Виват, электричество!

XIX век памятен своими знаменитыми выставками, на которых российским ученым и инженерам было что показать. Однако удавалось это далеко не всегда и далеко не так, как хотелось. Специальных клубов по примеру американских, которые взяли бы на себя хлопоты по распространению "электрических" новшеств и заботу по оказанию действенной помощи стесненным в средствах изобретателям, в России не было. Правительство же полагало, что все как-нибудь устроится само собой. И, в конце концов, все худо-бедно устраивалось.

В 1889 году Франция организовала Всемирную выставку в Париже, прибыль от которой в пересчете на российские рубли составила 2,5 млн. - огромные по тем временам деньги. Разрабатывая грандиозный проект "голубой" выставки (большинство зданий на Марсовом Поле было декорировано голубым кафелем и голубой майоликой), администрация выпустила 1 200 000 так называемых "бонов" - особых двадцатипятифранковых билетов, дававших право на 25 посещений выставки и на участие в лотерее с крупными выигрышами.

К "голубой" выставке готовились четыре года. За это время были возведены колоссальные сооружения - башня Эйфеля высотой 300 метров, галерея машин шириной 110 метров и роскошный Дворец электричества.

Телефоны, микрофоны, фонографы (в том числе восковой фонограф Эдисона), гигантские динамо-машины, осветительные аппараты, безвоздушные электрические лампочки, горящие ярким светом, - вот далеко не полный перечень того, что можно было увидеть на выставке. Парижское телефонное общество имело собственный павильон с двумя телефонными концертными залами, сообщенными с "Grand Opera" и с "Opera Сomique". В галерее машин публика буквально осаждала платформу, на которой стоял фонограф Эдисона. Желающим посмотреть аппарат в действии приходилось стоять подолгу в длинной очереди...

Особенно эффектно выставка выглядела вечером, когда зажигалось множество огней. Никто не мог пройти мимо одного из самых дорогостоящих зрелищ, устроенного английской фирмой "Галлуэй". Это были светящиеся фонтаны. В последний из трех бассейнов вода переливалась параболическими струями. Очарованным зрителям казалось, что фонтаны бьют то драгоценными камнями, то кровью, то белым серебром. Спустя два года они стали "гвоздем" Французской выставки в Москве - великолепного показа на Ходынке произведений искусств и промышленности страны, являвшейся законодательницей в области "выставочной" моды.

Россия участвовала в Парижской выставке 1889 года неофициально. Экспонаты выставлялись на собственные средства, без какой-либо государственной дотации. Российский наблюдатель А.А.Ефрон с горечью отмечал, что в Русском отделе "господствовали беспорядок и интриги". Он же писал: "Русские изобретения обратили бы на себя внимание, если бы наши научные выставки были прилично обставлены и не забиты были в углы, куда посетитель никогда не заглядывал и где пыль никогда не вытиралась". Тем не менее на долю России пришлось 5 наград по классу "Электричество": 2 золотые и 2 бронзовые медали и 1 почетный диплом. В числе бронзовых призеров выставки был М.Подобедов, представлявший Петербургский завод кабелей и изолированных электрических проводов.

Подробный отчет о "голубой" выставке, подготовленный правительственным обозревателем Альфредом Пикаром, составил 10 томов.

1891 год, Нью-Йорк

Праздничный обед в Электрическом клубе. Его Величество электричество "собственноручно" вскрывает устрицы, готовит пунш, варит кофе и одаривает приглашенных живыми цветами... Гости выходят из-за стола под звуки торжественного марша, исполняемого электрическим тапером.

1892 год, Петербург

Торжественное открытие IV Электрической выставки в Соляном Городке. На церемонии присутствуют российские министры финансов и внутренних дел. Выставка устроена Императорским Русским Техническим обществом без субсидий со стороны правительства. Все экспонаты размещены в трех больших залах и нескольких примыкающих к ним комнатах.

Свое желание участвовать в этом мероприятии заранее выразили более 150 фирм и отдельных лиц; около половины из них прислали свои заявления и экспонаты из-за границы, в том числе из Франции.

На выставке в Соляном Городке можно было увидеть электрический прибор для определения фальшивого золота и серебра, банковский шкаф со специальной защитой, электрический почтовый ящик и другие изобретения наших соотечественников. Победителей ждали 26 медалей - 3 золотых, 8 серебряных и 15 бронзовых. Одна из золотых наград была присуждена "за способ вполне успешного одновременного телеграфирования и телефонирования по одному проводу" (экспонент Игнатьев). Одна из серебряных - "За удачное приспособление к военным целям телеграфного аппарата Морзе" (экспонент Ухин). Кроме того, более 20 экспонентов удостоились поощрительных, а 12 экспонентов почетных отзывов.

Электрическую выставку в Соляном Городке посетили 39 064 платных посетителя, 2033 члена Технического общества, 4890 воспитанников высших и 545 воспитанников средних и низших учебных заведений. Разовых билетов было роздано 1100.

Одновременно с петербургской открылась лондонская выставка в Хрустальном дворце, сооруженном специально для первой всемирной выставки 1851 года. Ее устроители пошли на известный риск, разместив "электрические" экспонаты в боковых залах дворца и на галерее - по соседству с экспонатами постоянной этнографической, художественной и промышленной дворцовой выставки. Английское правительство представляло в Хрустальном дворце 173 предмета. Публика по достоинству оценила не только сами экспонаты, но и разнообразные световые эффекты, которыми ее порадовали частные фирмы.


Всемирной выставкой 1893 года в Чикаго, приуроченной к 400-летию со дня открытия Америки, американцы, надо думать, гордятся по сей день.

Выставка размещалась в живописной местности, на берегу озера Мичиган. Великолепные здания белого цвета (всего более 200, из них 30 - основных), Дворец электричества с величественной статуей творца громоотвода Франклина, масса автоматов, за 5 центов предлагающих либо открытки с видом выставки, одеколон или конфеты, гигантское колесо-качели, целая "улица удовольствий" с театрами, зверинцами, базарами, устроенная отдельно от выставки, - все это привлекало огромное число посетителей. В самый удачный день их было зарегистрировано 717 тысяч, а за все время действия выставки - 27 млн.

Американцы умеют ценить и свое, и чужое время. Вероятно, поэтому церемония открытия Колумбовой выставки была недолгой. После пасторского благословения президент Соединенных штатов Северной Америки Гровер Кливленд произнес краткую речь и нажал электрическую кнопку золотого телеграфного ключа. Тотчас же все главнейшие механизмы выставки пришли в движение, заиграли оркестры - праздник начался.

Электричество как нельзя лучше справилось с ролью главного распорядителя выставки. Многочисленные установки доставляли ток для надземной железной дороги, движущихся тротуаров, светящихся фонтанов, телеграфной службы и электрических лодок.

Как ни странно, Эдисон не стал главным героем этой выставки (компания Эдисона демонстрировала только электромоторы). Говорили, что он не сошелся в чем-то с выставочной комиссией. Одна американская газета замечала по этому поводу, что Америка ставит в Чикаго "Гамлета" без самого Гамлета. Но, как бы там ни было, выставка явно удалась. Посетителям запомнились и огромные электромоторы, названные в одном из путеводителей "мамонтами", и не менее впечатляющие своими размерами электромаяки (тогда никто не мог предположить, что спустя 2 года после закрытия выставки ее великолепные постройки будут сожжены в ходе Чикагской стачки).

Участие в "белой" выставке обошлось России в 600 тысяч рублей. Империю представляли Морское министерство, Главное Управление почт и телеграфов, а также частные экспоненты (всего 600; 12 - по отделу "Электричество"). Однако отсутствие собственного павильона и выход в свет каталога Русского отдела с опозданием на два месяца привели к тому, что огромная и великая страна совершенно "потерялась" на этом престижном мануфактурно-машинно-электрическом смотре.

В 700-страничном официальном каталоге Всемирной Колумбовой выставки России просто не оказалось. Находившийся в Америке редактор одесского иллюстрированного технического журнала "Технолог" Н.П.Мельников вынужден был констатировать: "Мы своей выставкой в Америке ничего не сказали и ничего не выяснили". Прискорбно, но факт: наш изрядно запоздавший каталог содержал 580 страниц объемистого текста "с большими белыми пустыми полями". Общего обзора российской промышленности в нем не было. Отсутствовал и обзор по группам.

Ностальгия по дворцам

Мир еще восхищался чудесами "белой" выставки, когда президент Франции подписал декрет об устройстве Всемирной Парижской выставки 1900 года. Ее главным комиссаром был назначен небезызвестный Альфред Пикар, обладавший способностью ладить с абсолютно разными людьми.

На этой выставке официально были представлены 35 государств, включая Россию с Финляндией.

В ходе подготовки к задуманному празднику выдвигались проекты один фантастичнее другого. Некоторые из них предусматривали даже снос знаменитой Эйфелевой башни. К счастью, башню не тронули, а главными достопримечательностями новой выставки стали панорама "Путешествие вокруг света", большой телескоп, гигантский глобус и "серия" дворцов (Дворец танцев, Дворец женщин, Дворец одежд, Дворец воды и Дворец электричества).

Здание Дворца электричества, построенное по проектам архитекторов Энара и Полена, находилось позади Эйфелевой башни, в самой глубине гигантского "П", образованного зданиями на Марсовом Поле, и смотрелось как "огромнейшая бонбоньерка из железного кружева". Вместе с пристройками это оригинальное сооружение длиной 80 метров занимало всю ширину Марсова Поля (около 420 метров). В каждом из 9 пролетов фасада разместили большие окна с разноцветными стеклами. Верхнюю линию крыши украсили прорезным гребнем. Ночью он эффектно подсвечивался.

Над центральным пролетом здания дворца возвышалась аллегорическая фигура Гения электричества. Он стоял на колеснице, влекомой драконом и крылатым конем, и держал в каждой руке по вожже-электроду. По вечерам между вожжами непрерывно перескакивали электрические искры длиной около метра. В боковых пристройках дворца помещались машины, снабжавшие энергией всю выставку.

Для покрытия расходов, связанных с устройством выставки, французы выпустили определенное количество двадцатифранковых "бонов". Кроме возможности выигрыша эти билеты давали право на скидку при посещении увеселительных мест на территории выставки, а также на скидку при железнодорожных и пароходных путешествиях. В распоряжение прессы предоставили именные билеты. Через 58 дверей главного входа в течение часа на выставку могли пройти 50 000 человек.

У России не было "особого" павильона на этой выставке. Между тем, наши экспоненты (их было около 2,5 тысяч) принимали участие в 15 отделах. В Париж привезли первый телеграфный аппарат, изобретенный П.Л.Шиллингом, образцы кабелей Шиллинга и Якоби, телефоны Гвоздева и Голубицкого, два полных телеграфных аппарата Юза (экспонент - "Сименс и Гальске". АО русских электротехнических заводов, Санкт-Петербург), телефонный аппарат и модель линии Петербург - Москва, измерительные приборы, образцы дерева для телеграфных столбов, телеграфные и телефонные карты, схемы и многое другое. Всего российскими экспонентами было завоевано 1589 наград, в том числе: Grand Prix - 212 (из 2827), золотых медалей - 370 (из 8166), серебряных - 436 (из 12 244), бронзовых - 347 (из 11 615) и 212 почетных отзывов.

Через четыре года настал черед американцев удивлять мир. Для Международной выставки 1904 года в Сент-Луисе ими был разработан проект Дворца электричества с открытым двором по средине здания, засаженным деревьями и цветами. Перед зданием планировалось устроить водопады.

Листая сегодня "Очерк работ русских по электротехнике с 1800 по 1900 год" (Спб.,1900), испытываешь чувство гордости за державу. Сколько изобретений! Сколько имен! Но не будем забывать, что российских наблюдателей, побывавших в конце прошлого века в Америке, поразили не столько, может быть, предложенные американцами изобретения, сколько отношение к людям, в головах которых они рождались. "Изобретатели у них, - писал в 1893 году А.И.Смирнов, - пользуются значением, и их труд вознаграждается, получая поддержку в самый трудный для них период начала практического применения изобретения. Благодаря этому, между прочим, американские электротехнические компании называются по большей части именами тех лиц, изобретательности которых они обязаны своим возникновением".

Ирина Архангельская