Орден "27"

России предстоит освоить еще одно новое для нее понятие: "гражданский диапазон". До сих пор в наших головах трепыхаются остатки представлений о радиолюбительстве, страшное слово "спецсредства" и невыразимый ужас перед походом за разрешением на что бы то ни было. Между тем, право человека на слово в открытом эфире ничуть не менее естественно, чем все остальные свободы.

Машина больше не могла

И сорока лет не прошло с той поры, когда в США населению для удовлетворения потребностей в радиосвязи был предоставлен диапазон 27 Мгц. Специалисты иронически отмечают, что флагман заокеанской демократии в духе остаточного принципа, хорошо известного и россиянам, подарил своему налогоплательщику самый "грязный" диапазон. Граждане, однако, не спорили, а приступили к его освоению с пылом американских пионеров-героев фронтира.

Динамика паломничества в эфир сама по себе оглушительна: к середине семидесятых годов счет СВ-радиостанциям пошел на десятки миллионов. Под этим напором пала бюрократическая машина, ибо зарегистрировать их не было уже никакой возможности. Правда, государство не отказалось от контроля за соблюдением правил радиообмена. Нарушителя могут оштрафовать на сумму до 10 тысяч долларов.

Ныне существующие в России правила гражданской связи, по мнению экспертов, более демократичны, чем в Западной Европе. Правила у нас лучше, но пользователей - несравнимо меньше.

"Сибист" почти не виден

Что, в общем-то, понятно. Пока мы, как ни странно, не знаем своих потребностей, не ведаем, что хотим. Когда в очередной раз жалеешь, что не можешь связаться с семьей, которая торчит на даче, пока ты горишь на работе, на ум приходит только сотовый телефон. Почему, черт возьми?

Потому что BMW. Потому что новшества и удобства существуют у нас пока как знак социального различия, кастовая эмблема.

В российских столицах число зарегистрированных индивидуальных радиостанций выражается десятками тысяч. А в целые регионы глубинки так и не проникла антенна "сибиста" - пользователя СВ-связи. Хотя как раз в глубинке-то он получит явное преимущество.

К числу факторов, сдерживающих развитие СВ-радио, специалисты относят вульгарную и постылую бедность рядового потребителя. Впрочем, здесь можно бы и поспорить со специалистами. Сумма 100-200 долларов (такова цена вполне приличной радиостанции) не является для нашего человека фатально недостижимой. Скорее, она покажется умеренной на фоне трат, которых потребует установка телефона на той же даче.

Вероятнее все же, что мы имеем дело с несформированной потребностью, слабой информированностью потенциального пользователя.

Выше вибратор, господа!

Жаль, что редко оказывается рядом человек с СВ-станцией. Выглядит эта штука ничуть не менее круто, чем иной мобильный телефон. А возможности... Нет, если вам каждый вечер нужно звонить с отчетом любимой теще в город Лондон, тогда, конечно, идите к дилеру и просите завернуть вам что-нибудь сотовое. Но следует оценивать СВ-связь прагматично, относительно интересов дела, особенно малого и среднего бизнеса. Возможности устроить в эфире скромную конференцию человек на 15 при дальности связи километров 30 в реальных условиях вам должно хватить.

На рынке представлены радиостанции американских, итальянских, французских и южно-корейских фирм. Наиболее часто встречаются марки - Alan, Uniden, President, Dragon, Josan. Каждая из перечисленных марок представлена серией моделей от очень простых до "навороченных". Цены на них колеблются от 50 до 500 долларов США. Покупать очень дешевые модели не советуем, а дорогие только в случае, если вы рассчитываете работать с этой станцией несколько лет. Достаточно неплохо зарекомендовали себя средние модели стоимостью от 100 до 200 долларов. Существенным является гарантийное сопровождение, так как ремонт радиостанций дело не дешевое.

Советуем обратить внимание на два параметра, которые всегда указываются в паспорте. Чувствительность приемника должна быть от 0,2 до 0,7 мкВ, чем меньше, тем лучше. Избирательность приемника (то есть способность станции отстраиваться от помех соседних каналов) - не хуже 60 Дб при расстройке на 10 кГц, чем больше, тем лучше. На настоящий момент наибольшим спросом пользуются в классе автомобильных Alan78 (Alan78 Plus) фирмы С.Т.Е. Int, в классе носимых - Dragon SY101. Однако спрос динамичен и при появлении улучшенных моделей других фирм они могут пользоваться повышенным спросом.

Естественно, что станция не сможет работать без антенны, выбору которой тоже необходимо уделить внимание. В СВ-диапазоне наибольшее распространение получили, так называемые вертикальные вибраторы. Это связано с тем, что СВ-радио используется для связи с подвижными объектами, а разместить на автомобиле эффективную горизонтальную антенну невозможно.

Вот данные, полученные в результате практического использования СВ-станций при мощности передатчика 4 Вт:

автомобиль - автомобиль 10-15 км
автомобиль-стационар (офис, квартира, дача) 15-40 км
стационар-стационар 30-70 км
автомобиль-носимая 3-5 км
носимая-носимая 1-4 км
носимая-стационар 3-10 км

Первым и главным фактором является высота подъема антенны. Так, при высоте подъема антенн 9 м дальность связи получается около 25 км, а при 36 м (9-10 этажный дом) - 50 км соответственно. Поэтому, если нужно увеличить дальность - поднимайте антенну как можно выше.

Имидж без помех

Здесь печально необходимое отступление. Сам термин "создание потребности" скомпрометирован - он вызывает ассоциацию с агрессивной рекламой и неотвязным торгашом, навязывающим покупателю ненужный товар.

Даже тень этого образа, если по-хорошему, не должна падать на все, что касается развития систем связи в России, и в частности - СВ-связи. Видимо, этот сектор следует считать равноправным среди других составляющих национальной информационной индустрии. Тем более, он не потребует особой опеки со стороны государства.

Кроме того, проведенный редакцией "Сonnect!" выборочный опрос населения показал: нормальный человек верит в гражданскую связь больше, чем в Государственную Думу. Миллион СВ-пользователей куда полезнее для нашей, не ко сну будь помянута, демократии, чем миллион обманутых вкладчиков. Ибо коллективный портрет уже существующего СВ-пользователя удивительным образом совпадает с пока чисто гипотетическим портретом "представителя среднего класса", с которым наши политические партии тащатся на свои митинги.

Это вам не декларации, господа. Потребность в регулярной, устойчивой, рабочей связи вполне социальная - и светлая - характеристика человека. Естественным образом складывающиеся объединения СВ-пользователей - гражданская структура информационного века.

СВ-государство в эфире

По мере того, как "сибисты" концентрируются в каком-либо месте, они непременно во что-нибудь складываются. Хотя бы в какой-нибудь клуб. А потом во что-то более серьезное и массовое.

В Москве, например, они "сложились" в три централизованные информационно-диспетчерские службы: КРИК, "Полет-27" и "Москва-авто". Благодаря им любой водитель, который обзавелся СВ-радио, может получить целый ряд дополнительных и, главным образом, бесплатных услуг. Узнать, где его подстерегают дорожные пробки, передать и получить сообщения от абонента телефонной сети, вызвать ГАИ, "скорую" или техничку. Эти службы рассматриваются властями в качестве основных опорных пунктов в создаваемой системе экстренной помощи, аналогичной американской 911. Один из 80 каналов, определенных в России для гражданских пользователей - а именно 9-й канал - "тревожный", на нем может быть передан и принят ваш сигнал SOS.

Службу "Полет-27", - работающую, естественно, на 27-м канале - вероятно, следует считать наиболее типичным примером гражданской самоорганизации на основе признака "по интересу", как говаривалось в былые времена. Вначале были отдельные энтузиасты СВ-связи, объединившиеся затем в общественную организацию - Ассоциацию-27. Ее детищем и стала диспетчерская служба, в рамках которой 9 диспетчеров круглосуточно дежурят на своих домашних радиостанциях.

Услуги служба предоставляет бесплатно. Среди них:

  • передача абонентам телефонной сети общего пользования информации от мобильного корреспондента, вступившего в контакт с диспетчером;
  • "почтовый ящик", при котором диспетчер сохраняет переданную ему информацию до ее востребования другим корреспондентом или абонентом телефонной сети;
  • "отложенное сообщение", полученная диспетчером информация передается в эфир или по телефону в указанное корреспондентом время;
  • справки о том, как проехать по Москве, по адресам городских служб и организаций;
  • консультации по настройке аппаратуры и защите прав пользователя СВ-радио;
  • передача экстренных сообщений.
Поэтому когда мы говорим: связь есть строительство, в этом нет ни малейшего преувеличения. Радиостанция, попав в руки человека, сама по себе начинает строить общество. Причем, общественные движения легко интегрируются с государственными структурами, что мы и наблюдаем на уже упоминавшемся 9-м канале. Здесь - КРИК, криминальный информационный канал с позывными "Петровка". Служба организует любую возможную помощь в любых экстремальных ситуациях. Для того здесь и отработано взаимодействие с подразделениями милиции, ГАИ и другими специальными службами. Ежесуточно КРИК обрабатывает около 800 сообщений.

Другие люди

Чего мы тем не менее не собираемся делать, так это воспевать необычайные достоинства СВ-потребления. Рекламу вы найдете и без нас. Нам, наоборот, может быть не хватает той частицы старого доброго радиолюбительства, когда умелец из какой-нибудь Кандалакши с помощью северного сияния связывался хоть с Антарктидой, имея на антенне смешные 3 Вт.

Впрочем, не уйдет от нас и это: для романтиков связи с "дальними странами" предназначен 20-й канал СВ... Но когда в нашей беспардонной современности мы ищем следы появления нового человека, как раньше следы снежного человека, мы, вероятно, ищем их не там.

Искать нового человека надо на границе новых возможностей, новых контактов, нового общения. Человек коммуникабелен.

Человек тяготеет к связи.

Андрей Соловьев