А ну-ка, убери свой телефончик!В очередной раз права личности собираются защищать кардинальным образом. Курильщиков уже растерзали. Сейчас достанется любителям сотовой связиНа каждое действие есть противодействие. Провайдеры сотовых сетей воодушевляли клиентов, живописуя им неограниченные возможности мобильных телефонов. Да здравствует свобода! Никаких ограничений! Смотри, какой я мобильный! Докукарекались. Возмущенная общественность не выдержала подобного самоопределения. Человек - существо социальное, не так ли? Вот пусть и ведет себя как следует!!! Ишь, раззвонились - небось, не у себя дома. Дай-ка сюда свою пищалку... Вот так-то. Иди, и больше не греши. Большинство провайдеров сейчас столкнулись с обескураживающим положением вещей: у многих клиентов телефон чаще находится выключенным, чем включенным. На этом, разумеется, теряются деньги. Сотовые телефоны очень быстро захватили рынок. Но даже при ошеломляющей скорости их распространения - в мире еще куда больше людей, у которых нет сотового телефона, чем тех, у кого он уже есть. Поэтому на одного гражданина с сотовым телефоном в среднеразвитой стране находятся, как минимум, два гражданина, которых очень раздражает счастливый обладатель этого предмета. Им не нравится, что он своей болтовней мешает кушать пиццу в ресторане, что он постоянно отвлекается на деловой встрече, что с ним невозможно сидеть рядом в общественном транспорте. И даже когда тип с телефоном - твой закадычный приятель, все равно, трудно простить ему постоянные "дзинь-дзинь". Возникает ощущение, что ты чужой на этом празднике жизни - "...но вы вдвоем, вы не со мною". Выключи, наконец, телефон и послушай, что я сейчас тебе скажу... "Нехорошо, - говорит Берли Лунд Кронинг, член директорского совета Telenor Mobil (Осло, Норвегия.) - Нехорошо, что люди уже не стесняются говорить по телефону даже во время похорон и венчаний в церкви. В общественном сознании формируется представление о том, что пользователи сотовой связи - существа с видоизмененными критериями этики и морали". Как недавно курильщиков, пользователей сотовых телефонов уже начали потихоньку отделять от агнцев - не пользователей. Факты следующие. Прошлой весной Britain Great Western Trains Co. отвела в своих поездах, курсирующих по маршруту Лондон - Уэльс, ряд вагонов под зоны, свободные от сотовой связи. Многие рестораны в таких странах, как Англия и Норвегия, имеют "столики со свободным эфиром", рядом с которыми развешаны злобные плакаты с телефонами, зверски перечеркнутыми крест-накрест. Часто в государственных учреждениях пользоваться сотовыми телефонами можно только в специально отведенных для этого помещениях, где по стенам также наличествуют плакатики, любезно приглашающие заняться этим интимным делом. В Израиле большинство театральных выступлений и концертов предваряется прокруткой кассеты, которая голосом знаменитого израильского актера Иосифа Ядина требует от зрителей выключить телефоны. Провайдеры пытаются взять под свой контроль этот процесс - по принципу : "У нас порядок простой - что натворил, убери за собой". Лучше они сами себя слегка ограничат, чем за это возьмутся государственные и общественные организации. Известно же, что Макдональдс является одним из серьезнейших активистов-борцов за чистоту улиц и городскую экологию. Почему бы в таком случае провайдерам не заняться борьбой с излишним распространением сотовых телефонов? Тема считается злободневной, активно муссируется всевозможными средствами массовой информации, из нее усердно делается настоящая Проблема. Провайдеры не отстают и, в свою очередь, выпускают разнообразнейшие проспекты и бюллетени, обучающие хорошим манерам и элегантности в обращении с сотовой связью. Например, Telecom Italia Mobile издал проспект на шестьдесят три страницы, посвященный этикету "телефонино". Осиливший этот скорбный труд, по замыслу издателей, на всю жизнь усвоит где, как и когда можно звонить по телефону. Он будет приглушать силу звонка на кладбище и в крематории. Он не будет громко рассказывать похабные анекдоты вблизи детских дошкольных учреждений. Он обязательно отключит телефон на первом свидании. И доставать телефон в общественном месте будет с тем же смущенным видом, с каким люди обычно вытаскивают носовой платок - "простите, ради Бога, но очень-очень надо". Шведы издали серию буклетов-комиксов, где ядовито-яркими красками изображены сюжеты на телефонную тему. Например, иллюстрация вечной истины: "Не говори по телефону с набитым ртом". Без желудочных спазмов взглянуть невозможно. Дан ряд полезных советов: "Во время деловой встречи, тот, у кого телефон зазвонит первым, платит за ленч всех присутствующих". Или: "Никогда не отвечай на телефонные звонки во время плавания с маской". Шарлотта Викстром, управляющая шведской операторской сетью Telia Mobitel, считает, что это смешно и поучительно: "Так мы стараемся привлечь внимание к проблеме. А для Швеции это действительно проблема. У нас на трех человек приходится один телефон - самая высокая плотность сотовой телефонизации в мире. Для молодых ребят это стало настолько привычным явлением, что они теперь способны обсуждать самые интимные вопросы на улице, в автобусе - да где угодно". Телефоны снимают естественный барьер эмоциональной защиты, создавая свой, виртуальный. Человек не ощущает реального присутствия рядом с собой других людей - он весь в телефоне. По израильскому телевидению идет тридцатисекундный ролик следующего содержания: пышная оперная певица заливается трелями арии из "Волшебной флейты". Тут она замечает, что один из зрителей в переднем ряду аккомпанирует ей на своем телефоне. Певица резко обрывает пение, и в наступившей тишине раздается фальшивое солирование любителя оперы. Когда до него доходит суть происшедшего, он багровеет, как свекла, вжимается в кресло и поспешно захлопывает крышечку телефона. Голос диктора за кадром: "Иногда телефон надо отключать". "Телефонная компания, призывающая клиентов пользоваться телефонами пореже, - явление, конечно, несколько несуразное, - говорит Барух Дагон, руководитель рекламного отдела Beseq, национальной израильской телефонной компании. - Но ведь в Израиле это стало настоящей проблемой. Люди не выключают телефон нигде и никогда". Компании Beseq принадлежит половина Pele-Phone, одного из двух функционирующих в Израиле провайдеров сотовой сети. Конечно и Pele-Phone и Telia Mobitel немножечко кривят душой. Они не настолько преисполнены сочуствия к телефононенавистникам, чтобы свернуть планы расширения рынка. Это обычный вариант легкого рекламного кокетства - "Мы заботимся о вас и о вашем здоровье. Нам больше делать нечего, как о вас заботиться. Мы босоногие кармелиты по призванию". Ведь нужно наглядно продемонстрировать, что никакой ущерб не остановит донкихотствующую корпорацию в деле служения нуждам человечества. Человек, который ненавидит сотовые телефоны, обычно не имеет своего. А если не имеет, значит, он потенциальный потребитель. А потенциального потребителя нужно лелеять и холить даже больше, чем постоянного клиента. Нужно показать ему, какие мы белые и пушистые. Орна Губерник, представитель компании Cellcom, основного конкурента Pele-Phone, рассуждая о конкуренции двух провайдеров, говорит следующее: "За последние два года число абонентов сотовых сетей Израиля возросло буквально в десять раз. Мы рады такому подъему, но, к сожалению, у этого процесса есть и негативные стороны. За те же два года значительно возросло количество жалоб на использование сотовых телефонов в театрах, на различных шоу, в кинозалах. Зрителей и актеров отвлекают постоянные звонки в зале. Сellcom чувствует ответственность за это, и мы всеми силами постараемся изменить создавшийся порядок вещей". Сellcom, окончательно избрав себе образ защитника обиженных и угнетенных, принялся за кампанию по самоограничению всерьез. "Я рада, что сотовый телефон стал нормой жизни" - продолжает Орна Губерник, - меня воодушевляет степень свободы, которую он предоставляет человеку, но, когда вы идете на спектакль или концерт, лучше вспомнить о требованиях этики и забыть на час об остальном мире, сконцентрировавшись на представлении". Pele-Phone покамест отстает в подобных популярных акциях, и, глядишь, Cellcom удастся оттяпать у собрата стайку клиентов. Телефононенавистников становится все больше. Учитывая это смущающее обстоятельство, телефонные компании предприняли ряд мер, направленных на то, чтобы абонент все-таки мог пользоваться телефоном, не вызывая при этом отвращения у окружающих. Некоторые плоды приносит практика автоматической запаси сообщений, приходящих на выключенный телефон. Звуковая сигнализация аппарата дублируется световой и вибрационной. Есть надежда, что ваши соседи по столику в ресторане не будут кидаться к управляющему с жалобой на то, что у вас что-то шебуршит и подмигивает в кармане брюк. Проблемой является и использование мобайлов при вождении машины. Дорожная полиция многих стран склонна связывать рост числа дорожно-транспортных происшествий с болтовней за рулем. Телефонные аппараты для водителей со специальной функцией hands free еще достаточно редки, хотя, казалось бы, каждому понятно, что крутить баранку локтями эффектно, но неудобно. Шведские комиксы Telia Mobitel вовсю живописуют неограниченные возможности мобайла в деле провоцирования несчастных случаев на дороге. Мораль у каждого сюжета одна - всмятку и насмерть. Проспект, опубликованный Cellnet, предлагает абонентам использовать в машине только систему hands free, "чтобы совместить Удобство с Безопасностью". В Норвегии Telenor Mobil выступает в тесном сотрудничестве с дорожной полицией с целью профилактики подобных аварий. "Если вы ведете машину, - говорит Пер Хольворсен, менеджер по связям с общественностью Telenor Mobil, - и если у вас отстутствует система hands free, вы поступите разумно, выключив телефон и удовольствовавшись автоответчиком. Я верю, что когда-нибудь мы будем иметь мощную культуру пользования сотовыми телефонами, которые навсегда перестанут рассматриваться как потенциальный источник угрозы и беспокойства". |