесь сыграли три фактора. Первый - профессионализм команды "ВОТ". За два года работы над ТЭО для регионов было проведено множество встреч и рабочих контактов с железнодорожниками, во время которых они увидели, что имеют дело с толковыми людьми. Когда ТЭО было выполнено, оно было подтверждено пятью независимыми профессиональными экспертизами связистов Минсвязи. Никакой саморекламы. Будущий заказчик сам увидел, с кем имеет дело. Второй фактор - деловые качества. АО "ВОТ" ни разу не подвела заказчика на этапе ТЭО. Если что-то обещалось, то в нужный срок было сделано. Пунктуальность, оперативность и порядочность были продемонстрированы на деле. Во многом заказ МПС был получен благодаря деловым качествам и личной активности генерального директора АО "ВОТ" С. А. Дмитриева - это третий фактор, позволивший получить заказ у МПС. Занимая высшую исполнительную должность на фирме и являясь академиком Международной академии связи и член-корреспондентом Международной академии информатизации, он менее всего является кабинетным работником. Генеральный директор очень много ездит по стране и лично знает всех своих заказчиков и клиентов. Свою "миссионерскую" деятельность он объясняет так: "Наша фирма небольшая и мобильная. Если ее руководитель будет сидеть в Москве, а его сотрудники - работать за 1000 км, то ничего хорошего из этого не получится". Перед получением заказа у МПС Дмитриев побывал на многих совещаниях железнодорожников, выступал там, вникал в их проблемы, высказывал предложения. Сегодня его знают почти на всех дорогах России. Когда у железнодорожников возникают вопросы, связанные с ВОЛС, они звонят в АО и оперативно получают бесплатную высококвалифицированную информацию. В 1996 году генеральный директор АО "ВОТ" проехал вместе с железнодорожниками по маршруту Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток, Сахалин, а по пути назад заехал еще к одному заказчику в Иркутск. Не удивительно, что сегодня АО "ВОТ" - генподрядчик МПС по созданию ВОЛС для российских железных дорог.
В 1995 году АО "ВОТ" по заказу МПС России и американской корпорации "Эндрю" разработало ТЭО для создания волоконно-оптических сетей связи на направлениях Москва-Новороссийск и Москва-Владивосток вдоль железнодорожных магистралей. В том же году начались первые практические работы по оснащению железных дорог оборудованием, инструментами и приборами волоконно-оптической техники, начались комплексные работы на Горьковской железной дороге, а также развернуты большие работы на Грузинской железной дороге. В 1996 году АО "ВОТ" приступило к прокладке ВОЛС на участке Тайшет-Гидростроитель и Моргудон-Братск на Восточно-Сибирской железной дороге протяженностью 415 км (планируется завершить в августе 1997 года). В 1997 году была создана компания "Транстелеком", которая стала выполнять работы по прокладке ВОЛС в полосе отвода российских железных дорог. АО "ВОТ" выступило одним из учредителей новой компании. Таким образом, подтвердилось обладание АО "ВОТ" богатым опытом по прокладке ВОЛС. Работы, выполняемые для МПС России, составляют только часть портфеля заказов АО "ВОТ". Значительную долю обеспечивают региональные связисты. Это строительство городских и зоновых линий в регионах. Самым ярким примером служит город Волжский в Волгоградской области, где работы ведутся уже 4 года. Основным видом деятельности там является комплексная реализация проектов строительства ВОЛС "под ключ". Среди других городов Астрахань, Киров, Ставрополь. Хотя АО "ВОТ" в своей деятельности ориентировалось на регионы, в его активе есть работа, выполненная для Москвы. Это разработка концепции развития единой многофункциональной сети связи Московского метрополитена. В 1996 году все линии связи московской подземки были проектно увязаны в единую систему. Одновременно была решена проблема уплотнения сигналов автоматики и преобразования цифровых сигналов в аналоговые. Теперь управление службами метрополитена - эскалаторной, энергетики, движения, пути - будет осуществляться на базе надежной волоконно-оптической техники. 1995 год стал переломным для АО "Волоконно-оптическая техника". Объемы работ за год увеличились в 6-7 раз. Можно выделить три фактора, которые привели к резкому увеличению потребности в ВОЛС. Во-первых, общее улучшение экономической ситуации. Во-вторых, начало бурного развития всей инфраструктуры связи в 1995 году. До этого в течение нескольких лет происходило повышение коммутационной емкости. К 1995 году встал вопрос о линиях связи, которые будут соединять между собой местные и региональные АТС. В-третьих, в 1995 году волоконно-оптические кабели стали постепенно дешеветь и в удельной стоимости (на единицу передаваемой информации) сравнялись с медными и даже превзошли их. После приказа министра связи, запретившего строительство линий связи с медными кабелями, потребность в ВОЛС стала удваиваться каждые полгода. Существующие производители перестали справляться с потребностями рынка в ВОЛС. В результате обозначились два пути решения возникшей проблемы дефицита: закупка у иностранных поставщиков или организация собственного производства. Информация об АО "ВОТ" на телекоммуникационном рынке и в смежных областях создала благоприятную ситуацию для качественного скачка в развитии фирмы. АО "ВОТ" оказалось готово к решению возникшей проблемы, причем в обоих аспектах - профессиональном, заключавшемся в знании техники, и административном, рыночном. "Как команда, мы были готовы к развертыванию собственного производства и соответственно к новому этапу развития фирмы", - говорит С. А. Дмитриев. В 1996 году АО "ВОТ" совместно с фирмой "Эликс-МО" начало выпуск волоконно-оптического кабеля на базе собственного производства в Псковской области, используя волокно двух ведущих фирм, поделивших мировой рынок, - "Корнинг гласс" (США) и "Фуджикура" (Япония). Опыт производства уже имелся: до этого налаживали изготовление кабеля, арендуя оборудование на существующих кабельных заводах. Теперь организовали собственное производство. Буквально в чистом поле построили цех, подвели коммуникации, заказали оборудование у фирмы "Нокиа", наняли местных рабочих, обучили их, отладили производство. Сегодня кабель, выпускаемый АО "ВОТ" по качеству не уступает лучшим образцам фирм "Сименс", "Нокиа" и "Пирелли", а по цене дешевле западных аналогов. Первые тысячи километров кабеля убедительно доказывают его конкурентоспособность. Здесь важно отметить национальную позицию АО "ВОТ" в решении экономических вопросов: фирма максимально использует возможности отечественной экономики, старается задействовать национальные мощности, создает новые рабочие места. Такая позиция вполне отвечает идее российской фирмы, выросшей в национальной экономике и ориентирующейся на национальные интересы. Кроме кабелей АО "ВОТ" наладило выпуск оборудования - цифровых модемов 2,048Мбит и 4х2,048Мбит, преобразующих электрический сигнал в оптический и наоборот, и два вида модемов для кабельного телевидения - одноканальный (один канал - по одному волокну) и многоканальный (10 каналов - по одному волокну). Эти модемы сконструированы и собираются в известном центре оборонной промышленности "Арзамас-16", где по сей день работают специалисты высшей квалификации, коллеги и партнеры АО "ВОТ". Достаточно сказать, что два комплекта кабельного телевидения установлены в декабре прошлого года и успешно работают в резиденции Президента России в Кремле. "Мы стараемся обеспечить работой квалифицированные кадры, оказавшиеся сегодня без работы. А таких много в оборонке, да и не только там", - говорит С. А. Дмитриев. Кое-что изготавливается непосредственно в акционерном обществе, в Москве, например кроссовые шкафы и шнуры. Но главным по-прежнему остаются знания, интеллектуальная деятельность, "ноу-хау". АО "ВОТ" располагает технологией подвески оптического кабеля на опорах контактной сети железных дорог, обеспечивающей низкую стоимость подвески за счет высокой скорости прокладки (более 5 км в день) и быстрого ввода линии в строй. В распоряжении АО имеются обученные бригады, способные выполнить любые работы, связанные с прокладкой ВОЛС. Сегодня АО "ВОТ" - это уже не только специалисты-теоретики, которые "знают как". В мае 1996 года АО "ВОТ" получило лицензию на осуществление строительной деятельности по прокладке ВОЛС, а в сентябре 1996 года - сертификат качества, признающий "качество на предоставление комплекса услуг по внедрению волоконно-оптической техники наивысшим". За пять лет рыночных отношений у АО "ВОТ" появились зарубежные партнеры. Одна из таких компаний - американская корпорация "Эндрю". Со своей стороны АО "ВОТ" готово всячески помогать таким фирмам. "Мы строим ВОЛС и при этом стремимся создавать новые рабочие места. Мы работаем на Россию и готовы сотрудничать со всеми, кто проявит в этом заинтересованность", - сказал С. А. Дмитриев. |