"Золотой" ресурс нации

Телефон, телевизор, факс, компьютер - вещи уже давно знакомые, насквозь привычные и часто незаметные, как дыхание. И столь же необходимые. Телекоммуникации пронизывают всю нашу жизнь с самого рождения, делая ее удобнее, комфортабельнее и экономя при этом нам и государству массу времени, средств и даже здоровья

Телекоммуникации - это система жизнеобеспечения нашей цивилизации. Пронизывая всю среду обитания человека, связь в традиционном и новом технико-технологическом облике стала совершенно необходимым предметом труда и элементом быта.

Однако рядовой пользователь вряд ли задумывается над тем, что, сняв телефонную трубку, он включает машину, сложность и размеры которой превосходят все созданное когда-либо гением человеческих рук и мысли. Масштабы ее - планета (земля, вода, космос); структура едина и подчинена строгим техническим нормам; оборудование разнообразно, универсально и все более "разумно".

Эволюция этой гигантской системы, состоящей из региональных фрагментов разных уровней технической зрелости, идет по пути создания информационной супермагистрали, способной донести до любого очага или офиса огромный спектр информационных услуг в любой удобной для использования форме. Поистине, это сеть нового типа - сплав образа, звука и памяти. Стоимость потока непрерывно циркулирующей в ней информации оценивается в 2.3 млрд. долларов в день (1.43 трлн. в год). При этом ежегодный прирост всеобщего международного трафика составляет от 11 до 15 процентов, и количество информации удваивается каждые 5-10 лет. Она (информация) становится все более осознаваемой огромной силой. Все чаще она продвигает человеческий прогресс в обустройстве отдельного региона, государства и мира в целом. Это неиссякаемый источник дохода высокоразвитой экономики, "золотой" ресурс нации.

Установлена устойчивая эмпирическая зависимость между мощностью информационных потоков и зрелостью национальной экономики, согласно которой, рост трафика пропорционален квадрату роста национального продукта страны. Таким образом, опережающие темпы развития отрасли связи во второй половине ХХ века - объективная закономерность высокоиндустриального хозяйства.

Строительству телекоммуникаций в ведущих странах мира сопутствовало особое внимание со стороны государства и частного бизнеса. Интересно отметить, что модель их развития, при известной доле общих черт и различий, в целом, дает четкий слепок национального характера, его колорита и темперамента.

Лицо "телефонной национальности"

"Если наша страна не будет располагать мощной системой телекоммуникаций, разветвленной сетью собственных банков данных и не станет рассматривать информацию как важнейший ресурс, наравне с энергией и пахотной землей (и не привьет вкуса к потреблению этого ресурса), то мы неизбежно отстанем от главных своих конкурентов!"
Жискар д Эстен
Президент Франции
Немецкий путь - один из самых рациональных (в деталях и стратегии) и социально ориентированных. В активе Deutsche Telecom - послевоенное воссоздание сети, ее перестройка в иных национальных границах, модернизация и новое строительство. Все это происходило в заданном ритме (без срывов и авралов), экономно, эффективно с известной национальной пунктуальностью и скрупулезностью, при постоянной поддержке государства.

Американская модель уникальна. Ибо это единственная страна, где до середины 80-х годов телекоммуникации развивались в рамках частной регулируемой монополии (в остальном мире - государственной). Именно здесь - кладезь знаний о том, как достигнуть консенсуса во имя прогресса между главными заинтересованными лицами: государством, его гражданами и частным бизнесом. Механизм регулирования здесь не только чутко реагирует на революционные изменения в сфере информационных технологий, но и упреждает их, стимулируя дальнейшее развитие. Это еще раз говорит о том, что хороша лишь та модель, которая постоянно совершенствуется. Лидерство США в области телекоммуникаций сейчас и в ближайшей перспективе - бесспорно.

Великобритания, сохранив от имперских времен обширные мирохозяйственные связи, первая из европейских стран открыла рынок телекоммуникаций частному и иностранному капиталу. На рубеже 80-х стало ясно, что экстенсивный путь развития в столь прогрессивной отрасли пагубно сказался на ее техническом облике и экономической эффективности. По радикальности реформ "островитяне" намного обогнали своих соседей в Старом Свете. И результаты не заставили себя ждать. Великобритания - один из сильнейших "тяжеловесов" телекоммуникационного бизнеса.

Самый мощный темп в строительстве средств связи наблюдался в послевоенной Японии. Начав почти с нуля (в 1950 году лишь 5 процентов населения имело телефоны - уровень США начала века) и приспособив для этих целей весь арсенал достижений в области высоких технологий, эта страна самостоятельно нашла самый короткий путь к вершине прогресса.

В послевоенной Франции, где идеи национальной самодостаточности были очень сильны, приоритетное развитие получили отрасли, обеспечивающие ей статус великой державы. Забытыми оказались только телекоммуникации. Неадекватность информационного обеспечения экономики хозяйственным потребностям в 60-е годы стала угрожающей. Сформулированная в те годы четкая позиция президента Франции Жискара д Эстена была провидческой, и актуальна по сей день. Суть ее в том, что конкурентоспособность страны зависит от архисовременной сети электросвязи и собственных мощных информационных ресурсов. Информация же должна восприниматься "как важнейший ресурс, наравне с энергией и пахотной землей". Основная задача - "привить вкус к потреблению этого ресурса". И французы преуспели в этом. Форсированная программа телефонизации страны, стартовавшая в эти годы, безусловно, войдет в историю как прекрасный образец творческой глубокой проработки технических и экономических решений, а затем блестящей их реализации. Программа имела общенациональное значение. В ней (прямо или косвенно, благодаря средствам массовой информации) участвовало все население. Ее успех считался делом престижа самой Франции. Ныне страна имеет одну из наиболее прогрессивных систем телекоммуникаций, что является предметом профессиональной гордости французских связистов.

Не менее впечатляющие результаты в этой области у новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, Китая и "нефтяных эмиров". Однако их "скачок" в мир современных телекоммуникаций уже менее продолжителен и занимает у разных стран от 7 до 15 лет. Его главная особенность - заимствование зарубежного опыта, техники и технологий. Но в ведущих странах мира телекоммуникации органично вырастали из собственной национальной почвы.

Макроэффективность

Телекоммуникации и "качество жизни"

Медицина. Считается, что средний американец посещает врачей 4-5 раз в год, и общее количество ежегодных визитов в США достигает 1 млрд. Представьте количество бензина, времени и прочего, затрачиваемого в этих поездках. По мнению американских же специалистов, установка в домах постоянной врачебной клиентуры оборудования дистанционного медицинского контроля позволит примерно на четверть сократить количество всех посещений, а в 50 процентах случаев многократно повысить эффективность и оперативность медицинского вмешательства.

Образованиe. Система связи дает возможность осуществлять односторонний прием лекций (а также работать и в интерактивном режиме), фиксировать кадры, работать над ошибками, подавать реплики, отвечать на вопросы и даже сдавать экзамены.

Культура. Уже сегодня жители многих городов мира, оснащенных специальными сетями кабельного телевидения, могут по заказу принимать на экраны домашних телевизоров и компьютеров самую разнообразную информацию (от прессы до художественных произведений), подключаться к банку телепрограмм и располагать широким набором телевизионных передач, компьютерных игр.

Быт. В сфере бытовых услуг система связи дает текущие сведения о погоде, расписании поездов и авиарейсов, местных новостях, позволяет ознакомиться с биржевыми бюллетенями, видеоинформацией и газетами, заказать места в ресторане, театре, билеты на все виды транспорта, демонстрирует на экране товары, имеющиеся в магазинах, дает справки о ценах на них. Заказ и оплата покупок производятся при помощи компьютера или систем компьютерной телефонии.

Работа. В высокоиндустриальных странах все большее распространение получает работа в "домашнем офисе". В США в течение последних 10 лет 250 крупнейших фирм, "распустившие" часть сотрудников по домам и общаясь с ними визуально (на экране монитора) и/или документально (факс, электронная почта), получили всплеск производительности труда в 2,34 раза.

Измерить ценность телекоммуникаций, как и любой другой системы жизнеобеспечения (вода, воздух, энергия и т.д.) крайне трудно. Лишь нарушения в их жизнедеятельности позволяют сделать соответствующий "замер" ущерба: эмоциональный, моральный, технический, экономический и т.д.

Связь, условно говоря, является вкладом в экономику "второго уровня". Особенность ее состоит в способности "индуцировать" эффективность в других отраслях, потребляющих ее услуги. "Индуцированный" или, как его еще называют, мультипликативный эффект от использования телекоммуникаций в странах Европейского Союза и развивающемся мире оценивается коэффициентом "1.5". Иначе говоря, один доллар инвестиций в связь дает дополнительный прирост общественного продукта на 1.5 доллара. В США этот показатель оценивается много выше - от 2 до 6 долларов. Эти расчеты западных экспертов, скорректированные на прирост общественного продукта, дали следующую оценку: телекоммуникации создают более 10 процентов национального дохода в США и 1.5 - 2 процента - в остальном мире.

Прямой вклад телекоммуникаций в основные макроэкономические показатели постоянно нарастает. Так, за период 1955-1994 годов доля телекоммуникаций в ВНП (GNP) США, ФРГ, Франции и Японии возросла соответственно в 5, 7, 9 и 15.2 раза и составила в конце этого периода в США - 4.3, в ФРГ и Франции - 2.9, в Японии - 2.4 процента.

С 1962 года телекоммуникации США по этому показателю опережают электроэнергетику и газоснабжение, с 1965 года - добывающую промышленность, с 1966-го - сельское хозяйство, с 1980-го - строительство и транспорт. Таким образом, с начала 80-х годов телекоммуникации в такой классификации занимают третье место среди крупнейших отраслей хозяйства, уступая лишь обрабатывающей промышленности и торговле.

Средства связи превратились в существенный компонент технического базиса промышленно развитых стран. В 1994 году их доля в основном капитале всего хозяйства достигла во Франции 5.4, в ФРГ - 5.6, а в США - 8,4 процента. Это было обеспечено массированными инвестициями, которые составляют в разных странах от 4 до 6 процентов их общего объема в экономику.

Телекоммуникации ныне считаются чрезвычайно выгодной сферой вложения капитала. Так, согласно независимо проведенным исследованиям американского Департамента сельского хозяйства, французского Научно-исследовательского института связи (IDATE) и Федерации индийских торговых палат, отдача, получаемая от развития телефонной сети, превышает сами инвестиции, соответственно, в 6, 7.5 и 2 раза.

О социально-экономическом эффекте использования средств связи хорошо сказал один американский социолог: "Вызов врача в неотложном случае стоит около 10 центов и принесет телефонной компании 1.5 цента дохода. Однако, если в результате этого звонка будет спасена человеческая жизнь, то выгода от этого обществу может составить десятки тысяч долларов".

Информационные технологии способны воздействовать на эффективность и рост национальной экономики. Сегодня это уже аксиома. Можно выделить несколько наиболее важных направлений такого воздействия: повышение роли телекоммуникаций в развитии общественного разделения труда на фоне глобализации мировых рынков; включение связи в информационную индустрию; стимулирование развития новых наукоемких отраслей и сферы нематериального производства; усиление роли связи как средства оптимизации использования хозяйственных ресурсов и повышения "качества жизни" населения.

Эффективность "микро"

Роль связи как "встроенного элемента" производственных комплексов стала особенно заметной в последние годы.

По оценкам специалистов американских промышленных компаний, связная компонента составляет от 30 до 60 процентов общих затрат на автоматизацию. Экономический эффект от использования современных прогрессивных средств связи (преимущественно локальных сетей) можно проиллюстрировать некоторыми примерами из опыта крупнейших фирм.

Мощнейшая информационная система компания и General Motors - огромный "спрут" из проводов, кабелей и интеллекта - объединяет около 300 тысяч ее производственных звеньев: поставщиков, посредников, субподрядчиков, дилеров, салоны-продажи, склады - 250 тысяч телефонных абонентов и несколько тысяч компьютеров. Сеть связи в этом комплексе только на первом этапе ее строительства оценивалась в 350 млн. долларов, а комплекс в целом - в несколько миллиардов. Эта система позволила сократить объем материально-производственных запасов в 3-4 раза, а оборотные средства на 7-10 процентов. По оценкам компании только экономия бумаги за счет компьютеризации деловой документации дала снижение расходов до 25 долларов на каждом выпускаемом автомобиле.

Фирме "Wolkswagen" локальная сеть позволила на неделю сократить срок между получением заказа на запасные части и их поставкой.

В среднем использование инструмента "средства связи плюс компьютер" позволяет экономить запасы сырья, материалов, деталей, узлов, готовой продукции более, чем на 15-20 процентов. Некоторые компании таким образом существенно снижают масштабы незавершенного строительства.

Ряд исследований, проведенных в прошлое десятилетие английскими специалистами в машиностроении дают следующие обобщающие результаты. Информатизация управленческой деятельности на ключевых этапах производства позволяет: выполнять заказы точно в срок и корректировать их с учетом фактора конкурентности; сократить объемы незавершенного строительства и складских хозяйств; повысить коэффициент использования оборудования; эффективно планировать свою деятельность.

Вера Шульцева