Куда ведет "последняя миля""Последняя миля" - проблема подключения абонентов к АТС или сетям передачи данных - актуальна во всем мире. Масштабная дискуссия по этому вопросу развернулась и на недавнем семинаре Российской ассоциации пользователей связи. Свой взгляд на проблему высказали отечественные операторы, системные интеграторы, производители и различные группы пользователей.Прежде всего выяснилось, что каждый из участников дискуссии видит "последнюю милю" со своей "колокольни", и если для одних она является важнейшей, то для других - сугубо умозрительной проблемой, никак не влияющей на их бизнес. Системные интеграторы, занятые построением "правильных сетей", отмежевываются от глобальных понятий типа "АСУнизации всей страны". Они подчеркивают, что занимаются построением конкретных систем для конкретного заказчика, в конкретный момент времени, в конкретном месте и исходя из финансовых и прочих возможностей, не претендуя при этом на абсолютность своих решений. Они и не желают слышать о "последней миле" в отрыве от всего проекта, считая, что отдельное решение этой проблемы существовать не может, даже если "последняя миля" по трудоемкости составляет 99,99% всей разработки. Операторы связи, которым по большому счету все равно, что пользователь будет делать с предоставленными каналами связи, но которые получают за это деньги, считают "последнюю милю" столь же важной задачей, как и пропускную способность своих магистральных каналов. И от этого и от другого напрямую зависит количество клиентов, к которым нет иного пути, иначе как через "последнюю милю". Производители сетевого, коммутационного и прочего оборудования вообще умывают руки, считая, что их задача "делать хорошие кирпичи", из которых можно построить дом или замок, а можно просто сложить камин - но это уже не их проблема.
Три потребителя на "последней миле", не считая "простого народа"
В первую группу, назовем ее "ретро", можно отнести предприятия, которые не смогли за 4 года "шоковой терапии" перейти на выпуск коммерческих продуктов и в условиях урезанного бюджетного финансирования стали, говоря словами г-на Фонвизина, "именами существительными". В основном это предприятия "оборонки". Некогда самые телефонизированные, обладающие лучшими в то время альтернативными каналами - отраслевыми, Искрой-2, - они сегодня не в состоянии оплачивать даже имеющиеся телефонные номера. В неописуемый ужас приводят бухгалтеров счета за междугородные и международные разговоры, которые, в зависимости от масштабов предприятия, достигают 30-100 миллионов рублей в месяц. При этом, вместо того, чтобы потратить деньги на обращение к системному интегратору, что, по самым скромным подсчетам, сократит эксплуатационные расходы вдвое, руководство предпочитает оставлять все как есть, или "дергать" начальника отдела связи. И тот предлагает "радикальные" меры: отключить энное количество телефонных номеров, заблокировать на АТС межгород и прочее из серии "запрещать и не пущать". Эта бурная деятельность приводит к протестам начальников других подразделений, доказывающих, что отключение их телефона приведет к срыву нефинансируемых работ. Обычно очередная иттерация заканчивается через 3 недели, и все возвращается "на круги своя": телефоны - начальникам, а миллионы рублей - АТС. Для этой группы "последняя миля" понятие больше философское, из разряда "быть или не быть?". Ко второй группе, условно поименованной "потенциальные клиенты", относятся предприятия некоторых отраслей добывающей промышленности, предприятия, работающие на потребительский рынок, транспортные организации и коммерческие структуры. Потребности этой группы не выходят за рамки хорошей голосовой связи, в том числе и мобильной, передачи факсов и электронной почты. Эти потребители составляют основной костяк покупателей связных средств, начиная от СиБи и радиотелефонных "примочек" типа "Como", до модемов, маршрутизаторов и прочего сетевого оборудования. О существовании "последней мили" они, как правило, узнают, когда надо подключить дополнительные номера телефонов, стать абонентами Internet или других сетей передачи данных. То есть проблема для них реально существует, но относится к числу второстепенных.
Наконец, есть еще одна группа потребителей, представители которой не участвовали в семинаре. Во всем мире эта группа является основным объектом внимания операторов и главным источником их прибыли. В России же она наиболее обездолена и явно не избалована вниманием гигантов мира связи и информации. Это индивидуальный пользователь - "простой народ", который в массе своей и слыхом не слыхивал о понятии "последняя миля", хотя сама проблема стоит перед ним во весь рост. По некоторым оценкам до 60% российских семей не имеют телефона (по Москве - 2%). Основные причины - отсутствие номерной емкости на АТС или все та же "миля". Им-то уж наверняка известна формулировка диспетчера службы установки телефонов: "Ваш дом не каблирован!". Итак, существует ли проблема? Да, безусловно! Иногда в чистом виде ("дом не каблирован"), но в большинстве случаев проблема "последней мили" неразрывно связана с целым шлейфом других проблем. В этом номере вы узнаете, как решала проблемы обеспечения связи крупнейшая международная компания ABB, как ее решает налоговая инспекция Кабардино-Балкарии совместно с системным интегратором и какие решения для корпоративных сетей видит компания-оператор - "Голден Лайн". В следующих выпусках мы постараемся рассказать о том, какими путями можно решать проблему "последней мили" применительно к рядовым пользователям. |