Intranet - не панацеяЛюбая технология, улучшающая управление, безусловно, хороша, но никакая технология не заменит самого управления. Распределение управления, безусловно, повышает адаптивность организации, важно чтобы при этом не происходило распределения цели.Я с большим удовольствием читаю любую статью, касающуюся организационных, социальных, психологических и других "человеческих" аспектов использования информационных технологий. В последнее время появилось множество публикаций, авторы которых пытаются убедить неискушенного читателя в том, что intranet - это панацея. Достаточно развернуть в организации WWW-сервер, раздать пользователям браузеры, и все проблемы бизнеса будут решены. Здесь на память приходят различные исторические эпизоды: и эйфория первых лет после появления персональных компьютеров, и восторги от архитектуры клиент-сервер, и фанатичное преклонение перед объектно-ориентированным подходом. При желании этот список можно продолжать до бесконечности. В этом плане весьма своевременной оказалась публикация в 4-м номере журнала статьи Леонида Черняка "Править или управлять". Автор охлаждает горячие головы, цитируя слова Теллина: "...без понимания влияния технологии на менеджмент и структуру организации есть опасность превращения технологии лишь в дорогу, а не в движение по этой дороге". Ценность статьи усиливается еще и тем, что она затрагивает методологические вопросы внедрения intranet. Наряду с очень благоприятным впечатлением от статьи в целом в ней нельзя не отметить ряд спорных мест. "Между разработчиками технических средств и пользователями нет промежуточного звена... Отчасти эту функцию выполняют системные интеграторы, но и они все же в большей степени ориентированы на техническую сторону вопроса, чем на потребительские качества". - Если это так, то, скорее всего, вы имеете дело не с системным интегратором, который оценивает успех своего проекта по степени влияния на все основные показатели деятельности своего клиента, не ограничиваясь технико-экономическим параметром (время, бюджет, техническое качество). "Современная корпоративная система должна быть построена на основе принципов распределенного управления...". - Это не вызывает сомнения в тех случаях, когда распределенное управление действительно оправдано. В работе Теллина приводится схема, без которой данное высказывание нельзя признать корректным. Отсюда можно сделать вывод, что существует широкий класс применений: массовое производство, органы гос. управления, многие банковские применения, в которых невозможно обойтись без централизованного управления. "Технология intranet позволяет перераспределить по-новому обязанности между сотрудниками. На прикладных специалистов возлагается работа по созданию и поддержанию содержательной части Web-сервера, а специалистам по информатике остаются служебные функции". - В этом месте автор не вполне корректно проинтерпретировал первоисточник. Теллин в своей работе вплотную подходит (но, к сожалению, не пересекает) к границе той области деятельности, в которой intranet особенно сильна. Это то, что на Западе называется Knowledge management (управление знаниями). Он даже использует термин "knowledge worker" (специалист, участвующий в организации фиксации, накопления и управления корпоративными знаниями). Управление знаниями рассматривается в качестве наиболее ценного актива организации и переносит акценты в информационных технологиях с управления данными на этот вид нематериальных активов (да простят меня бухгалтеры за этот термин). Отражая эту тенденцию, Теллин пишет, что основной ролью информационщиков становится создание соответствующей инфраструктуры и обеспечение "knowledge workers" необходимой информацией. Адаптивные инновации - термин, используемый в эволюционной биологии для обозначения появления новых функций организмов, принадлежащих к определенному виду, в ответ на изменение внешних условий. В интерпретации Теллина этот термин относится к способности каждой подсистемы реагировать на локальные внешние условия. Результат - не только множество ответных реакций, гораздо большее, чем может быть порождено из центра, но и способность каждой подсистемы приспосабливаться к специфической для нее среде. В подобного рода системах миссия организации становится ключевым информационным компонентом (геномом, если продолжать биологическую аналогию), с учетом которого осуществляется адаптация. С моей точки зрения, понятие адаптивной инновации является только удачной аналогией и не привносит ничего нового в методологические построения Теллина. Тем более что в Hoshin Kanri (целевое управление и управление целями), empowerment (делегирование полномочий и ответственности) и многих других современных технологиях управления проблема адаптивности рассматривается гораздо полнее и серьезнее.
Какие бы выводы, касающиеся intranet, я предложил бы со своей стороны:
|