Как не остаться у разбитого корыта

Мало кто так напряженно размышлял о путях к победе в нынешнем безжалостном мире бизнеса, как Перси Барневик, уроженец Швеции и глава концерна АВВ - Asea Brown Boveri со штаб-квартирой в Цюрихе. Как идеи главы Asea Brown Boveri реализуются сегодня на практике и как решила проблему информатизации одна из 1300 компаний корпорации, - рассказывает менеджер информационных технологий компании "АББ Россия"

Организационные принципы построения компании - максимальная децентрализация и финансовая независимость ее структурных подразделений, предъявляют высокие и порой противоречивые требования к информационным системам корпорации. Представьте себе однородное информационно-технологическое пространство для работы над распределенными проектами, образованное самостоятельными разнородными организациями. Если десятки сложнейших узлов одной энергоустановки, производимых "АББ", проектируются в различных компаниях, разбросанных по всему миру, то вопросы стандартизации и выработки общей технологической политики становятся жизненно важными. Возникает необходимость интенсивного информационного взаимодействия компаний всех уровней и видов. Приходится увязывать воедино информационные системы различной ориентации, базирующиеся на несопоставимых технологиях.

Аналогичная ситуация, плюс все сложности переходного периода в экономике, сложилась для "АББ Россия". Она была организована как холдинг, в подчинении которого находится множество компаний разных форм собственности и размеров, расположенных по всей стране.

Три года назад в России рынок услуг в сфере информационных технологий был очень скуден. Несмотря на то, что потребности компании в информационных услугах тогда были не слишком велики (голос и данные), вопросы организации надежной свя-

зи между московским офисом и разбросанными по России маленькими группами наших сотрудников не мог решить никто (в рамках выделенного для этого бюджета).

Но с тех пор выросли рынок услуг, опыт российских компаний, а также и сама сеть связи и ее ресурсы.

Можно сказать, что в области информационных технологий Россия за три-четыре года проделала путь, равный полутора-двум десятилетиям. Технология и услуги развиваются стремительно. Решения, казавшиеся оптимальными месяц назад, становятся неэффективными уже в период тестирования. Любая система начинает содержать в себе процент устаревшего больший, чем допустимо для нормальной работы.

Вопрос может быть поставлен так: как создавать нормально функционирующую, приемлемую по стоимости информационную среду при постоянно изменяющихся внешних условиях.

Наш опыт - попытка ответить на этот вопрос.

Четыре шага: со скачками, остановками и выходом вовне

Перси Барневик "Выживет или умрет АВВ, зависит от того, сможет ли она обеспечить эффективность и успешно вести операции по всему миру. И то, и другое должно улучшаться постоянно и непрерывно: управление временем, управление качеством и их гармоничное соединение".
Шаг первый: В крупных городах - Москве и Санкт-Петербурге - были выбраны наиболее надежные телекоммуникационные операторы. На тот момент - Комстар и Петерстар. Не считаясь с затратами, разрабатывались и внедрялись проекты по подключению крупных дочерних компаний "АББ" к телефонным сетям этих операторов. Ощутимые трафики повысили наш вес как заказчиков и послужили крайне выгодной почвой для дальнейших групповых скидок и рамочных соглашений.

Шаг второй: На крупных, а затем на мелких предприятиях "АББ" в России были построены (и продолжают строиться) локальные сети. Мы старались строить их лучшим образом из лучших материалов, силами лучших специалистов. Например, наши крупные сети выполнены по стандарту SYSTIMAX PDS (AT&T), AMP на оборудовании Cabletron, НР и других ведущих фирм. Практически все они имеют сертификацию и гарантию на 15 лет. Была соблюдена однородность сетевых ОС: NetWare 3.12-4.1

Шаг третий: Крупнейшие офисы были оснащены наиболее совершенными PABX (учрежденческие АТС) фирм AT&T и Ericsson. Этим было положено начало дальнейшему объединению всех офисов в единую корпоративную телефонную сеть. Маленькие компании, не имеющие крупных бюджетов, покупали и использовали дешевые и легкие в эксплуатации устройства класса маленьких телефонных станций Panasonic. Потом с ними, при необходимости, легче расстаться и они не столь требовательны к качеству линий.

Первая остановка: Пришло время оглядеться и выбрать программное обеспечение для группового использования. Это была наиболее простая задача. На уровне корпорации было принято решение об использовании Lotus Notes. Основной трафик российского холдинга все еще составляла почта, которая была крайне нетребовательна к качеству линий и невелика. Люди стали привыкать работать с новым ПО. Для успешного проведения операции был использован метод внедрения "с головы". Софт бесплатно ставился верхнему эшелону менеджеров, а порой нам самим приходилось покупать и "дарить" им персональные компьютеры. Результаты были скорыми и превосходящими наши ожидания: компьютеры появились у среднего и низшего звена.

Мы остановились, и несколько месяцев не спеша наращивали количество пользователей в сети.

Первый скачок: Возникла проблема коммуникации у удаленных офисов, особенно на востоке страны. Слишком много времени, нервов и денег тратилось на соединение с центральными серверами компаний, расположенных преимущественно на западе России (Петербург и Москва).

На тот момент наша география почти полностью совпадала с распространенностью узлов компании Спринт. Учитывая, что это была преимущественно сеть X.25 и Lotus Notes мог работать по этому протоколу, мы приняли решение арендовать выделенные линии Спринта и использовать их как транспорт для наших приложений. Инвестиции были необходимы только в одной точке - в Москве - и были невелики. Удаленные офисы получили возможность добираться до Московского сервера, делая локальные звонки по коммутируемым линиям на местные узлы сети Спринт.

Четвертый шаг: Получив опыт установки выделенной линии в Спринт, мы почти зеркально повторили решение в Петербурге. Тем самым сеть получила второй узел, могущий взять на себя дублирующие функции в случае необходимости.

На этом, развитие сети внутри России в выбранном направлении закончилось. Закончился "инкубационный" период зарождения некой первичной структуры, вокруг которой будет нарастать будущая Российская корпоративная сеть "АББ".

Выход вовне: Получив недорогую и достаточно легко наращиваемую структуру внутри, мы предприняли усилия по модернизации соединения с ближайшим узлом сети "АББ" в Германии. По ряду причин наиболее экономически целесообразным (и накатанным для Германского узла) было спутниковое соединение по выделенной линии на 64 кбит/с спользованием протокола ТСР/IP. Теперь у дочерних компаний появилась возможность реализовать свои потребности, находившиеся ранее в потенциальной форме. Трафик Lotus Notes постепенно ушел с первого места, теснимый САD-приложениями.

Новая фаза: Реально появившаяся к этому моменту услуга ISDN позволила нам выбрать направление развития высокоскоростных и экономичных решений внутри Москвы (и скоро в Питере). Две инженерно-конструкторские компании "АББ" (одна в Москве, другая в Бадене) стали работать над совместными проектами, используя новый выход в корпоративную сеть (через узел в Германии) и местное ISDN подключение к нашему московскому узлу. Появилась потребность в однородном и технически опробованном решении и для других точек в Москве и Петербурге. Опыт показал, что таким решением является ISDN.

Сегодня информационная система "АББ Россия" позволяет любой компании, входящей в холдинг, согласованно участвовать в работе над каким-либо проектом не только в рамках российского региона, но и оперативно обмениваться практически любыми видами данных в масштабе мировой сети корпорации. При этом сохраняются все требования по стандартизации и выработке общей технологической политики, принятые в Asea Brown Boveri.

Экономический эффект от использования системы трудно переоценить: существующие линии и средства передачи информации куда экономичнее, а самое главное - оперативнее способов, использующих обычную почту и традиционные телефонные системы. Но, несмотря на достинутый успех, развитие системы и ее совершенствование продолжается.

Задачи ближайшего будущего - наращивание скорости каналов на внутренней сети, переход на другие протоколы (в частности ТСР/IP) и развитие инфраструктуры в городах, где присутствует "АББ". Можно надеяться, что посеянное в прошлом даст хороший урожай в скором будущем. Основной принцип, которым мы руководствуемся в построении сети, это крупные инвестиции в проверенные и стабильные элементы системы и очень аккуратный и экономный подход к наиболее бурно развивающимся ее составным частям.