Радиочастотный ресурс и связанные с ним проблемы

Немногим более 100 лет назад человечество открыло новый для себя вид связи - радиосвязь и приступило к планомерной, со все более ускоряющимися темпами "разработке" неизвестного ранее природного ресурса - радиочастотного спектра. В связи с революционным характером развития радиоэлектронных средств и информатики уже несколько десятилетий назад стала ощущаться серьезная нехватка этого ресурса. И это - несмотря на совершенствование правил и процедур его использования и освоение новых диапазонов частот.

Еще в 1920-е годы появилась необходимость упорядочить использование радиочастотного спектра и регистрировать все вводимые в эксплуатацию станции, чтобы избежать нежелательных помех из-за нарушений связи, скажем - с судами, которые могли бы привести к трагическим последствиям. Сегодня нормальное, без помех функционирование радиоэлектронных средств, дальнейшее развитие систем связи, радиовещания, другой радиоэлектронной техники вообще невозможно без развитой службы управления использованием радиочастотного спектра, которой обладают практически все страны мира.

Необходимо также учитывать, что рачительное использование радиочастотного ресурса, кроме решения чисто технических проблем, может внести весьма существенный дополнительный вклад в экономику страны, измеряемый многими миллиардами рублей. И это не говоря о тех дополнительных возможностях, которые вытекают из применения радиосредств для служб обороны и безопасности страны. Однако спектр имеет реальную стоимость и способен приносить отдачу лишь в том случае, когда он используется по-хозяйски. Если же он не используется вообще или используется неэффективно, например из-за помех, то он расточается впустую.

Многие вопросы, связанные с использованием радиочастотного спектра, нельзя решить в пределах одной страны. Ведь радиоволны распространяются, не взирая на государственные границы. В силу этого, радиослужбы не только сопредельных государств, но во многих случаях и стран, находящихся даже в другом полушарии, подвергаются взаимному влиянию, ухудшается качество их работы, особенно недопустимое, когда дело касается безопасности человеческой жизни. Поэтому большинство стран мира участвует в координации использования спектра в международном масштабе в рамках специализированной организации ООН - Международного союза электросвязи (МСЭ). Конечной целью этого сотрудничества является наиболее эффективное использование радиочастотного спектра в каждой заинтересованной стране.

В этот процесс включилась и Российская Федерация, которая должна и будет следовать обязательствам, вытекающим из Международной конвенции электросвязи и международного Регламента радиосвязи. К сожалению, в силу ряда исторических причин, часто политического характера или вытекавших из советской военной доктрины, использование полос частот различными видами радиосвязи на территории России не всегда совпадает с распределением, установленным Международным Регламентом радиосвязи.

Это обстоятельство затрудняет освоение технологий радиосвязи, широко применяемых на Западе, приобретение передовых технологий и закупку современной аппаратуры, препятствует внедрению новых радиослужб из-за невозможности или трудностей совмещения их по диапазону частот с радиосредствами, использующими эти диапазоны в России. Кроме того, такое отличие существенно осложняет защиту интересов России по использованию радиочастотного спектра на международных радиоконференциях, проводимых в рамках Международного союза электросвязи.

Развитие средств радио- и телевизионного вещания, а также подвижной радиосвязи общего пользования сдерживалось различного рода ограничениями. Например, из 52 телевизионных каналов 15 запрещены к использованию полностью, а 25 могут использоваться с ограничениями. Исключается применение принятой в Европе системы связи на железнодорожном транспорте, сужены возможности развертывания радиорелейных линий связи и систем распределения телевизионных программ. Самолеты международных авиалиний вынуждены оснащаться двойным комплектом радионавигационной аппаратуры из-за различий в диапазонах частот и стандартах, принятых для внутренней и международной систем.

Устранить диспропорции в распределении радиочастотного ресурса между службами, установить и обеспечить приоритеты развития наиболее значимых для социального и экономического развития общества видов радиосвязи призвана Государственная комиссия по радиочастотам, образованная при Министерстве связи России постановлением Правительства РФ от 7 февраля 1992 года.

Решения Комиссии в области распределения и использования радиочастотного спектра обязательны для всех министерств, ведомств, объединений, предприятий, организаций, учреждений и других юридических и физических лиц (включая иностранные), находящихся на территории России, разрабатывающих, производящих (закупающих) и эксплуатирующих радиоэлектронные системы и средства, независимо от их принадлежности и форм собственности.

Здесь следует остановиться на значимости принимаемых в этой области решений. Соответствующим распределением частот можно или создать условия для интенсивного внедрения того или иного вида связи в различные отрасли хозяйства, или, наоборот, затормозить развитие не только этого вида связи, но и отрасли, которую он призван обслуживать. Последствия недостаточно продуманных или принятых волевыми методами решений, как правило, проявляются долгие годы. Для их устранения требуются крупные капиталовложения и время, в течение которого происходит амортизация установленного оборудования. Например, перевод УКВ ЧМ вещания из используемой у нас полосы частот 66-74 Мгц в общепринятую полосу 87,5-108 Мгц потребовал бы замены всех установленных на территории России передатчиков, а миллионам радиослушателей пришлось бы расстаться со своими радиоприемниками и заменить их на новые при условии, что промышленность будет в состоянии обеспечить их выпуск в необходимых количествах.

То же самое относится и к ряду других средств, особенно военных, которые занимают не "свои" (свыше 50 процентов) полосы частот. Тогда, как, например, в США на такие полосы приходится от 20 до 40 процентов технологически освоенного диапазона частот - до 30 ГГц.

Необходимость совершенствования использования радиочастотного спектра обусловлена изменившимися политическими, экономическими и социальными условиями, связанными с распадом СССР и формированием новых приоритетов в развитии радиослужб страны, усиливающейся интеграцией России в мировое сообщество, а также тенденций в расширении сферы услуг в области радиосвязи, оказываемых неправительственным и коммерческим структурам.

В связи с этим, Председателем ГКРЧ России еще в 1992 году было принято решение о необходимости разработки Комплексной целевой программы конверсии в области использования радиочастотного спектра радиослужбами Российской Федерации. Такая программа была разработана и одобрена Правительством РФ в январе 1993 года.

Основной целью программы являлось совершенствование механизма управлением использования радиочастотного спектра, расширение возможностей его использования для развития радиоэлектронных средств гражданского назначения с учетом необходимости обеспечения нужд обороны, правительственной связи и безопасности страны, а также совершенствование системы международно-правовой защиты России в международных организациях и автоматизации этого процесса.

Поскольку основополагающим документом, регламентирующим распределение использования радиочастотного спектра в стране, является утвержденная в конце прошлого года Таблица распределения полос частот между службами Российской Федерации в диапазоне от 3 кГц до 400 ГГц, - остановлюсь на некоторых ее особенностях.

В ней предусмотрено значительное сближение национального распределения частот с распределением, установленным международным Регламентом радиосвязи. Отличающееся от международного использование ряда полос частот иными службами ограничено сроком амортизации аппаратуры, находящейся в эксплуатации.

Созданы дополнительные возможности для развития телевидения и радиовещания, подвижной и фиксированной связи. Так, например, предоставлена возможность для использования телевидением 43-47 и 49-52 телевизионных каналов в дециметровой диапазоне волн, разрешено использование системами подвижной связи диапазонов 450, 800 и 900 Мгц. Упорядочено использование наиболее загруженных полос частот: 146-174, 390-470 и 800 Мгц. Увеличено число полос частот совместного использования общей шириной 4 Мгц - в метровом, 122 Мгц - в дециметровом и 3550 Мгц - в сантиметровом диапазонах.

Впервые в Российской Федерации в соответствии с Концепцией использования радиочастотного спектра в Таблицу введена категория полос частот преимущественного использования средствами гражданского назначения (ГР). Однако в ходе согласования Таблицы прийти к единой точке зрения по установлению категории преимущественного использования гражданскими средствами полос частот, выделенных для 1-12 телевизионных каналов и УКВ ЧМ вещания (66-74 Мгц), не удалось в связи с тем, что в этой полосе частот продолжают работать радиоэлектронные средства Министерства обороны РФ. Эти полосы, как и прежде, остались полосами совместного использования.

Открытый вариант Таблицы распределения полос частот будет издан в первом квартале этого года и станет доступен для использования широким кругом физических и юридических лиц.

На повестке дня теперь стоит разработанный и согласованный со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами крайне необходимый Закон "О радиочастотном спектре в Российской Федерации". Его скорейшее утверждение новым составом Государственной думы должно обеспечить становление правовой основы деятельности в области использования радиочастотного спектра.

Николай Золотов,
заместитель председателя Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве связи РФ (ГКРЧ России)