Конверсия в российском радиоэфире
Региональные аналогово-цифровые сотовые сети AMPS
AMPS - аббревиатура наименования Advanced Mobile Phone Service - технология, отличительной особенностью которой является использование частотного диапазона 800 МГц. Впервые опробована в США. Однако идея использования этого диапазона для сотовой радиотелефонии в России возникла не как заимствование из американской практики. Она явилась итогом поиска вакантных частот для нового вида деятельности деловыми людьми страны, за плечами которых был немалый опыт работы в оборонной промышленности.
Специалисты КБ "Импульс" (Москва) совместно с работниками Государственной Комиссии по радиочастотам и Министерства обороны обосновали практическую возможность межведомственного распределения радиочастот, закрепленных ранее за военными. Министерство связи выделило полосу частот в диапазоне 800 МГц для создания сотовых радиотелефонных сетей общего пользования, чему как раз и соответствует технология AMPS. КБ "Импульс" и АО "ВымпелКом" стали инициаторами первой опытной сети мобильной сотовой связи в диапазоне 800 МГц, появившейся в Москве в 1993 году. Так в России перестроечной поры возникла и - при поддержке органов власти, руководителей отрасли связи, военных - была реализована в общественных интересах возможность частичной конверсии эфира.
Судьба велела России стать страной, в чьем эфире соседствуют, дополняя одна другую, сети, применяющие разные технологии, или стандарты связи: американскую (по первоначальному происхождению) AMPS с ее цифровой разновидностью DAMPS, скандинавскую NMT и западноевропейскую GSM. Стандарт AMPS узаконен в России в качестве регионального, то есть внедряемого силами предпринимателей и на обеспечиваемые ими средства во взаимодействии с местными (республиканскими, краевыми, областными, городскими) администрациями.
Одним из достоинств AMPS, весьма существенных для современного российского рынка услуг связи, является технологическая возможность совмещения в одной сети аналогового оборудования с цифровым. В районах с малым числом потребителей вначале разворачиваются сравнительно недорогие аналоговые сети. В дальнейшем, по мере роста спроса и накопления финансовых ресурсов, осуществляется плавный переход к цифровой разновидности стандарта там, где это становится необходимым.
Сетевое и абонентское оборудование стандарта AMPS/DAMPS ввиду массовости производства и отлаженности технологии является менее дорогим, по сравнению с подобным оборудованием других стандартов на мировом рынке. Этим обеспечивается его высокая конкурентоспособность по важнейшему для потребителя критерию "качество-цена".
Первыми на российском рынке услуг сотовой связи в стандарте AMPS появились нижегородская, челябинская, московская, петербургская и казанская операторские компании.
Начало коммерческой эксплуатации сети компанией "Персональные системы связи в России" (Нижний Новгород) - февраль 1994 года. В мае 1994 года введена в действие сеть "Челябинская Сотовая Связь". Оба предприятия успешно развиваются, о чем свидетельствует численность абонентов: по каждому из предприятий она перевалила за тысячу. Оба созданы при участии иностранного инвестора - известной на мировом рынке услуг сотовой связи международной компании "Милликом Интернешнл Селлулар Б.В." со штаб-квартирой в Амстердаме (Нидерланды). Учитывая перспективность сотового бизнеса в России, компания предложила свои услуги и в других регионах России (Омская, Белгородская области, Республика Башкортостан и др.).
Компания "ВымпелКом" в июне 1994 года приступила к коммерческой эксплуатации сети в Москве под товарным знаком "Би Лайн". Ранее "ВымпелКом" организовал межународный тендер на поставку сетевого оборудования, самостоятельно провел работы по проектированию сети. Тендер выиграла шведская фирма Ericsson Radio Systems A.B. - один из ведущих в мире производителей телекоммуникационного оборудования. Деятельное участие в инвестировании приняла Fabela Group International Wireless - не самая известная, но энергичная американская фирма, пришедшая в Россию еще в период организации опытной сети. Потребностью в освоении эфирного пространства Москвы и области как единого целого было продиктовано объединение усилий компаний "ВымпелКом" и "Макроком" на основе заключенного между ними договора. За полтора года эксплуатации к созданной сети подключилось 22 тысячи абонентов, что составляет более половины общего числа пользователей услуг сотовой связи в Москве и Подмосковье. Число базовых станций в Московском регионе к началу 1996 года превысило 50.
В 1995 г. семейство "Би Лайн" пополнилось предприятием "Билайн-Самара" и продолжает пополняться: проектируются и вводятся в эксплуатацию базовые станции в Рязани, Твери, Новгороде и других российских городах. Кроме того, обретшую респектабельность символику "Би Лайн", а с нею - и высокий уровень ответственности перед абонентом за качество услуг приняли еще 14 предприятий, полностью самостоятельных в экономическом, правовом и управленческом отношениях. Сеть "Би Лайн" стала по существу общероссийской. Ее абонентов можно встретить повсюду: от восточных до западных рубежей нашей страны.
Среди крупнейших участков образовавшейся сети - один из пионеров сотового дела в России - компания "Санкт-Петербург Телеком" (начала коммерческую эксплуатацию в июле 1994 года). Это - второй по численности абонентов (3500) оператор в стандарте AMPS. Предприятие создано и развивается при участии известной американской компании Мotorola.
Одно из заметных явлений на российском сотовом рынке - сеть Производственно-коммерческого общества "Татинком" (Казань). Ее эксплуатация началась в ноябре 1994 года. Сегодня в Татарстане насчитывается 2000 абонентов, пользующихся ее услугами. "Татинком", опираясь на государственную финансовую поддержку, предоставляет своим абонентам качественное обслуживание по самой невысокой на сегодняшний день в России цене: минута эфирного времени - от 7 до 18 центов (в рублевом эквиваленте) при ежемесячной абонентской плате от 20 до 50 долларов. У казанцев появились последователи. Инициатор программы "народного телефона" в Республике Хакасия - компания "Легион" при поддержке республиканского правительства обратилась в федеральное Министерство связи с просьбой о выдаче лицензии на право работы в стандарте AMPS.
Частотный диапазон 800 МГц осваивают также компании Европейской части России, следующие за управленческим и финансовым лидером - "Джи Ти Эс Селлулар" - фирмой со 100-процентными инвестициями США, зарегистрированной в Москве. Это - предприятия Астрахани, Воронежа, Волгограда, Липецка, Чебоксар, Мурманска и ряда других городов.
Сети на Юге России развивают компании "БелКомРус" - в Ставропольском крае, "Дагестанская сотовая связь". Районы Урала, Сибири, Дальнего Востока мобильной связью в стандарте AMPS обеспечивают компании "Екатеринбург", "Сибчелендж" (Красноярск), "Корпорация Северная Корона" (Иркутск), "Даль Телеком Интернэшнл" (Хабаровск, Петропавловск- Камчатский), АКОС (Владивосток), "Сахалин Телеком Мобайл". Все они - частные российские предприятия. Некоторые - с иностранным участием. Например, сеть на о.Сахалин создана и развивается при содействии британской Cable & Wireless.
Всего на начало 1996 года в России активно действуют 45 компаний, оказывающих или приступающих к оказанию услуг сотовой радиотелефонной связи в стандарте AMPS. Они обслуживают свыше 37 тысяч абонентов. К концу текущего года это количество может утроиться. Из 89 субъектов Российской Федерации уже более двух третей стали полем деятельности предприятий, получивших государственные лицензии на работу в стандарте AMPS.
Динамизм, чувствительность к рыночной коньюнктуре, способность к нешаблонным действиям - отличительные черты работы большинства предприятий связи, осваивающих эфир в частотном диапазоне 800 МГц. Одно из проявлений - тарифная политика операторских компаний, дифференцированная по категориям абонентов.
Реагируя на рыночную ситуацию, нижегородская компания "Персональные системы связи в России" ввела в дополнение к базовому плану услуг вначале второй план, а затем еще три. Цена использования эфирного времени по каждому из пяти планов услуг разная: от 17 центов за добавочную минуту сверх установленного планом норматива до 61.5 центов за минуту. Размер ежемесячной абонентской платы тоже сильно дифференцировался: с единой для всех - 86 долларов 10 центов в 1994 году - возрос в октябре 1995 года для разговорчивых абонентов, предпочитающих план "Экселент", до 420 долларов за 1000 минут эфирного времени, а для абонентов, ограничивающихся экономным по времени планом "Ваша безопасность", понизился до 20 долларов (все - в рублевом эквиваленте).
Московский оператор "ВымпелКом", используя имеющиеся возможности удешевления услуг, и в особенности с целью привлечения более широких слоев пользователей с 20 ноября 1995 года ввел рождественские скидки, действующие и поныне: до 50 процентов понизилась цена сотовых телефонов и введена трехмесячная рассрочка на оплату подключения к сети. В результате сумма первоначального платежа для абонента-новичка снизилась с 4550 до 2050 долларов США (в рублевом эквиваленте).
Общие интересы в обеспечении абонентов качественной связью, естественное желание сотрудничать послужили поводом к созданию Ассоциации-800 - некоммерческого обьединения предприятий, занимающихся развитем и эксплуатацией сетей сотовой связи в стандарте AMPS. Ассоциация учреждена в феврале 1995 года и видит главной своей целью координацию усилий операторов по обеспечению абонентов качественной мобильной связью. В настоящее время в нее входят 20 предприятий, действующих в регионах России.
Предприятия-члены Ассоциации стремятся унифицировать и максимально упростить процедуру роуминга - предоставления услуг сотовой связи при любых перемещениях абонента. Роуминг (пока не автоматический) поддерживают предприятия 17 регионов России. Их абоненты могут пользоваться своими сотовыми радиотелефонами в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Омске, Казани, Саратове, Белгороде, Челябинске, Ставрополе, Чебоксарах, Липецке, Воронеже, Мурманске, Хабаровске, Иркутске. Для обеспечения необходимого качества роуминга предприятия - члены Ассоциации-800 условились поддерживать набор обязательных услуг: международная и междугородная связь, специальные режимы работы (переадресацию вызова, ожидание вызова, конференц-связь), круглосуточная, в течение 7 дней в неделю, работа абонентской (диспетчерской) службы.
Обеспечивать высокий уровень обслуживания, расширять набор предоставляемых услуг, повинуясь диктату потребителя, - девиз операторских предприятий сотовой связи, сделавших выбор в пользу стандарта AMPS.
Георгий Васильев, президент "Ассоциации-800",
Дмитрий Зимин, президент АО "ВымпелКом".
|