|
GPS: ты меня видишь?Космическая радионавигация воплотила в себе новейшие достижения компьютерных и телекоммуникационных технологий. Симбиоз спутниковой системы позиционирования, современной радиосвязи и электронной картографии позволяет определять местоположение и скорость транспортного средства, вычислять расстояния, прокладывать маршруты и отслеживать их соблюдение, получать справки о картографических объектах. Профессии космической радионавигации самые разнообразные: от помощи путешественникам, автомобилистам и охотникам до профессиональных систем для геодезии, авиации, морского флота и геоинформационных систем. Сегодня работают две системы: американская Navstar и отечественная ГЛОНАСС, причем коммерческие перспективы последней оцениваются руководством некоторых компаний весьма неоднозначно. Александр Бирюков (PRIN JSC) считает, что ГЛОНАСС находится в тяжелейшем положении и не имеет будущего, как коммерческий продукт. В противоположность этому, Чак Бозенберг (Ashtech Inc.) полагает, что использование обеих систем позволит более точно определять координаты и повысить надежность функционирования.
Самой известной является Глобальная спутниковая радионавигационная система NAVSTAR (NAV igation System using Timing And Ranging) или GPS (Global Positioning System), созданная для высокоточного навигационно-временного обеспечения объектов, движущихся в космосе, воздухе, на земле и воде. В ее состав входят навигационные спутники, наземный комплекс управления и аппаратура потребителей (пользователей). Применяемый в системе принцип состоит в том, что специальные приемники, установленные у потребителей, измеряют дальности до нескольких спутников и определяют свои координаты по точкам пересечения поверхностей равного удаления. Дальность вычисляется по известным из школьных учебников формулам путем умножения скорости распространения радиосигнала на время задержки при прохождении им расстояния от спутника до пользователя. Величина временной задержки определяется сопоставлением кодов сигналов, излучаемых спутником и генерируемых приемным устройством, методом временного сдвига до их совпадения. Временной сдвиг измеряется по часам приемника. Координаты спутников известны с высокой точностью. Для нахождения широты, долготы, высоты, исключения ошибок часов приемника достаточно решить систему из четырех уравнений. Поэтому приемник пользователя должен "видеть" и принимать навигационные сигналы от четырех спутников.
Точность - вежливость королей Навигационные сигналы излучаются на двух частотах L-диапазона (L-band, полоса радиочастот от 390 до 1550 МГц): 1575,42 МГц(L1) и 1227,6 МГц(L2). На L2 излучаются сигналы с военным кодом P(Y) с высокоточной информацией (Precision-точный, или Protected-защищенный) и защищенным от имитационных помех. P-код представляет из себя последовательность псевдослучайных бистабильных манипуляций фазы несущей частоты (Сarrier Frequency) с частотой следования, равной 10,23 МГц и периодом повторения в 267 суток. Каждый недельный сегмент этого кода является уникальным для одного из спутников GPS и непрерывно генерируется им в течение каждой недели, начиная с ночи с субботы на воскресенье. На L1 излучаются сигналы и с военным кодом P(Y), и с общедоступным гражданским кодом (Сivilian Сode), который часто называют C/A (Сlear Acquisition-код свободного доступа). Прием сигнала по коду P(Y) обеспечивает работу в режиме PPS (Precise Positioning Service-высокая точность измерений). Сравнение времени прихода сигналов на частотах L1 и L2 позволяет вычислять дополнительную задержку, возникающую при прохождении радиоволн через ионосферу, что значительно повышает точность измерений навигационных данных. Прием на частоте L1 с кодом C/A не позволяет определить ошибки, вносимые ионосферой. Структура кода C/A обеспечивает худшие характеристики в режиме SPS (Standart Positioning Service - стандартная точность измерений). Так, если в режиме PPS с вероятностью 0,95 ошибки измерения долготы и широты не превышают 22-23 метра, высоты - 27-28 метров и времени - 0,09 мкс, то в SPS они увеличиваются соответственно до 100 метров, 140 метров и 0,34 мкс. Среднеквадратическая ошибка определения долготы и широты в PPS составляет не более 8 метров, а в SPS - не более 40 метров. Министерство обороны, исходя из интересов национальной безопасности, осуществляет "искусственное" ухудшение точности в режиме S/A (Selective Availability - ограниченный доступ). Первоначально режим SPS был необходим для грубого определения пользователями своих координат для вхождения в код P(Y). В настоящее время уровень электроники, программного обеспечения и методов обработки навигационной информации позволяет осуществлять достаточно быстрый захват P(Y) без кода C/A, а также проводить высокоточные определения по фазе несущей сигнала. Кроме того, полностью отработанный наземный автоматический режим дифференциальной коррекции (Differential Positioning), позволяет в ограниченном регионе получать точное определение относительных координат взаимного расположения двух приемников, отслеживающих сигналы одних и тех же спутников GPS. К примеру, штатные системы навигации транспорта, поставляемые и развернутые компанией ПРИН, при использовании гражданского C/A-кода определяют координаты автомобиля с точностью от 2 до 5 м.
Пентагону указали на его место Кому это нужно? С помощью портативных и дешевых GPS-приемников SCOUT, MAGELLAN, HUNTER и других не только офицеры и солдаты, но и специалисты по поисково-спасательным работам, рыбаки, охотники, геологи, лесники, альпинисты, автотуристы, яхтсмены, другие "любители острых ощущений и здорового образа жизни" получили реальную возможность повысить безопасность своих путешествий, с высокой точностью определять в любой точке земли свое местоположение, скорость перемещения, прокладывать маршруты, запоминать путевые точки, вводить навигационную информацию в компьютер и наносить на электронные карты местности, ориентироваться в полной темноте, в слепящей белизне полярных пустынь Аляски и в песках Каракумов.
Теодолиты в музей? Кроме того, созданы портативные высокоточные геодезические GPS-приборы, полностью совместимые с компьютерами и превосходящие по многим характеристикам традиционные оптические инструменты, которые используются в строительстве, лесном хозяйстве и землеустройстве, горнорудной промышленности и шельфовых разработках. Сегодня в некоторых странах уже не встретишь на строительных площадках и в карьерах оптические теодолиты и нивелиры. И что самое примечательное, навигационная информация передается абсолютно бесплатно. GPS-оборудование можно свободно купить, и оно прекрасно работает и в холод, и в зной, и в дождь, и в снегопад!
Все под контролем! Первые в России высококлассные GPS-системы, интегрированные с современными связными и картографическими комплексами, предназначенными для оперативного контроля и управления транспортом в пределах города и региона, были поставлены компанией "Прин" в 1995 году в Инкомбанк, в специальные подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям, некоторые коммерческие структуры. В настоящее время реализуются еще несколько проектов, в том числе и для контроля за транспортом на любых (!) расстояниях с использованием GPS и глобальной системы мобильной связи INMARSAT. Во всех службах, где внедряется спутниковая навигация, снижаются эксплуатационные затраты, повышаются безопасность перевозок грузов и дисциплина экипажей. GPS позволяет мобильным подразделениям оперативных и муниципальных служб стать более "боеспособными" без увеличения количества транспорта и личного состава за счет эффективного использования имеющихся ресурсов.
Особенности национальной навигации В проектах федеральной программы по использованию ГЛОНАСС в гражданских целях мелькали цифры порядка 1 млрд дол. для создания в 2005 году такого же класса наземного радионавигационного оборудования, которое давно свободно продают на рынке западные компании. Прикрываясь, в общем-то, разумной идеей лоббирования российской системы, а часто просто вытаскивая из прошлого рецидивы шпиономании и тотальной секретности, в общем, "из соображений безопасности" (в одной телевизионной передаче одноканальный приемник Garmin, которым пользуются практически все яхтсмены мира, был назван "шпионским прибором GPS"), некоторые не слишком изобретательные чиновники, абсолютно не думая о последствиях, ограничивают ввоз дорогостоящих высоких западных GPS-технологий. Хотя, для создания конкурентоспособной аппаратуры нужно было бы просто объявить честный тендер среди российских производителей навигационной аппаратуры. Другие государственные мужи на деньги налогоплательщиков открывают в России сборочное производство устаревшей западной геодезической аппаратуры, которая оказалась дороже, долго не могла пройти сертификацию, и ни один комплект этого "русского чуда" никто не купил.
Состоится ли свадьба? Сейчас, когда рынок "оккупирован" GPS, для оправдания затрат на создание и поддержание системы делаются попытки внедрения военной спутниковой навигации в коммерческие области. Однако для решения этой конверсионной задачи необходимы просто "бешенные", по российским меркам, вложения. Причем, даже если и будут вырваны из бюджета миллиарды долларов, есть уверенность, что практический результат получим "как всегда" (вспомним хотя бы программу "Буран"). Наблюдая этот "процесс", не покидает ощущение того, что вокруг ГЛОНАСС сосредоточено очень много физических и юридических лиц, не имеющих к нему никакого отношения, но желающих на нем заработать. Спокойно посмотрев правде в глаза, нужно признать, что невоенный рынок наземной аппаратуры потребителя ГЛОНАСС пока находится в коматозном состоянии и его нельзя сравнивать ни по обьему, ни по номенклатуре, ни по эксплуатационным характеристикам с GPS-рынком, имеющим почти десятилетнюю историю. Но стремиться к таким показателям необходимо. Вопрос только в том - какую цену готов заплатить налогоплательщик. Совмещенные приемники для GPS/ГЛОНАСС Анонсирование некоторыми западными и российскими компаниями выпуска совмещенных ГЛОНАСС/GPS-приемников также не выведет в этом тысячелетии Глонасс из этого состояния, так как цена этих приборов просто несопоставима со стоимостью GPS-комплексов. Да и нужны совмещенные приемники, по-большому счету, только авиаторам для решения задачи высоконадежной посадки самолетов. Все остальные пользовательские задачи уже давно прекрасно решаются GPS, доминирующей на радионавигационном рынке. И для завоевания рынка необходимо либо абсолютно новое потребительское качество навигационных приемников при низкой розничной цене, либо разумная жизнеспособная программа продвижения ГЛОНАСС-технологии на рынок с учетом огромного пространства, уже завоеванного GPS, и главное, нужны люди, для которых бы прикладная навигация была источником существования, которые бы вкладывали свои, а не только государственные, деньги. Отметим, что хорошего программного обеспечения диспетчерских систем для ГЛОНАСС-приемников нет, как, впрочем, нет качественных электронных карт российских городов и областей. Подробные карты до сих пор находятся в секретных сейфах, до них практически невозможно добраться. Время же разработки программ для ГЛОНАСС сопоставимо со сроками создания печально известной системы "Патруль" которая проектировалась в течение многих лет для российской милиции, но так и не была создана. Возвращаясь к обсуждению совмещенных ГЛОНАСС/GPS-приемников, разумней и честнее говорить пока только о политическом значении того факта, что российская система используется мировым сообществом, в том числе и при решении задач навигации на транспорте.
Финал Ясное понимание сегодняшнего пользовательского, если хотите, рыночного, а не газетного или телевизионного уровня развития спутниковых технологий и их применение в российской экономике, в системах управления транспортом, оперативными службами и тактическими подразделениями принесет несравненно больше пользы, чем слепая вера в "волшебные" слова о наших навигационных "суперприемниках", которые "не за горами". Как показывает история, эта вера способна исказить наши представления о реальностях и даже привести к краху. В заключение хочу напомнить о решении американского правительства снять ограничения после 2000 года на использование точного P(Y) кода. По экспертным оценкам, это еще более затруднит положение ГЛОНАСС на радионавигационном рынке. Те руководители, которые понимают, что такое ГЛОНАСС, и, если им не безразлична судьба российской системы, в матовой позиции должны сделать разумный ход.
E-mail tracking@prin.msk.su |