---------------- connect! лого ------- # 5, Май 1997 ----
 -------  эксперт -------------------------

    Ограбление не состоится

    Известно, что практически все ЧП происходят там, где нет строгого порядка и дисциплины или когда информация передается неоперативно или была понята со слов неверно. Да и ситуации бывают таковы, что особо много и не поговоришь...

    В 1995 году в наше Управление транспортировки и сопровождения ценностей (далее УТ и СЦ) компанией ПРИН была внедрена система оперативного контроля и управления инкассаторскими машинами. В помещении дежурного инкассатора был развернут компьютерный диспетчерский пункт. Основу его составили объединенные в сеть компьютеры типа SUN и PC и программное обеспечение обработки с электронной картой города. Кроме того, пункт был укомплектован радионавигационными и связными приборами, обеспечивающими навигационную информацию и связь с инкассаторскими машинами.

    Принцип работы этой системы достаточно прост и состоит в следующем. Навигационная антенна и миниатюрный приемник, установленные на автомобиле, принимают и обрабатывают сигналы глобальной спутниковой навигационной системы GPS. При обработке эта информация преобразуется в значения долготы, широты, высоты, скорости и направления движения машины. По радиоканалу навигационные параметры передаются на технический комплекс диспетчерского пункта УТ и СЦ. На большом экране SUN размещена электронная карта Москвы и Московской области. На нее в автоматическом режиме наносится оперативная обстановка, поэтому дежурный инкассатор всегда знает где, в каком состоянии находятся спецавтомобили и куда направляются. Информация о состоянии снимается с телесигнализационных датчиков, установленных на важнейших узлах спецмашин. Работа с картой полностью автоматизирована: можно на компьютере определить несколько "окон" и в каждом организовывать слежение за одной, несколькими или всеми машинами. Программа работы с картой сама выбирает необходимый масштаб, переходит с листа на лист и т. п. Кроме картографического терминала, у диспетчера есть текстовый, на котором в виде таблицы отображается необходимая информация: номер машины, название улицы, по которой передвигается автомобиль, скорость, расстояние до ближайшего перекрестка и другие данные. Вся информация записывается в архив, и, при необходимости, последовательность всех событий и действий персонала может быть восстановлена. Важным является то, что дежурный инкассатор может передать любую информацию с компьютера на контролируемую спецмашину. Она будет отображена в виде текста (пейджер) на терминальном экране Echo, размещенном перед водителем. Получив сообщение, экипаж нажатием кнопки на экране отправляет подтверждение, т. е. квитирует сообщение. Кроме этого, водитель или другие члены экипажа с помощью одной-двух кнопок могут отправить диспетчеру стандартные или экстренные сообщения типа "на маршруте все в порядке", "остановлен ГАИ", "нападение", "ДТП, есть жертвы", "проинкассирован объект 1" и т. п. Чтобы не отвлекать внимание экипажа от выполнения задания, радиостанция выполнена так, чтобы не приходилось крутить ручки, и поэтому влиять на передачу информации экипаж не может.

    Что же реально дали нам эти современные высокие технологии?

    Во-первых, повысилась безопасность экипажей, так как диспетчер всегда обладает объективной информацией, передаваемой практически мгновенно и автоматически наносимой на "боевую" электронную карту. Его задача - принимать правильные решения на ее основе.

    Во-вторых, повысилась дисциплина и диспетчеров, и экипажей: все постоянно контролируется. И это не какой-то надуманный, бумажный (и, как следствие, практически неисполняемый, например, в армейской среде) контроль "за личным составом". Дежурный инкассатор с точностью от 2 до 5 метров(!) знает, где находятся его спецавтомобили. По данным, которыми мы располагаем, такого уровня диспетчерской системой в России не обладает пока никто.

    В-третьих, дежурная служба в штатном режиме полностью освободила речевые каналы. Они оказались ненужными в обычной обстановке. Голос используется исключительно в критических ситуациях, не предусмотренных должностными инструкциями.

    И наконец, использование навигации, телеметрии и цифровой передачи позволяет исключить рутинные "бумажные технологии" и полностью сосредоточиться на выполнении своих непосредственных обязанностей. Кто служил в армии, наверняка помнит, как начиналось дежурство по части: с заполнения журнала приема-передачи дежурства. У нас же вся информация по дежурству за прошедшие 12 или 8 часов находится в компьютере и, при необходимости, ее можно вывести на экран или выдать в виде печатной информации.

    Диспетчерские информационные технологии, которыми владеет и продвигает ПРИН, чрезвычайно нужны и важны, особенно у нас, в России. И не только в службах инкассации, но и в службах безопасности, милиции, скорой помощи, службах спасения, охранных предприятиях, перевозках ценных и опасных грузов, то есть там, где нужны (а в России это нужно везде) четкая координация и взаимодействие, объективность и оперативность. Да и на муниципальном транспорте тоже не мешало бы навести порядок. А у спутниковой навигации, как мы убедились за несколько лет ее использования, - большие возможности и будущее.

    Сергей Чаленко,
    Начальник Управления транспортировки и сопровождения ценностей АБ "ИНКОМБАНК"

---------------- ---- Оглавление ---- Главная страница ---- Почта ----