Честь частного бизнеса

В июльском номере Connect! представил портрет новозеландской фирмы Tait Electronics одного из признанных мировых лидеров в разработке и производстве систем мобильной радиосвязи. В августе в Москву ненадолго приехали менеджеры компании Эндрю Бюэст и Валерий Ненко. Валерий Ненко с начала этого года возглавляет Восточно-Европейское отделение Tait Electronics Ltd. и пока базируется на Кипре.
До Tait он 12 лет проработал в ряде международных компаний, специализирующихся на мобильной связи. Накопив солидный опыт работы в России и других странах, он получил предложение владельца Tait г-на Энгуса Тэйта создать и возглавить Восточно-Европейский филиал компании.
Эндрю Бюэст, напротив, кадровый работник компании и как специалист сложился в ней. Из своих 27 лет десять он работает в Tait, в последние годы ведал продажами отдела транковых сетей в Китае, Гонконге и Тайване и прилично говорит по-китайски. Ему, похоже, придется изучать еще один экзотический язык русский, потому что Эндрю Бюэст получил новое назначение и теперь отвечает за продажи транкового оборудования в Восточной Европе, России и странах СНГ. Мы пригласили Эндрю Бюэста и Валерия Ненко в редакцию, чтобы познакомиться, рассказать о нашем журнале и со своей стороны задать несколько вопросов.

Планирует ли Tait открыть представительство в Москве?

Эндрю Бюэст:
Хочется верить, что нам придется это сделать. Мы сейчас заняты (с помощью российских партнеров) поиском клиентуры. Если продукция Tait оказалась нужна в Великобритании, Австралии, Китае и десятках других стран, то я не вижу причин, почему бы и россиян не заинтересовало современное телекоммуникационное оборудование в нашем исполнении. Я думаю, примерно через год мы уже будем в Москве.

Валерий Ненко:
В будущем году я предполагаю перенести штаб-квартиру Tait Eastern Europe (TEE) в Москву. Именно Россия станет приоритетным направлением деятельности ТЕЕ. Потенциал российского рынка огромен. При должном учете его особенностей и определенном навыке работы с партнерами и клиентами здесь можно достичь впечатляющих результатов. Выбор партнера это одна из первоочередных и самых трудных задач для любой компании, начинающей осваивать новый рынок. Мы свой выбор сделали, и думаю, что не ошиблись.

Годовой оборот Tait Electronics составляет примерно 120 млн. долларов, вы гораздо меньше гигантских американских и скандинавских корпораций, с которыми приходится играть на одном поле. Тем не менее, вы вполне конкурентоспособны, 90 процентов продаж осуществляются вне родной Новой Зеландии, на международных рынках, открытых для всех лучших компаний. Как удается выстоять против телекоммуникационных тяжеловесов ?

Валерий Ненко:
Неоспоримое преимущество Tait состоит в том, что мы производим практически весь необходимый набор средств радиосвязи. Это и базовое оборудование, и абонентские комплекты (включая полнодуплексные), коммутационное оборудование и программное обеспечение. Наши клиенты всегда могут получить систему под ключ , не обращаясь к другим поставщикам за теми или иными ее компонентами.
Кроме того, компания, во многом благодаря своему стабильному финансовому положению, небольшому размеру (если сравнивать ее, скажем, с Motorola) и гибкому управлению, может позволить себе работать со скромными, локальными проектами, которые требуют специального подхода, часто обусловленного особыми, нестандартными техническими условиями и требованиями заказчика.
Что касается качества, то мы можем удовлетворить самых притязательных клиентов. Королева Англии Елизавета II посетила недавно наши заводы в Новой Зеландии, осталась довольна увиденным, и управление двора Ее Величества разместило у нас заказ на оборудование королевских поместий радиосвязью.

Эндрю Бюэст:
Огромные корпорации огромны потому, что заняты массовым производством для массового потребителя. Но ведь телекоммуникационный мир очень фрагментирован. Наш бизнес касается не миллионов, а, скажем, сотен или даже десятков клиентов. И здесь наши шансы уравниваются: мы предлагаем технически совершенную аппаратуру, обеспечиваем наилучший сервис. Добавьте к этому конкурентоспособные цены, готовность компании подработать систему специально под ваши и только ваши нужды, отсутствие намека на высокомерие.
Клиент оказывается перед необходимостью нелегкого выбора: то ли положиться на громкое имя американской или шведской фирмы, то ли предпочесть сравнительно небольшую компанию-эксперта, специализирующуюся именно на том продукте, который ему нужен и за который он должен платить. И часто выбор падает на экспертов.

Если бы Tait сейчас акционировалась, имея безупречную репутацию и энергичный бизнес по всему миру, она наверняка привлекла бы большие деньги и превратилась в огромную корпорацию с новыми возможностями для экспансии и развития. Но вы остаетесь частной компанией. Что, вас совсем не привлекает идея акционирования и, как следствие, взрывной, в американском стиле, капитализации и роста?

Эндрю Бюэст:
Этот вопрос, конечно же, надо адресовать не нам, а владельцу компании Энгусу Тэйту. Я только могу напомнить о некоторых сравнительных преимуществах частного бизнеса. Акционеры и это вполне естественно заинтересованы прежде всего в получении прибыли на вложенные деньги. Когда речь заходит о размере подлежащих выплате дивидендов, приходится убеждать акционеров поступиться сегодняшними доходами ради завтрашних, сиюминутной выгодой ради стабильного роста. У Tait очень высокая для нашей отрасли норма отчислений на науку и развитие новых продуктов, в этом проявляются профессионализм и ответственность перед делом, которым мы занимаемся. Есть целеустремленность бизнесмена и есть целеустремленность инвестора. У них разные векторы, и правильный баланс находится не без труда.
Кроме всего прочего, многие работники предпочитают некоторую патриархальность и семейственность частных фирм обезличенному корпоративному стилю акционерных компаний.

Валерий Ненко:
Наша стратегия это стабильный рост. Как правило, бурный рост недолговечен и может оборваться в один день. В капитализации и акционировании всегда присутствует элемент риска. Во-первых, утрачивается контроль над финансами. Наша компания практически всю прибыль реинвестирует в бизнес. А акционеры, напротив, предпочитают инвестировать себя. Во-вторых, в акционированной компании каждый понемножку управляет, что порождает круговую поруку, не позволяет принимать быстрые и цельные решения и нести за них ответственность. Иначе говоря, привлеченный со стороны акционерный капитал ведет к ослаблению контроля и, как следствие, ставит под угрозу стабильность. Мы предпочитаем уверенный рост на долгие годы и не хотим оказаться в ситуации, когда, взяв обязательства, не сможем их выполнить.
Tait не первая моя фирма, мне есть с чем сравнивать. Энгус Тэйт (кстати, очень скромный и лояльный к своим сотрудникам человек) сумел выработать в своей компании очень привлекательный стиль. Вы можете обратиться со своей проблемой к любому коллеге любого ранга в полной уверенности, что встретите только доброжелательное участие и готовность помочь. У компании есть хороший стержень, хорошая карма. В ней просто очень приятно работать и ощущать себя ее частью.
Я уже не говорю о чисто инженерном удовлетворении от направления и уровня наших разработок. Транковые системы покрывают огромные территории, позволяют создавать сети, при прочих равных показателях на порядок дешевле сотовых сетей.
Сейчас Tait, одновременно с крупнейшими мировыми компаниями, успешно разрабатывает TETRA стандарт мобильной связи нового поколения, маленькое технологическое чудо, вобравшее в себя возможности транка, сотовой связи, пейджинга.
Tait уверенно держится на передней линии в технологиях и часто идет с опережением. Не секрет, что наша продукция обладает одним из лучших в отрасли соотношением цена качество . Это особенно важно на российском рынке. О надежности нашего базового оборудования ходят легенды, оно практически никогда не выходит из строя. Как сказал один мой российский коллега после посещения наших заводов в Новой Зеландии: Это настоящее военное производство . Наш партнер в Москве обеспечит гарантийную и послегарантийную поддержку всех наших продуктов и организует обучение персонала заказчика.

Наверное, еще рано спрашивать вас о специфике российского рынка. Как насчет китайского опыта, чему учит он?

Эндрю Бюэст:
При всех очевидных различиях Китай и Россия относятся к экономикам переходного типа и требуют от иностранных компаний примерно одинаковой тактики.
Тактика, на самом деле, довольно проста и заключается в том, чтобы найти хорошего местного партнера. Конкретная форма взаимоотношений не столь важна: у нас в Китае, например, был замечательный дилер. Важны деловые качества партнера, связи и добросовестность. Найти такого союзника бывает непросто, тут требуются и упорство, и элемент удачи. Но все усилия окупаются, потому что иначе очень трудно найти свою нишу на рынке, приспособить свои интересы к его интересам. Заблуждением было бы думать, что рынок, не насыщенный товарами и услугами, представляет большие возможности для бизнеса. Как раз наоборот, он являет собой сплошные лакуны, провалы, острый дефицит тех самых информации и связи, развитию которых призван служить ваш журнал.
Хороший партнер всегда ценен, а на зарождающемся рынке, где нет привычной комфортной инфраструктуры, он ценен вдвойне.

Валерий Ненко:
Если говорить о российском рынке в целом, то он развивается в хорошем темпе и, что самое важное, в правильном направлении. Бизнесу нужна прежде всего стабильность, а стабильности и предсказуемости в России прибавляется.
Что касается телекоммуникационного рынка, то он еще в самом начале пути. Значительная часть средств и систем связи устарели и нуждаются в серьезной модернизации. И перестройка должна быть основательной. Хорошая связь требует больших затрат, и на них надо идти. Никто не опроверг старую истину: скупой платит дважды.