Notebook - офис в дипломатеПонятие "мобильный офис" становится привычным. Однако если относительно функций пользователи вполне единодушны, то относительно оснащения мобильного офиса идут горячие споры. Точку зрения фирмы "Партия" - крупнейшей в России компании, занимающейся розничной продажей электронной техники, - высказывает ее коммерческий директор Василий Алексеевич Селюминов.-Что такое мобильный офис в вашем представлении? -Мы однозначно определяем для себя мобильный офис как портативную информационно-коммуникационную систему на базе notebook. До недавнего времени notebook считался роскошью, что логично вытекало из сложившихся форм организационной деятельности в Советском Союзе, где любая структура - государственная, хозяйственная, общественная - была централизована и не предполагала мобильности сотрудников. Полтора года назад, начав заниматься продвижением notebook в России, мы столкнулись именно с таким его восприятием. На Западе же ситуация была иной. Там мобильность была обычной формой деятельности менеджеров. Поэтому нашими первыми покупателями notebook были иностранцы, преимущественно европейцы, которые вели дела с Россией и с удивлением для себя обнаружили, что в Москве notebook можно купить дешевле, чем в своих странах. -В чем причина такой ценовой разницы в вашу пользу? -Мы везли товар в Россию двумя путями: из Америки и из Юго-Восточной Азии, где цены на такую технику ниже, чем в Европе. Кроме того, на notebook, привезенные из Штатов, распространялась международная гарантия, которая тогда не действовала на территории России, но все равно вполне устраивала иностранных покупателей, так как их командировки в Россию были недолгими и всегда имелась возможность воспользоваться сервисом в своих странах. Самыми первыми российскими покупателями notebook были достаточно состоятельные люди. Но уже в прошлом году состав покупателей заметно расширился, а в ноябре-декабре это стало очевидным. Увеличение объема продаж показало, что в России численность людей, которые реально нуждаются в мобильной форме работы, растет. Это связано с распространением у нас западного стиля ведения бизнеса, который характерен для работы представительств инофирм в России, а теперь уже и многих отечественных компаний. -Что означает западный стиль ведения бизнеса? -Наверно, точнее будет сказать "способ ведения бизнеса", когда для принятия решения необходимо учесть значительный объем информации и иметь возможность в быстрой консультации, обращении к большим базам данных. Именно поэтому у notebook постоянно улучшаются два показателя: вес и мощность. Если раньше при выборе notebook определяющим фактором была фирменная марка, пользующаяся высокой репутацией на рынке, - brand-name, то теперь покупатели обращают внимание на вес и мощность notebook. Люди реально стали возить с собой notebook для оперативного решения профессиональных задач. Сегодня хорошим считается notebook, который весит менее 3 кг. Более тяжелые модели, строго говоря, не приспособлены для постоянного ношения с собой, а предполагают наличие персонального транспорта, когда notebook переносится только из автомобиля в офис. -Какими характеристиками должен обладать notebook как ядро мобильного офиса? -Главная характеристика такого notebook, кроме наличия редакторов, электронных таблиц и тому подобного, - это его коммуникационные возможности. Они становятся наиболее важными для мобильного офиса. Легкость и большая мощность notebook должна сопровождаться хорошей возможностью связи с центральным офисом, где находится основной банк данных, войдя в который менеджер может воспользоваться дополнительной необходимой информацией для принятия решения. -Какие дополнительные устройства необходимы для организации мобильного офиса, кроме самого notebook? -Это факс-модемы. Они бывают разные, но начиная с прошлого года растет продажа факс-модемов Motorola, которые поддерживают работу с сотовыми телефонами. На сегодня объективно беспроводная связь оптимальна для работы мобильного офиса. Это подтверждают и возросшие покупки устройств питания notebook от прикуривателя автомобиля, то есть человек рассчитывает, что ему придется работать и находясь в автомобиле. -Какие стандарты сотовой связи пригодны для мобильного обмена данными? -Я не специалист в этом вопросе. Могу только сказать, что у нас есть офис в Финляндии, который пользуется для связи с нами каналом стандарта GSM. -Скажите, какова, на ваш взгляд, идеология приобретения вашими клиентами notebook: это замена устаревших моделей desk top или дополнительная закупка для работы в нестационарных условиях? -Наблюдаются обе тенденции. Здесь главное понимать одно: notebook принципиально дороже, чем desk top, поскольку использует другую технологию. Но он и предоставляет возможности, за которые есть смысл доплачивать. Во-первых, конфиденциальность информации. Notebook, как правило, персонален, им владеет только один сотрудник. У notebook для офисного применения существует так называемая стыковочная станция, которая позволяет подключать его к стационарному монитору, отдельной клавиатуре и офисной оргтехнике. После окончания работы можно отсоединить свой notebook от стыковочной станции и унести его с собой. Во-вторых, это использование notebook в нестационарных условиях. При этом, я подчеркиваю, не каждому сотруднику офиса или подразделению нужна такая техника. Вряд ли notebook нужен бухгалтерии или секретарю, но менеджеру по закупкам, который постоянно ездит в командировки, который проводит презентации вашей продукции или товара в других городах, он необходим. -Как можно использовать notebook при подготовке презентации товара? -При представлении своего товара или услуги вы знакомите с ними своего партнера или потенциального клиента прямо на экране компьютера. Очень важно бывает тут же получить распечатку необходимой инофрмации, поэтому некоторые notebook изготавливаются со встроенными принтерами. Например, такие notebook уже два года выпускает фирма Canon. А в их последних моделях есть даже цветной сканер. Это в полном смысле мобильный мини-офис. При работе с таким офисом обеспечивается полная конфиденциальность. Вы можете где-то в другом городе или даже в поезде составить соглашение, распечатать его, подписать, отдать один экземпляр партнеру, другой оставить себе, и, кроме вас, об этом никто не знает. Многие фирмы выпускают специальные чемоданчики для перевозки в одном объеме notebook, принтера и других устройств. -Это и есть мобильный офис в чистом виде? -Да. Но есть и другие комбинации. Hewelett-Packard, например, выпускает Palmtop, совмещенный с телефонной трубкой GSM. Фактически это комплект, включающий в себя базу данных и коммуникационные возможности. Идея развития компьютерной техники в сторону мобильности очевидна. Компьютерная техника будет создаваться сразу с возможностью подключения к каналам коммуникации - обычной телефонной линии или сотовой. И здесь главным будет требование уже не к производительности компьютеров, а к наличию тех аксессуаров, которые обеспечивают стыковку с каналами коммуникации. - Такие аксессуары производят те же фирмы, что и notebook? -Нет. При наличии жестких стандартов на стыковку такой необходимости нет, а разделение труда выгодно. Если вы возьмете факс-модемы известных и даже не очень известных фирм, в инструкции будут перечислены компьютеры, с которыми они совместимы. Периферийные устройства могут не стыковаться с малоизвестными компьютерами, поэтому, когда стоит вопрос о том, какой же notebook предпочесть, лучше выбирать из brand-name. Это даст вам гарантию, что любой аксессуар будет работать с вашим компьютером. Сейчас масса notebook выпускается в Юго-Восточной Азии. Здесь надо быть осторожным, потому что на одной и той же фабрике могут выпускаться модели по лицензиям известных американских и европейских фирм, стыковка которых с аксессуарами brand-name гарантируется, а также могут выпускаться дешевые notebook, которые не дадут вам никакой гарантии стыковки с аппаратным обеспечением. В этом случае ваши затраты на эксплуатацию могут резко возрасти. Наша компания предпочитает работать с brand-name. -Насколько мобильным должен быть мобильный офис? Наблюдается ли покупательская тенденция к предпочтению сотовых факс-модемов перед обычными? -На сегодня 90% всех notebook, которые мы предлагаем, продаются с модемами. Сотовые модемы составляют примерно 25%. Это объясняется тем, что в России сегодня нет развитой сети мобильной связи, покрывающей всю территорию страны. Сотовые факс-модемы приобретают в основном те, кто работает в пределах московской или Ленинградской области. -В каком-то смысле мобильный офис - это электронная почта "до востребования"? -Да. Но здесь мощность процессора, мультимедийные возможности notebook значения не имеют. Здесь важны его коммуникационные возможности и возможности первичной обработки информации. Поэтому на рынке находится место и дешевым моделям notebook (дешевле 2000$), и дорогим презентационным моделям (7000-8000$ и дороже), которые одновременно являются и элементом престижа так же, как представительский автомобиль или интерьер офиса. - А где важны мультимедийные возможности notebook в мобильном офисе? - Для проведения презентаций. Там он просто необходим. Это то, о чем я говорил раньше. Дорогой notebook имеет возможности подключения видеокамеры, показа полноэкранного видео. В нем обязательно есть возможность подключения CD-ROM, так как масса нужной информации содержится на компакт-дисках и нет смысла загружать ею память компьютера. В мобильном офисе вы должны иметь возможность прочитать эту информацию в любой момент. Поэтому более половины notebook продаются со встроенными CD-ROM. -Вы продаете как раз такие модели? -Мы продаем разные модели. У нас продаются очень слабые модели специально для тех, кому notebook нужен только для конспектирования. Среди наших покупателей есть ваши коллеги журналисты, для которых notebook - всего лишь умная пишущая машинка. Им и цветное изображение не нужно, главное - дешевизна. -Не удобнее ли для этих целей использовать электронные записные книжки PDА? -Мы отказались торговать ими. -Как вы считаете, они могут составить конкуренцию notebook? -Да. На мой взгляд, это некоторое развитие пейджинга, при всем моем уважении к этой технологии. PDА годится для фиксирования какой-то первичной информации, а у notebook важны и его вычислительные возможности и большой объем памяти. Например, тому же журналисту иногда нужно посмотреть какую-то довольно-таки объемную информацию. А для записи телефонов достаточно и бумажного органайзера. Сейчас на рынке имеется тенденция постоянной нехватки мощности компьютеров. Это объяснимо, потому что работа на компьютере побуждает к решению более сложных задач. Для решения поставленных задач вы увеличиваете производительность компьютера, но перед вами встают новые, более сложные, требующие компьютера большей мощности, и так происходит постоянно. А если этого не происходит, то это очень опасный симптом для менеджера. -А PDА - это запись на манжетах и не более? -Да. Разница в цене между PDА и notebook составляет 1000$, но за эту разницу вы получаете значительный выигрыш в возможностях. Я не представляю себе работы без возможности постоянного доступа в Internet, без электронного обмена, без хранения данных, текстов. У меня есть архив, который должен быть всегда при мне для принятия оперативных решений. Это мой "ближний" архив, в отличие от "дальнего", который не всегда нужен. Причем "ближний" архив может быть весьма объемным и требовать notebook большой мощности. А в презентационных моделях большая мощность просто необходима. -Если брать brand-name, они охватывают всю гамму notebook? От самых дешевых до самых дорогих? -Да. И это принципиально. Так работает Toshiba, Texas Instruments, NEC. Даже IBM, которая очень долго позиционировала себя как очень дорогая элитная техника, полтора года назад выпустила дешевую модель Butterfly, начав охватывать рынок массового потребителя. А массовым товар может быть только при разумной цене. -В какой степени предусмотрен upgrade в notebook? -Об этом нужно сказать особо. Многие сейчас говорят об upgrade в notebook вплоть до замены процессоров. Требование возможности upgrade со стороны потребителя понятно. Но нужно учитывать два обстоятельства. Во-первых, требования, которые вы предъявляете, искусственно завышаются производителем. Потребитель подвергается постоянной направленной пропаганде со стороны производителей - и это, строго говоря, насилие. У brand-name свое отношение к upgrade. Например, Toshiba выпускает модели notebook, каждая из которых удовлетворяет строго определенному классу задач. Поэтому задача upgrade процессора не ставится. Во-вторых, если в модель закладывается возможность замены процессора, то при неизбежных для мобильного компьютера трясках процессор может попросту "вылететь". Проблема любой мобильной техники связана с контактами, поэтому разъемных соединений в ней должно быть как можно меньше. Это главная причина, по которой Toshiba никогда не делает процессор заменяемым. Отсюда - высокая надежность их моделей. С другой стороны, пользователю может потребоваться увеличение памяти, чаще всего оперативной. Именно upgrade памяти является наиболее существенным при увеличении возможностей компьютера. И возможность такого upgrade у notebook Toshiba существует. То же относится и к моделям Texas Instruments. У них есть две модели: одна дешевая, массовая, другая - travel made, профессиональная, соответствующая идеологии Toshiba и использующая пентагоновские технологии. То же относится и к IBM. Во всех этих brand-name надежность в условиях мобильного использования достигается неполным upgrade.
Василий Алексеевич
Селюминов |