Игра по правилам

Телефон для нас - нечто привычное и удобное, прочно вошедшее в жизнь. Известное прошлогоднее московское происшествие, когда несколько десятков тысяч столичных жителей на несколько дней остались без телефонной связи по причине загорания коллектора, многих заставило иначе взглянуть на взаимоотношения абонентов с предприятиями связи. Но отчего же (пока гром не грянет?) мало кто из нас вспоминает, что снимая трубку телефонного аппарата, где бы мы ни находились, мы вступаем в сложные правовые отношения с местными узлами связи.

Эти отношения регламентируются строгим набором "Правил предоставления услуг местными телефонными сетями". Разработаны они Министерством связи РФ и утверждены Постановлением Правительства за N. 547 от 24 мая 1994 года. Если Закон "О связи" - это как бы Конституция связи, то этот свод глав и пунктов, сведенный в тоненькую, в двадцать с "хвостиком" страничек инструкцию, является по существу Законом услуг связи. Обе стороны - пользователь и производитель услуг - должны его неукоснительно соблюдать. А значит, давно пора проявить к нему не только повышенный интерес, но и хорошенько проштудировать. Хотя бы для того, чтобы в "инстанциях" с уверенностью отстаивать свои права.

Права абонента, пользователя или потребителя услуг, если угодно. Услуг, которые предоставляет нам некто "хозяйствующий субъект". Нет-нет, в обиходе все гораздо проще. Хозяйствующий субъект - это никто иной, как местный узел связи. Любому из нас знакома печально-банальная история. Перебросился парой фраз по "междугородке", и вроде счет еще не приходил, а телефон, увы, уже отключен. Бегай потом, маши в окошечко АТС квитанцией, а то ведь и номер телефонный могут изъять. И безо всяких извинений.

Так было вплоть до недавнего времени. Ибо господствовали унизительные взаимоотношения государственных предприятий с бесправными гражданами. Сейчас же, в новую экономическую пору на страже интересов обеих сторон должен стоять заключаемый между ними Договор. Он заключается по письменному заявлению физического или юридического лица на предоставление пользования местной телефонной связью или на предоставление доступа к местной телефонной сети. Первый - заключается при наличии свободных номеров на АТС и линий в телефонном кабеле. Второй - если таковых не имеется, но есть условия постоянного доступа к сети. Но договор на предоставление услуг связи - дело сугубо добровольное для потребителя, никак не влияющее на очередность установки телефона.

С даты подписания такого договора мы становимся равноправными партнерами с местным узлом связи. И играем по общим "Правилам" на одном правовом поле. При этом, с обоюдоострой ответственностью и правами. В общем, пытаемся отстаивать свои кровные интересы подковано, юридически грамотно, в соответствии с любимым всеми нами "Законом о защите прав потребителей".

Что написано пером...

Это ясно, как божий день. Как и то, что чтение любой инструкции - занятие пресквернейшее. Изначально скучное - даже при осознании его необходимой полезности. А посему... Почему бы не порадовать себя хоть маленьким, но удовольствием. И переламывание бюрократических жерновов начать с ласкающей слух информации о наших с вами неотъемлемых правах. Чтобы заранее поднатореть в вопросе: на что нам стоит безбоязненно покушаться. А на что - ни при каких обстоятельствах.

Ну разве не любопытно, с первых строк узнать, что кроме бесплатного вызова спецслужб - скорой, милиции, пожарной и аварийки - мы можем беспрепятственно с утра до ночи, вплоть до утренних бдений, говорить (пока, разумеется, не установлены счетчики) с кем угодно и сколько угодно. А хозяйствующий субъект обязан строжайше соблюдать тайну наших переговоров. Именно так гласит один из пунктов "Общих положений".

Изучив их, вы узнаете об абонентских устройствах, о требованиях стандартов, о ряде установленных нормативов. О том, что в договоре в обязательном порядке указывается наименование услуги, место и вид подключаемого аппарата (квартирный, учрежденческий, индивидуальный, коллективный, основной или параллельный, включенный по спаренной схеме).

Так потребитель вправе потребовать от хозяйствующего субъекта предоставления ему полных данных о его реквизитах и режиме работы. С подробнейшим перечнем основных и дополнительных услуг и тарифной сеткой на каждую из них (подключение, переключение, замена, установка и пр.). Быть может, доживем еще и до тех времен, когда нужную информацию можно будет находить в своих почтовых ящиках. А не мучаться сутками, дозваниваясь до АТС, чтобы выяснить, в какие же сроки и каким образом нужно заключить этот договор. Куда следует ехать и какую долгую очередь отстоять.

Впрочем, не все так мрачно. Радует, что при переезде, в связи с изменением адреса в пределах города или района за вами сохраняется очередность. Причем - по дате вашего первичного заявления. А если вы - владелец номера и переезжаете на новое место жительства в пределах действия той же АТС, ваш привычный номер остается с вами.

Отрадно и то, что право на перевод номера имеет право не только сам податель заявления (упаси бог, он умер), но и все постоянно прописанные в данной квартире совершеннолетние налогоплательщики. Что касается коммуналки, то здесь прошение подается от лица каждой семьи.

Вообще учтите, квартирные условия накладывают определенные особенности на пользование телефоном. В "Правилах" все эти моменты подробно оговариваются, занимая несколько специальных пунктов. Но какого из них не коснешься, непременно подойдешь вплотную к необходимости тщательного взвешивания ряда позиций при заключении договора на пользование телефонной связью. А он, естественно, подписывается лишь с теми, кто является счастливым обладателем (держателем, владельцем, хозяином) номера.

Кто сказал: хозяин - барин?

Не заблуждайтесь на сей счет. И во избежание недоразумений лучше уясните себе сразу. В "Правилах" черным по белому писано: "в целях более полного удовлетворения потребностей населения и рационального использования линейных сооружений отдельные телефонные аппараты (вроде бы наша индивидуальная прерогатива! - Л.А.) могут переключаться по спаренной схеме". При том - совершенно самостийно, без вашего на то согласия, но с обязательным предупреждением. Лишь у тяжелобольных и инвалидов не отнято это право на "собственность". Не запараллелят и аппарат, уже работающий по спаренной схеме. Видимо, потому, что и без того нагрузка почти "аховая".

А у остальных, допускаю, может произойти ситуация, как в анекдоте. Утречком проснулся, сунулся, было, позвонить, а в ответ - зуммер: за-ня-то. Хорошо, если сосед на "хвост" сел. Есть возможность по-джентельменски договориться. А вдруг - о, боже - врезалась фирма?! Конечно, подпольно. Тут уж свободного доступа к телекоммуникациям не получишь. Будь ты хоть добрую сотню лет исправный плательщик и единственный держатель телефона. "Правила" такой вариант не рассматривают, а жаль.

Правда, брезжит в них одна оговорка. Как предостережение тем, кто преднамеренно готов причинить другим пользователям неудобство (вися на проводе, закулисно ведя переговоры об аренде, продаже и т.д.), но все это требует доказательств. А следовательно - дополнительной траты энергии, времени и сил.

Увы, нет в "Правилах" и тени намека на те случаи, когда с несчастного пользователя взимают плату по ошибке. Он, бедолага, опять-таки должен доказывать, что не заказывал переговоры и выражать свой протест. Не сумел доказать - доставай кошелек, пока не подоспела расплата в виде все того же зловещего отключения.

Хорошо еще, что палка о двух концах

По ряду положений пользователь действительно может считать себя на коне. Так в "Правилах" предусматривается соответствующая компенсация пользователю - вплоть до возврата суммы - за весь период бездействия телефона. Только если это произошло по доказанной вине хозяйствующего субъекта. Срок предъявления претензии ограничен - 6 месяцев. Исчисляется он не с даты обнаружения дефекта, а с даты поступления зафиксированного заявления абонента в бюро ремонта.

Результаты рассмотрения претензий сообщаются заявителю письменно за непременной подписью руководителя или лица, им уполномоченного.

В идеале претензии должны удовлетворяться по взаимному согласию сторон. Лишь в случае непримиримо разыгравшегося антагонизма в дело вмешиваются вышестоящие (вплоть до Министерства связи РФ) или судебные инстанции.

При несоблюдении хозяйствующим субъектом сроков исполнения услуг, пользователь также вправе потребовать либо уменьшения оплаты, либо возмещения убытков. И даже - выплаты неустойки в размере 3 процентов от стоимости услуги за каждые сутки задержки с исполнением заказа. Что касается некачественного обслуживания, то и оно влечет за собой неминуемую расплату, определяемую 1 процентом от стоимости услуги. Но... Опять-таки форма и порядок расчетов определяются хозяйствующим субъектом и отражаются в договоре.

Притча во языцех

Словом, партнеры партнерами, но каждый не упустит случая наступить на любимую мозоль другого. Ссылаясь при этом на одни и те же "Правила". Вот отчего так важно суметь их правильно истолковать. Особенно в плане гибкости установления тарифов.

Конечно, ни в одном своде невозможно предусмотреть все - от "а" до "я". Ясно, что жизнь не стоит на месте, и каждый день вносит все новые и новые коррективы. Наверное, требовать всенародного обсуждения и вынесения "Правил" на референдум было бы наивно. Но придать гласности их доработку и корректировку, пожалуй, следовало бы. Ведь они кровно касаются почти каждого из нас.

В наш век жить без связи невозможно. Это аксиома. Однако нет ни одной игры без правил, как и "Правил" без игры.

Любовь Афанасьева

От редакции.

К сожалению, в "Правилах предоставления услуг местными телефонными сетями" совершенно не учтена специфика радиотелефонных сетей общего пользования. Принятие подобного документа в самое ближайшее время избавит операторов подвижной связи и мобильных абонентов от взаимных недоразумений и будет еще одним шагом на пути к правовому обществу.