Информационная супермагистральОб информационной супермагистрали - этом Священном Граале телекоммуникационной и развлекательной индустрии говорят сегодня, особенно в Америке, много и по-разному. Мы публикуем выдержки из последних публичных выступлений Самнера Редстоуна и некоторые комментарии, в которых больше озабоченности, нежели оптимизма
Но никто не знает, что нас ждет впереди.
Руперт Мэрдок, Mне неясно, из чего состоит информационная супермагистраль, и у меня есть серьезные сомнения, что она вообще появится - по крайней мере, в ближайшем будущем. Я поверю в 500-канальный мир, только когда я его увижу и когда кто-нибудь мне объяснит, чем эти каналы собираются заполнять. Что бы из себя ни представляла эта магистраль - будь то кабель, волоконная оптика, медные провода или спутники, - в конечном счете, это всего лишь технология доставки, которая имеет смысл лишь в том случае, если сам доставляемый продукт заинтересует потребителя, и он готов будет за это платить. Как сегодня, так и завтра Viacom будет полагаться прежде всего на программное обеспечение и продвигать его, используя любые средства доставки, до каждого мультимедийного приложения и до каждого уголка планеты. Мы полны решимости стать главной медийной компанией мира. Понимая, что для успешных операций на глобальном рынке необходим соответствующий масштаб, мы приобрели киностудию Paramount (а также издательство Simon & Schuster - прим.ред.), объединились с Blockbuster и установили стратегическое партнерство с телефонной компанией Nynex. Победителей и проигравших определит, как это было и всегда, не система доставки, не так называемая "информационная супермагистраль", а способность создавать, добывать, упаковывать, продвигать и продавать по всему миру информацию и развлечения. В технологиях грядет новая, цифровая эра. Революционные перемены приведут к созданию такой системы доставки, которая будет комбинировать телефонию с ее возможностями коммутации и маршрутизации и информационную емкость новейших кабельных систем и банков данных. Вполне очевидно, что инфраструктура "супермагистрали" гораздо менее важна, чем "транспорт", который будет по ней передвигаться - содержание, программное обеспечение. Что заставит потребителя использовать новые телекоммуникационные пути, так это программное обеспечение, а вовсе не технология. И как же легко проглядеть этот факт в нашей гонке за конвергенцией, 500 каналами и волоконно-оптическим раздольем! Я хочу привлечь внимание к потребительской стороне дела. Только потребителю дано определить будущее информационной супермагистрали и перспективы развлекательного бизнеса. Поколение назад Ральф Ли Смит в своей книге The Wired Generation превознес кабельное телевидение как "магистраль электронной связи". Сегодня коаксиальный кабель проложен в 60 миллионов американских домов и, обладая огромным потенциалом, мог бы принять на себя двустороннюю связь. Действительно, Смит предсказывал, что к нынешнему времени мы будем в полной мере использовать кабель для обучения на дому, электронной почты и поиска книг в библиотеках. И вот мы здесь - с огромной кабельной сетью и с огромным энтузиазмом по поводу объема информации, который мы могли бы по кабелю перегонять, и даже экзотических приложений, которые кабель мог бы освоить. Очень много энтузиазма. Но не очень много трафика. Вспомним о Qube. Этот, один из первых экспериментов с интерактивным телевидением был поставлен в 1976 году компаниями Warner Communications и American Express. Он не оправдал ожиданий и уже давно забыт. Бесславно провалились в конце 1970 -х начале 80-х годов попытки организовать банковское обслуживание на дому. Дольше других продержался эксперимент компании GTE в городке Черритос, штат Калифорния. Он не вызвал большого интереса. Имея возможность одним нажатием кнопки устраивать свои банковские дела, получать игры и кинофильмы, только 350 из 7300 кабельных абонентов подписались на эти услуги. В результате проект был закрыт. Кабельная компания TCI, которая в Денвере обслуживает примерно 300 клиентов преимущественно с видео-по требованию, заявляет, что оплата за эту услугу примерно в 12 раз выше, чем за обычный платный просмотр фильмов. Это впечатляет, пока вы не начнете считать доллары и центы. А при подсчете оказывается, что одна семья в среднем заказывает один видео-по требованию раз в две недели за 2.99 - 3.99 доллара. С такими показателями видео-по требованию вряд ли станет мотором для развития сетей будущего. У Viacom есть собственная испытательная площадка в Кастро Вэлли, штат Калифорния. И испытания только подтверждают неопровержимый факт: для создания информационной супермагистрали потребуется очень много времени и очень много денег при полном отсутствии уверенности в том, что потребитель потом возместит затраты. Футуристы поднимают на щит Интернет как доказательство публики "сьесть" информационную супермагистраль. И здесь действительно есть чем восхищаться. Интернет дает доступ к богатству информации. Он не дискриминирует. Он по-настоящему интерактивен. Но следует иметь в виду, что Интернет никогда не ассоциировался с коммерцией. В нем нет потока денег. Его содержат правительство, университеты и другие учреждения. И он не слишком ориентируется на потребителя. Было бы слишком оптимистично рассчитывать на то, что изобилие информации и развлечений породит людей ренессансного типа с необычайно широкими и разнообразными интересами. Главными факторами успеха будут простота и прозрачность технологии и очевидная для потребителя выгода. Viacom провел исследование, в результате которого выяснилась одна очень важная вещь: 40 процентов американских домов уже сейчас интерактивны. Интерактивными считаются дома, где есть по крайней мере один аппарат, способный работать с интерактивным программным обеспечением: видеоигровая система, персональный компьютер или персональный компьютер с CD-ROM. Это домашняя интерактивность, а не интерактивность он-лайн. Что действительно нужно потребителю - так это большой выбор, простота пользования и высококачественное программирование за умеренную цену. В нынешнем мире разнообразной и взаимосвязанной информации мы в Viacom не видим на подходе какого-то одного убойного приложения. Напротив, должно произойти драматическое улучшение потребительских свойств многих услуг. А ключевое для всей супермагистральной сети программное обеспечение - это пользовательский интерфейс. Если потребители не будут вполне уверены, что доберутся из пункта А в пункт Б, они просто туда не пойдут. Вот почему Viacom занял прочное и заметное место в Starsight - экранном путеводителе по программам. Когда мы плюхаемся перед телевизором, нам хочется чего угодно, но только не ответственности и не принятия решений. Поэтому мы не хотим смотреть списки каналов или читать содержания программ. Поэтому же мы не хотим - хотя и имеем возможность - выбирать угол съемки при показе спортивных соревнований или концовку кинофильма. Но у нас есть свои вкусы, интересы, пристрастия. И есть предпочтения в том, каким именно образом нужную информацию получать и свои вкусы удовлетворять. В угоду потребителю могут понадобиться изменения в производстве программ, разные форматы для разных платформ, линейных и нелинейных, а также возможности показа на обычных телевизорах и на телевизорах высокого разрешения. Чтобы преуспеть в своем деле, мы, производители программ, должны ублажать своих потребителей от колыбели до могилы. Мы должны культивировать, взращивать молодых потребителей, за счет которых, скорее всего, и будут развиваться интерактивность и мультимедиа. Что касается информационной супермагистрали, я, как бизнесмен, буду держать ее в поле зрения. Но судьбу ее, повторяю, определят не инженеры, а потребители. Самнер Редстоун
Лео Богарт "Информационная магистраль" - это чрезвычайно неудачная метафора для обозначения нарождающейся телекоммуникационной системы. Это как "Священная" Римская империя, которая не была ни священной, ни римской, ни империей. То же и с информационной магистралью: она не будет магистралью и не будет посвящена информации. На магистрали, шоссе допускается движение только в двух направлениях (в лучшем случае). А связь порождает многомерный мир, число потенциальных контактов в этом мире почти бесконечно, поскольку в нем действуют все ныне живущие люди и те люди из прошлого, которые оставили после себя какие-то следы. Если смотреть на будущие системы связи просто как на средство передачи данных, то на первый план выйдут проблемы сортировки этих данных: отбор, комбинирование, выработка приоритетов и установление ограничений. Проблем с производством информации не будет в мире, где вся существующая информация устаревает в момент появления. Проблема заключается в перепроизводстве информации, а не в иссякании ее источника. Потребление информации напрямую зависит от наличия денег и, главное, времени - в сутках как было 24 часа, так и остается. Поэтому людям нужен не доступ к океану данных, а профессионально отобранная, обработанная и подготовленная к употреблению информация.
Ричард Коэн Я хочу, чтобы Джон Мэлоун (глава самой большой кабельной компании в США - Прим. ред.) знал: у меня уже есть интерактивное видео. И работает оно так: каждый раз, когда упоминается имя Мэлоуна, каждый раз, когда мне говорят, что одна из его компаний подключит к себе мой телевизор, а другая его компания обеспечит программы; что мой телевизор будет соединен с моим компьютером (и, возможно, с моим тостером) и что одним нажатием кнопки на пульте я могу заказать кино или костюм-тройку, - я сразу же интерактивно реагирую криком: "Не-е-т!" Я представляю, о чем грезят наши провидцы: о безлюдных площадях и бульварах, о пустых магазинах и кинотеатрах; о триллионе людей, сидящих перед своими экранами и выискивающих новые услуги - и каждый из них замкнут в своем маленьком мире. Если это и есть интерактивное видео, то оно отбросит нас назад, во времена, когда люди еще не собрались в больших поселениях и не стали обмениваться идеями, что привело к рождению Культуры. "Человек - не остров", - написал поэт Джон Донн. Боюсь, что Джон Мэлоун хочет доказать обратное.
Джералд Ховард Перспектива обрушившихся на мой бедный маленький телевизор 500 с лишним каналов заставляет меня солидаризоваться с автором однажды читанной и блестяще озаглавленной статьи "Тирания выбора". Какие мучительные часы обязательного "удовольствия" нас ожидают! Тот факт, что за всем происходящим видны усилия телешоппинга, раскрывает суть игры: культурная арена трансформируется в электронный супермаркет, и от нас впредь потребуется не соучаствовать и сопереживать, а только делать закупки. Не могу представить, каково это будет - наполнять свой ум с оптического волокна -, но полагаю, что именно это придется делать и мне, и моим собратьям - кибергражданам. Остается лишь одна надежда: что где-то есть блестящий контрпрогрессивный хакер, который уже разрабатывает устройство, совершенно необходимое для сохранения рассудка (и для безопасности) в третьем тысячелетии: специальный медиа-презерватив. |