|
На деловые темыТрадиция осведомленностиВ конце XIX - начале XX века в России издавалось множество календарей на любой вкус. Заметное место среди них занимали деловые. Они служили и записной книжкой, и карманным справочником, и настольной книгой. В московских и петербургских банковских и биржевых календарях печатались сведения о коммерческих, общественных, сословных, городских и кооперативных русских банках, о торговых палатах и обществах, действовавших в России; приводилась информация о сроках общих собраний акционеров пароходных и железнодорожных обществ; публиковались таблицы биржевых и небиржевых дней как для российских, так и для заграничных бирж; разъяснялись биржевые термины. Помимо рекламы эти календари были снабжены листками "для заметок", "для памяти", "для записи срочных сделок". "Региональные" торгово-промышленные календари отличались от вышеназванных прежде всего объемом. Так, например, "Сибирский торгово-промышленный и справочный календарь на 1910 год" насчитывал 1500 страниц текста. Кроме традиционной числовой сетки и справочных сведений общеполезного характера он содержал географические карты и рисунки, планы городов, портреты деятелей Сибири, рекламу банков, различных торгово-промышленных фирм (в том числе и иностранных), а также периодических изданий. Под стать ему был и "Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1910 год", вобравший в себя 500 тыс. адресов правительственных, общественных, частных учреждений, фабрик, заводов, рудников, приисков, торговых и промышленных предприятий. Продавался этот календарь в книжных магазинах и на железнодорожных станциях. Примечательно, что в дореволюционной России заботились также о тех, кто не относился к деловым людям в общепринятом значении этого понятия, а именно: о работниках печати, электротехниках, нотариусах, чинах полиции, бухгалтерах, дантистах. Для них издавались персональные календари-справочники.
|
|
Перед первой мировой войной стремительно превращавшаяся в мощную индустриальную державу Америка проявляла повышенный интерес к России как к выгодному деловому партнеру. Больше всего ее влекла богатая Сибирь, которая еще только пробуждалась к деловой жизни, а пока теряла миллионы рублей на отпуске своих продуктов за границу в сыром виде, тем самым помогая развиваться иностранной (главным образом американской) обрабатывающей промышленности. Призывая русских промышленников поучиться у "американских собратьев, действующих в России же", умению распространить свой товар, российская деловая печать предлагала им взять на вооружение так называемые "американские правила жизни". Опубликованные одесским журналом "Рекламист" (1909 г.), эти 13 "заповедей" делового человека, похоже, нисколько не устарели:
|
|
Некролог начала ХХ века - интереснейший и до сих пор малоизученный документ, относящийся к истории предпринимательства в России - той самой истории, которая изобиловала ЛИЧНОСТЯМИ. Перед вами "перечень достоинств" делового человека начала века. Он составлен на основании некрологов, опубликованных в петербургском журнале "Промышленность и торговля" (1909 - 1913 гг.). Известно, что "о мертвых или хорошо, или ничего". Тем не менее, если вам удастся обнаружить у себя хотя бы одно из перечисленных достоинств, знайте: у вас определенно есть шанс стать ЛИЧНОСТЬЮ при условии каждодневной упорной работы - над собой, разумеется.
Эрудиция, широкий экономический кругозор, проницательный ум. Разносторонность дарований. Честность. Отзывчивость, сердечность. Необыкновенная аккуратность как в службе, так и в частной жизни. Постоянное стремление к усовершенствованию дела. Широкая благотворительность. Искренность убеждений и глубокая любовь к Родине. Способность своим умением работать вызывать уважение и должную оценку даже своих принципиальных противников.
|
|
С 1907 года и до начала первой мировой войны в Одессе выходил популярный журнал "Торговое дело". Его редактором-издателем являлся секретарь гоф-маклера Одесской биржи Э. С. Гальперин, в советское время известный как автор "Самоучителя коммерческой арифметики". Это периодическое издание было адресовано тем, кто хотел попробовать найти себя в торговом деле. Что же советовал журнал начинающим коммерсантам?
|
|
Анонс (от фр. Annonce - оповещение) - краткое объявление в печати о продаваемых товарах и предлагаемых услугах. В интереснейшие годы предвоенного промышленного подъема и биржевого бума в России (1909 - 1913 гг.) журнал "Торговое дело" напоминал тому, кто связывал с анонсом надежды на успех своего предприятия, следующие немудреные правила. Ирина Архангельская |