---------------- connect! лого ------- # 5, Май 1997 ----
 -------  эксперт -------------------------

    Мировое сообщество видит GNSS
    Не хотелось бы, чтобы слова автора статьи в отношении ГЛОНАСС оказались бы пророческими. Тем более что сегодня есть все предпосылки для создания Global Navigation Satellite System (GNSS) - термин, применяемый для общего наименования двух глобальных систем GPS и ГЛОНАСС.

    Итак, каковы же реалии?
    Вся группировка спутников ГЛОНАСС выведена на орбиту и позволяет определять координаты с погрешностью не более 50 м для гражданского кода. Создан наземный сегмент управления спутниками, разработанный в СССР и реализованный Россией на основе 24 навигационных спутников, запущенных тяжелыми ракетами "Протон" со специальными разгонными блоками. По состоянию на начало 1997 года в России приблизительно 10 предприятий разработало и выпустило в небольших количествах аппаратуру пользователя GPS/ГЛОНАСС. Наиболее известна аппаратура: СНС-85 (авиация), "Шкипер" (море), "Землемер-1" (геодезия).

    В марте 1996 года Россия сообщила Совету ИКАО (Международная организация гражданской авиации) о готовности предоставить ГЛОНАСС для использования мировой гражданской авиацией. Пока ИКАО пытается согласовать позиции Федерального Авиационного Агентства США и Российской Федеральной Авиационной службы, российская и американская стороны предложили ИМО (международная организация морского флота) рассмотреть вопрос о совместном использовании систем GPS/ГЛОНАСС.

    Почему это важно?
    Одним из существенных параметров системы является целостность информации. Если данные любого из спутников вызывают сомнение, они должны быть исключены из расчетов. При совместном использовании GPS/ГЛОНАСС появляется возможность обеспечить контроль целостности сигналов, поступающих от спутников, и переход на работу с теми сигналами, целостность которых подтверждена. Устойчивость системы значительно увеличивается, так как пользователи смогут выбирать рабочее созвездие из большего числа, доходящего до 16-20 видимых в радиодиапазоне спутников и пользоваться аппаратурой с числом каналов 12 и более.

    Какие проблемы у ГЛОНАСС?
    Их две: миниатюризация и цена.

    Чтобы сравнивать системы или говорить о совместном их использовании, сначала надо определить круг задач, для которых это возможно. Безусловно, для массового гражданского применения GPS не имеет альтернативы. Но для профессиональных устройств, применяемых, например, в авиации или на флоте, стоимость абонентских приемников оказывается сравнимой. К этому добавляются некоторые политические соображения: европейцы не хотели бы ставить себя в зависимость от перемен в политике США или России. Евгений Примаков, исключительно действенный и настойчивый министр иностранных дел России (по американской оценке), в феврале 1997 года в интервью Российскому ТВ сказал о том, что реалистичные политики воспринимают "Намерения как величину переменную , а потенциал - как постоянную". Потенциал ГЛОНАСС оценен в первую очередь французскими и германскими фирмами Sextant Avionique (Франция) и NFS (дочернее предприятие концерна ДАСА - Германия). Их подключение к разработке и выпуску абонентского оборудования позволяет не только обеспечить требования по точности и целостности, предъявляемые гражданской авиацией, снизить себестоимость производства и уменьшить массогабаритные характеристики оборудования, но и создает резервирование на случай изменения политики США по использованию GPS. Если учесть, что на рынке аппаратуры пользователей GPS в США восемь лет назад, кроме некольких крупных, начинали производство абонентской аппаратуры и фирмы численностью от пяти человек (добившиеся к настоящему времени выдающихся результатов), то резонно ожидать подобного всплеска и по отношению к созданию совмещенной аппаратуры GPS/ГЛОНАСС. Кстати, интерес к использованию ГЛОНАСС проявляют и сами американцы: компании Ashtex и Litton уже сделали совмещенные устройства, которые продают в составе своих навигационных комплексов.

    В табл. 2 и 3 приведено сегментирование рынка аппаратуры общего назначения и профессиональной, сложившееся к настоящему времени. Оно подтверждает те факты, которые приведены в статье. Но сегодня имеются все предпосылки для того, чтобы состоялась его пересегментация. И очень скоро!

    Юрий Севко


Таблица 1
Сравнительные характеристики космического сегмента спутниковых навигационных систем (СНС) GPS (США) и GLONASS (Россия)
Параметры, характеристики GPS(США) GLONASS(Россия)
Требуемое количество спутников сети (рабочих/резервных) 21/3 21/3
Количество орбит 6 3
Количество спутников на одной орбите 4 8
Высота орбиты, км около 19000 около 19000
Угол наклона орбиты относительно плоскости экватора, градусы 55 64,8
Период коррекции траектории орбиты, дни 1 8
Метод многостанционного доступа Кодовое разделение каналов (CDMA) на одной рабочей частоте Частотное разделение каналов (FDMA), с одним рабочим кодом
Рабочие частоты, МГц
на 24.02.97
    -диапазон L1 1227,6 1602,56-1615,5
    -диапазон L2 1575,42 1246,43-1256,5
Период обращения спутников 11 часов 53 мин 11 часов 15 мин
Код стандартов времени, МГц 1; 10 0,5; 5

Таблица 2
Сегментация рынка пользователей GNSS- оборудования в России
Оборудование общего назначения (доступное широкому кругу пользователей)
Назначение GPS ГЛОНАСС
Авиация общего назначения +
Автомобилисты (для ориентации и вызова помощи) +
Путешественники +
Яхтсмены +
Охотники и рыболовы +
Геологи +
Спасатели +

Таблица 3
Оборудование профессиональное
(варианты использования с количеством каналов 12 и более)
Назначение Интегрированная GPS/ГЛОНАСС GPS ГЛОНАСС
Гражданская авиация (новые самолеты и вертолеты) +

Модернизация находящихся в эксплуатации самолетов и вертолетов (дополнительное оборудование)
+
Модернизация навигационных комплексов (разработка) +

Геодезия в настоящее время
+
                 в разработках +

Морской транспорт, суда новых проектов (разработка) + +
Морской транспорт, дополнительное оборудование
+
Автомобильный транспорт (диспетчеризация) + +
Специальное применение + + +
Геоинформационные системы (ГИС)
+

---------------- ---- Оглавление ---- Главная страница ---- Почта ----