От рапортов к деламПрофессионалы выставочного дела констатируют: с появлением "Связь-Экспокомм" отрасль связи получила свой Comtek.Сравнение лестное. Если учесть популярность известной компьютерной выставки, занимающей среди себе подобных третье место в мире по масштабу и числу участников. Прославленный Comtek показал россиянам блестящий образец современной западной выставочной индустрии еще тогда, когда существовала одна-единственная компьютерная выставка "Информатика", созданная в советские времена. "Связь-Экспокомм", отмечающий вторую годовщину, можно - и не без оснований - признать пионером нового периода в развитии отечественных выставок связи. В прошлом году, при своем первом явлении миру связи, эта выставка объединила в себе экспозиции свыше 400 компаний из 30 стран. Были охвачены практически все технические направления, технологии производства и электронные компоненты. Посетители могли ознакомиться с новейшими системами телекоммуникаций, средствами вычислительной техники, комплексами телевидения и радиовещания, и даже бытовой радиоэлектронной аппаратурой. Особый интерес вызывало присутствие на выставке связи родственных направлений техники - медицинской радиоэлектронной аппаратуры, приборов для научных исследований... Впрочем, "Экспоцентру" не в диковинку выставки связи, здесь они проводятся с 1975 года. В советское время, в соответствии с плановым характером экономики, подобные выставки организовывались раз в пять лет. Отрасль, работавшая не cтолько на нужды граждан, но, главным образом, на оборону и безопасность государства, отчитывалась в столице за прошедшую пятилетку. Связисты - разработчики, производители, операторы - не искали здесь новых клиентов, а рапортовали о достижениях. Стенды поражали, в основном, размерами, экспозиции имели политический характер. Представить уровень развития техники можно было только косвенно, по рассекреченным - а значит, - устаревшим образцам. Перспективные технологии могли здесь быть представлены по особым соображениям руководства, согласованным на самом "верху". Но, несмотря на всю рутинность, очередную "Связь" с нетерпением ждали специалисты всего Союза. Да и рядовые посетители выставки выстраивались в длиннейшие очереди - ведь здесь можно было увидеть продукцию ведущих зарубежных фирм. Именно те незабвенные выставки становились важным средством обмена достижениями в области связи между Востоком и Западом.
Выставочный бумПотребность в выставках закономерно возрастала, устроители организовывали их все чаще, сократив паузу до двух лет. В 90-е же годы произошел буквальный взрыв отраслевых специализированных выставок - "Телекинорадиотехника", "Оптика", "Системотехника", "Электро", "Наука", "Автоматизация", "Технология". Бытовую радиоэлектронную аппаратуру с невиданной широтой представили "Консумэкспо" и "Консьюмер электроника". "Метрология" открывала весь спектр измерительной техники, "Банк и офис" - сферу электронной техники и офисного оборудования. Но по-прежнему самой масштабной оставалась "Связь".Тогда же, в 1991-м, появился первый " Экспокомм". Это была ежегодная выставка компьютеров, средств телекоммуникаций и оргтехники, организаторами которой стали две известные западные компании - E.J.Krause & Associates Inc. (США), Hannover Messe International GmbH (ФРГ) и российский Экспоцентр. По количеству посетителей и представительству фирм западный "Экспокомм" очень быстро составил серьезную конкуренцию отечественной "Связи". В условиях экономических реформ проявилась и еще одна особенность обновляющейся России - заканчивалось время традиционных, немногочисленных выставок, размещавшихся в столице и нескольких крупных городах, и начиналось время множества региональных. В ряду их устроителей теперь значились ярмарки - Сибирская, Омская, Кузбасская, Иркутская, Тверская и, конечно же, Нижегородская. Заявили о себе вновь образованные "Ленэкспо" и "Уралэкспоцентр". Начали устраивать выставки "закрытые" регионы - например, Красноярский, с его международным смотром "Радио. Телевидение. Связь" и "Конверсия". Оставила след и состоявшаяся в Санкт-Петербурге крупнейшая выставка Северо-западного региона в области компьютерной техники, коммуникаций и программного обеспечения. Серьезно развиваются выставки и в странах СНГ - Украине, Белоруссии, Литве, Казахстане, Узбекистане. Все явственнее здесь коммуникационная тематика входит в разряд приоритетных - можно в качестве хороших примеров упомянуть киевскую выставку средств телекоммуникаций, компьютеров, информатики и оргтехники "Телекоммуникация", а также международную ярмарку на ту же тему, проведенную в Вильнюсе. Больше других выделяется выставка "Телекоммуникационные системы и услуги", которая по масштабам уступает "Связи-Экспокомму", однако проводит научно-технические конференции и обучающие курсы по актуальным проблемам. В этом ее сильная сторона. Не менее ценная особенность - издание трудов ее участников. Выставочную палитру Москвы в интересующей нас сфере весьма обогащают экспозиции "Транском" и "Информатизация". В прошедшем году состоялся дебют выставки-ярмарки "Информэкспо", впервые собравшей под общей крышей множество производителей информационной продукции.
Издержки ростаРазумеется, при нынешнем выставочном обилии трудно исключить досадные накладки. Последняя из серии Comtek, выставка сетевых технологий "Netcom-95" проходила далеко не в безоблачной обстановке. Ее были вынуждены пропустить как раз те известные североамериканские операторы, которые уже начали работать в России: US West устанавливала в это время стратегическое партнерство с Министерством связи, Northern Telecom была занята открытием московского офиса, а компания Sprint вообще не успела отдышаться от предыдущей выстаки Comtek.Есть и другая причина - несуразная дороговизна аренды площадей в Москве. Не сей ли веский аргумент вынудил на "Связь-Экспокомм-95" сгруппироваться по национальному признаку даже весьма состоятельные европейские фирмы, обычно предпочитающие индивидуальные экспозиции. Так, под германским флагом объединились Deutsche Telecom, Siemens, Bosch, Philips и другие крупные компании. Единые стенды были и у финнов.
Доходные расходыВедущие фирмы обычно не скупятся на выставочные расходы, отлично понимая свою выгоду. Выставка - это не только превосходная реклама, но еще и лучшая возможность найти новых партнеров. Показавшая себя на Красной Пресне по полной программе весной прошлого года AT&T, заключила в России несколько контрактов на зависть своим конкурентам. Благодаря участию в наших выставках, Samsung Electronics сумела оценить всю выгоду сотрудничества с "Кросной", имеющей 13 филиалов по выпуску станций спутниковой связи и антенн. Так родилось совместное предприятие "Самсунг-Кросна" (с контрольным пакетом акций у корейской стороны), которое будет специализироваться на цифровых телефонных станциях.Не зря и Telecom Finland превратила свой экспоцентровский стенд в кабинет современного руководителя, имеющего в распоряжении все современные технологии связи - от обычного телефона до систем мультимедиа. Если оценить экспозицию выставки "Связь-Экспокомм" с точки зрения наиболее актуальных на нынешний день технологий связи, то нельзя не заметить: сетевые технологии явно оттесняют на второй план все остальные. Ведущие коммуникационные фирмы представляют широкополосные технологии передачи данных - такие как сети АТМ, позволяющие работать в режиме видеоконференций. Эксперты полагают, что цифровые сети испытывают ныне такой же бурный подъем, как это было в прошлом с аппаратами телефакса. Если раньше экспоцентровские стенды напоминали красочные лотки с импортными телефонами и офисными АТС, а "хитами" считались сотовые "трубки" и терминалы спутниковой связи, то теперь экспоненты предлагают, как правило, комплексные решения - посредством одного "умного" ящика обмениваться звуковой и видеоинформацией со всем миром. В процессе слияния телекоммуникационных и компьютерных технологий, средства и услуги связи становятся все более "интеллектуальными". А надежные средства связи, отвечающие мировому уровню, - это доминанта развивающихся в России рыночных отношений. Поговорим о выставках и прописных истинах...Если выставка открывается, значит это кому-нибудь нужно? Хороший вопрос.Видимо, выставка нужна как минимум тем, кто на ней, извините за выражение, выставляется и тем, кто на все это приходит поглядеть, не считая устроителей (здесь и ниже я имею в виду "правильную" выставку). Чем-то это все очень похоже на ярмарку. Сходство на крупных выставках усугубляется шумом, суетой и обилием балаганных действ. Однако, отличает выставку от торжища то, что здесь явным образом покупается и продается немного. Хотя деньги здесь тратят немалые, в суммарном исчислении превышающие обороты иной ярмарки. Поэтому следующий хороший вопрос должен звучать так: "Кто же и за что выкладывает эти немалые деньги?". Выставленцы (извините), платя за выставочную площадь, главным образом рассчитывают на рост продаж их изделий или услуг после выставки, вследствие того, что все убедятся в несомненных достоинствах их товара. Это понятно. Но здесь надо отметить еще одно существенное, быть может, главное отличие от ярмарки - то, что на выставке, кроме продавцов (посредников, промоутеров, еще раз извините за выражение, дистрибьюторов и т.д.) и конечных (конченных?) потребителей в большом количестве присутствуют производители. Последние, в повседневной жизни оторванные от потребителя цепью продавцов и пр. (см. выше), имеют уникальный шанс не только представить свою продукцию напрямую, но и получить доступ к прямой же обратной связи, что порой ценнее многочисленных маркетинговых исследований. Кроме того, на выставке есть возможность гордо выпрямившись, взглянуть в глаза конкуренту, а также завербовать на свою сторону хороших продавцов и пр. (см. выше и еще выше). Последние, естественно, также заинтересованы продавать не абы что, а качественный товар от хорошего производителя. Поэтому, в первом резюме можно отметить, что на сегодняшний день выставка - это такое место, где созданы оптимальные условия для встречи производителей, продавцов и потенциальных покупателей, образно говоря - на троих. Временная оговорка не случайна, потому что раньше, во времена индустриального общества, выставка была, прежде всего, местом обмена и приобретения новой информации (в самом широком смысле). Индустриальное развитие порождало все больше новых товаров, услуг и различных нюансов их потребления. То, что можно было почерпнуть из прессы, а позднее из радио- и телепередач, являлось недостаточным и зачастую искаженным. Выставка же давала все из первых рук. Отсюда экспоненциальный рост числа, тематического разнообразия выставок и частоты их проведения. В постиндустриальном обществе (очевидно, мы находимся в самом начале этого непростого этапа) информация становится все более доступной и все более оперативной. Уже сегодня детальные сведения по интересующему вас предмету можно получить из первых рук просто порывшись в Web-сервере той или иной компании. Второе резюме - выставка становится преимущественно местом оформления деловых взаимоотношений, информационная ее ценность отходит на второй план. Но что же будет дальше? Раньше с выставки гордо несли подписанные контракты. А теперь? Ведь и деловые отношения уже сегодня тоже можно оформлять не отходя "от кассы", точнее, от монитора. Что станет с выставкой, когда завтра любой сможет, не выходя из офиса, в сжатые сроки обозреть весь спектр интересующих товаров или услуг; получить детальную информацию по любому пункту; если товар материален, осмотреть его в трехмерном виртуальном пространстве и даже пощелкать кнопками и подвигать рычажки (желаете испытать ходовые качества автомобиля? - виртуальная трасса к вашим услугам!) и тут же заключить сделку или оформить покупку, которую вам доставят из любой точки света на следующий день. Отомрет ли выставка вообще, или же тоже перейдет в виртуальную плоскость? |