Театр начинается с... компьютера

Времена меняются. В свое время К.С.Станиславский утверждал, что театр начинается с вешалки.
Три года назад, когда театр Мастерская П. Фоменко вернулся со своих первых зарубежных коммерческих гастролей, общим решением труппы на вырученные деньги была куплена первая театральная собственность. Самое необходимое. Этим необходимым оказался компьютер.
Наверное, фоменки актеры нового театрального поколения. Со своим собственным отношением и к искусству, и к профессии, и к театру как таковому. И со своим отношением к технологии, прогрессу и их роли в театре.
Их театр точно начинался не с вешалки, поскольку до недавнего времени они вообще были бездомны, играли свои спектакли по Москве где придется, где приютят. Дошло до абсурда: подсчитали, что в один из сезонов с их творчеством познакомилось в полтора раза больше зрителей за границей, чем в России, и они оказались самым выездным драматическим театром Москвы! Возможно, это могло стать поводом для гордости. Но и для грусти.
История театра

Каждая премьера молодого театра становится событием в театральной жизни Москвы. И не только Москвы.
В 1994 году театр Мастерская
П. Фоменко был приглашен в Париж, для участия в Русских сезонах . Молодым актерам и их однокурснику-режиссеру Ивану Поповски были предоставлены в полное распоряжение подмостки Национального театра Франции Одеон , где они репетировали, и 3 мая давали премьеру своего спектакля Балаганчик по мотивам пьес А. Блока. Спектакль был сыгран 14 раз в Париже, 3 раза в Лионе, а потом только по 3 раза в Москве и Санкт-Петербурге. Больше у маленького театра не было возможностей арендовать гигантские залы, на которые этот спектакль рассчитан, а у французов присылать в Россию необходимое уникальное световое оборудование.
Фоменки каждым спектаклем меняют и расширяют представления о своем художественном потенциале. Их сочли легкомысленными они сыграли трагичный пятичасовой спектакль-марафон Шум и ярость по роману У. Фолкнера. Их назвали камерным театром они показали Балаганчик в полуторатысячном зале. Их приняли за театр с сугубо классическим репертуаром в прошлом сезоне они поставили спектакль Таня-Таня по пьесе молодого драматурга Оли Мухиной и открыли это яркое имя российскому и мировому театру.
Впрочем, есть у всех их спектаклей и общие черты. Это прежде всего легкая, импровизированная манера игры десяти актеров театра. Их мастерство неоднократно приносило им призы на фестивалях, их имена постоянно указываются в критических опросах среди лучших. От спектакля к спектаклю они меняют не только свое амплуа, но и возраст персонажей, эпохи, жанры, стили.
Почему так произошло? Это просто удача, предопределенная движением небесных светил? Возможно. Но фоменкам прежде всего повезло с педагогами.
Петр Наумович Фоменко. Его имя сегодня не знает разве что тот, кто принципиально не интересуется театром. Режиссер, неоднократно признававшийся номером первым в российском театре, за последние несколько лет собравший, кажется, все возможные призы и премии по несколько Хрустальных Турандот , Золотых Масок ... Долгие годы он считался бездомным , надолго не задерживался ни в одном театре, был (по причинам далеко не художественным) в свое время изгнан из Ленинграда. Его спектакли всегда пользовались успехом, а его мастерство уважением. Но оглушительной славы он добился одновременно со своими юными учениками.
Вместе с Фоменко их педагогами были Сергей Женовач тоже в прошлом ученик Фоменко, ныне главный режиссер Театра на Малой Бронной и Евгений Каменькович, известный своими постановками во многих московских театрах, включая театр Сатиры и Театр п/р О. Табакова. Режиссеры совершенно разных стилей: вдумчивый, неторопливый, глубокий психолог Женовач и динамичный , импровизированный, энергичный Каменькович. Они смогли привить своим ученикам представления каждый о своем театре и придали им универсальность. Актеры чувствуют себя одинаково уверенно и в ярких шоу Каменьковича, и широких полотнах Женовача, и в умопомрачительных по красоте, но холодноватых зрелищах Поповски, и в прихотливо изменчивых, ироничных, предельно точных картинах Фоменко.

А пока в недавно полученном театром помещении бывшего кинотеатра Киев идет оформление документов и начинается ремонт, фоменки решили открыть свой дом виртуальный Home Page в Интернет . Стоит ли удивляться, что театр, начавшийся с компьютера, стал первым в мире театром в Интернет!
Тогда, три года назад, старенький Macintosh Classic был необходим для того, чтобы превратить группу вчерашних студентов в муниципальный театр, а это требовало написания несметного количества писем, бумаг, приказов.
Сегодня страница театра в Интернет тоже не стала пустой данью моде.
Мастерская П.Фоменко вряд ли нуждается в рекламе билетами на их спектакли не торгуют в ларьках и в метро, их можно приобрести только в офисе театра на Арбате, тем не менее они расходятся в течение нескольких дней. Были случаи, когда желающие попасть в зал выламывалидвери и выбивали стекла, перед спектаклями нераспроданных билетов не остается практически никогда. В то же время, театр всегда хотел, чтобы достоверная информация о нем. о его работах, жизни была легко доступна всем желающим. Интернет оказался для этого, несомненно, идеальным местом.
Как ни странно покажется с первого взгляда, среди пользователей Интернет множество театралов. Безвозвратно уходит время, когда компьютерные сети были вотчиной угрюмых технарей. Поскольку персональный компьютер стал привычным рабочим инструментом врачей и инженеров, ученых и журналистов, короче говоря, всех тех, кого принято обозначать словом интеллигенция , все они рано или поздно получают доступ в Интернет .
В прошедшем сезоне информация о Московском театре Мастерская П.Фоменко стала помещаться на одной из популярных московских BBS ИНТ . Ее клиентам была также предоставлена возможность бронирования билетов на спектакли театра непосредственно on-line. Эффект превзошел все ожидания!
Теперь страницы театра размещены и в WWW. В конце сентября открылась страница http://www.theatre.ru/, созданная совместно c основателем и главой студии WebDesign(r) Артемием Лебедевым и сотрудником театра Игорем Овчинниковым.
Там можно ознакомиться с Мастерской, всеми ее десятью спектаклями их историей, фотографиями, програмками, рецензиями; со всеми ее режиссерами и актерами. Предполагается, что вскоре персональные страницы артистов будут поддерживать они сами. Кое-кто из артистов уже усиленно изучает HTML. То есть все поклонники театра (а таких уже немало!) смогут общаться с ними непосредственно, напрямую, задавать любые вопросы и, может быть, даже получать ответы.
Кроме того, в сервере помещена поставленная театром современная пьеса Таня-Таня . В оригинале ее текст сопровождается картинками, отобранными автором. Поэтому Интернет оказался идеальным местом и для нее. Пьеса активно переводится сейчас на несколько языков, есть уже переводы на французский и немецкий; вскоре они тоже будут помещены на сеть.
В настоящее время идет работа над возможностью бронирования и продажи билетов на спектакли театра. Проблема в том, что ситуация с наличием билетов меняется достаточно быстро (так, недавно на один из спектаклей все билеты были раскуплены за несколько часов) и необходимо отладить механизм оперативного оповещения желающих об их наличии. Заказывающим будут представляться схемы зрительных залов, чтобы они могли заранее определить свои места, а в идеале и виды на сцену с каждого из мест, чтобы дать возможность убедиться в их качестве. (Этот метод, кстати, был применен при продаже билетов на некоторые соревнования прошедшей Олимпиады на ее официальном сайте.) Там же размещены и ссылки на некоторые обнаруженные в Интернет страницы театральных фестивалей, в которых участвовал театр, и фильмов с его актерами.
Вместе с общедоступным сервером театра открывается и закрытый, предназначенный исключительно для гастрольных партнеров. На нем будет содержаться вся техническая информация, касающаяся спектаклей, и даже дословные сценические варианты текстов пьес для синхронных переводов. Для доступа к этой информации будет необходимо знать не только адрес, но и пароль. Таким образом, продюсеры смогут получить всю полноту информации без использования дорогостоящих и иногда неточных факсов и телефонов, в то же время театральная кухня не станет достоянием неспециалистов. Подразумевается, что этот сервер станет вотчиной не одних только фоменок , но и любых других желающих московских театров, будет рассказывать обо всех крупных событиях в театральной жизни, предоставлять справочную информацию. Сегодня к проекту присоединяются еще два известнейших московских театра МХАТ им. Чехова и Театр п/р О.Табакова, сделаны предложения нескольким другим. Подобная культурно-информационная экспансия одна из главных целей студии WebDesign(r), которая параллельно собирается открыть в Интернет Литературное кафе и затевает еще несколько некоммерческих интернет-проектов. Можно с уверенностью утверждать, что теперь для тысяч театралов знакомство с Московским театром Мастерская П.Фоменко начнется не с вешалки, а с экрана их собственного компьютера время не стоит на месте...
...А сейчас в ГИТИСе на 4 курсе учится новое поколение учеников П.Фоменко фомята . Интересно, с чего начнется их театр?