Информационная супермагистраль

Об информационной супермагистрали - этом Священном Граале телекоммуникационной и развлекательной индустрии говорят сегодня, особенно в Америке, много и по-разному. Мы публикуем выдержки из последних публичных выступлений Самнера Редстоуна и некоторые комментарии, в которых больше озабоченности, нежели оптимизма

Самнер Редстоун

О 73-летнем председателе и владельце (на 86 процентов) корпорации Viacom Самнере Редстоуне не скажешь, что он когда-то начинал с нуля.
Его отец владел ночными клубами и кинотеатрами под Бостоном. Самнер Редстоун принял руководство семейным бизнесом в середине 1950-х годов, успев к тому времени отучиться в элитных Гарвардском университете и Гарвардской школе права с перерывом на службу в группе военной разведки, занимавшейся во время второй мировой войны расшифровкой кодов противника, и проработать шесть лет юристом в Вашингтоне.
Компания Редстоуна National Amusements владела мощной сетью кинотеатров и славилась жесткостью при заключении контрактов с поставщиками голливудской продукции, а сам Редстоун очень удачно покупал и - всегда с выгодой - продавал акции в таких компаниях, как ХХ Century Fox, Columbia, Orion и подразделении домашнего видео MGM.
В 1986 году Редстоун решил присовокупить к кинотеатрам кабельное телевидение и купил Viacom, заплатив 420 миллионов долларов собственных средств и заняв недостающие 3.2 миллиарда.
С тех пор цена Viacom выросла более чем вдвое, и Самнер Редстоун с примерно пят миллиардами долларов личного состояния входит в число самых богатых людей Америки.
Редстоуна отличают вдохновение и энтузиазм, не всегда свойственные магнатам бизнеса, пусть даже и развлекательного. Чтобы подчеркнуть его волевые качества и хватку - как в прямом, так и в переносном смысле, - часто вспоминают о ночном пожаре 1979 года в гостинице, где он остановился: Редстоун тогда дождался спасателей, свесившись на руках с оконного проема, и потом перенес пять операций на жестоко обгоревшей правой руке. Добавляют также с долей восхищения, что в номере той злосчастной гостиницы он был не один, что некая дама висела с ним вместе за окном и тоже спаслась.

Мы движемся в будущее со скоростью сто миль в час.
Но никто не знает, что нас ждет впереди.

Руперт Мэрдок,
председатель News Corp.

Mне неясно, из чего состоит информационная супермагистраль, и у меня есть серьезные сомнения, что она вообще появится - по крайней мере, в ближайшем будущем. Я поверю в 500-канальный мир, только когда я его увижу и когда кто-нибудь мне объяснит, чем эти каналы собираются заполнять.

Что бы из себя ни представляла эта магистраль - будь то кабель, волоконная оптика, медные провода или спутники, - в конечном счете, это всего лишь технология доставки, которая имеет смысл лишь в том случае, если сам доставляемый продукт заинтересует потребителя, и он готов будет за это платить. Как сегодня, так и завтра Viacom будет полагаться прежде всего на программное обеспечение и продвигать его, используя любые средства доставки, до каждого мультимедийного приложения и до каждого уголка планеты.

Мы полны решимости стать главной медийной компанией мира. Понимая, что для успешных операций на глобальном рынке необходим соответствующий масштаб, мы приобрели киностудию Paramount (а также издательство Simon & Schuster - прим.ред.), объединились с Blockbuster и установили стратегическое партнерство с телефонной компанией Nynex.

Победителей и проигравших определит, как это было и всегда, не система доставки, не так называемая "информационная супермагистраль", а способность создавать, добывать, упаковывать, продвигать и продавать по всему миру информацию и развлечения.

В технологиях грядет новая, цифровая эра. Революционные перемены приведут к созданию такой системы доставки, которая будет комбинировать телефонию с ее возможностями коммутации и маршрутизации и информационную емкость новейших кабельных систем и банков данных.

Вполне очевидно, что инфраструктура "супермагистрали" гораздо менее важна, чем "транспорт", который будет по ней передвигаться - содержание, программное обеспечение. Что заставит потребителя использовать новые телекоммуникационные пути, так это программное обеспечение, а вовсе не технология. И как же легко проглядеть этот факт в нашей гонке за конвергенцией, 500 каналами и волоконно-оптическим раздольем!

Я хочу привлечь внимание к потребительской стороне дела. Только потребителю дано определить будущее информационной супермагистрали и перспективы развлекательного бизнеса.

Поколение назад Ральф Ли Смит в своей книге The Wired Generation превознес кабельное телевидение как "магистраль электронной связи". Сегодня коаксиальный кабель проложен в 60 миллионов американских домов и, обладая огромным потенциалом, мог бы принять на себя двустороннюю связь. Действительно, Смит предсказывал, что к нынешнему времени мы будем в полной мере использовать кабель для обучения на дому, электронной почты и поиска книг в библиотеках.

И вот мы здесь - с огромной кабельной сетью и с огромным энтузиазмом по поводу объема информации, который мы могли бы по кабелю перегонять, и даже экзотических приложений, которые кабель мог бы освоить.

Очень много энтузиазма. Но не очень много трафика.

Вспомним о Qube. Этот, один из первых экспериментов с интерактивным телевидением был поставлен в 1976 году компаниями Warner Communications и American Express. Он не оправдал ожиданий и уже давно забыт.

Бесславно провалились в конце 1970 -х начале 80-х годов попытки организовать банковское обслуживание на дому.

Дольше других продержался эксперимент компании GTE в городке Черритос, штат Калифорния. Он не вызвал большого интереса. Имея возможность одним нажатием кнопки устраивать свои банковские дела, получать игры и кинофильмы, только 350 из 7300 кабельных абонентов подписались на эти услуги. В результате проект был закрыт.

Кабельная компания TCI, которая в Денвере обслуживает примерно 300 клиентов преимущественно с видео-по требованию, заявляет, что оплата за эту услугу примерно в 12 раз выше, чем за обычный платный просмотр фильмов. Это впечатляет, пока вы не начнете считать доллары и центы. А при подсчете оказывается, что одна семья в среднем заказывает один видео-по требованию раз в две недели за 2.99 - 3.99 доллара. С такими показателями видео-по требованию вряд ли станет мотором для развития сетей будущего.

У Viacom есть собственная испытательная площадка в Кастро Вэлли, штат Калифорния. И испытания только подтверждают неопровержимый факт: для создания информационной супермагистрали потребуется очень много времени и очень много денег при полном отсутствии уверенности в том, что потребитель потом возместит затраты.

Футуристы поднимают на щит Интернет как доказательство публики "сьесть" информационную супермагистраль. И здесь действительно есть чем восхищаться. Интернет дает доступ к богатству информации. Он не дискриминирует. Он по-настоящему интерактивен.

Но следует иметь в виду, что Интернет никогда не ассоциировался с коммерцией. В нем нет потока денег. Его содержат правительство, университеты и другие учреждения. И он не слишком ориентируется на потребителя.

Было бы слишком оптимистично рассчитывать на то, что изобилие информации и развлечений породит людей ренессансного типа с необычайно широкими и разнообразными интересами.

Главными факторами успеха будут простота и прозрачность технологии и очевидная для потребителя выгода.

Viacom провел исследование, в результате которого выяснилась одна очень важная вещь: 40 процентов американских домов уже сейчас интерактивны. Интерактивными считаются дома, где есть по крайней мере один аппарат, способный работать с интерактивным программным обеспечением: видеоигровая система, персональный компьютер или персональный компьютер с CD-ROM.

Это домашняя интерактивность, а не интерактивность он-лайн. Что действительно нужно потребителю - так это большой выбор, простота пользования и высококачественное программирование за умеренную цену.

В нынешнем мире разнообразной и взаимосвязанной информации мы в Viacom не видим на подходе какого-то одного убойного приложения. Напротив, должно произойти драматическое улучшение потребительских свойств многих услуг. А ключевое для всей супермагистральной сети программное обеспечение - это пользовательский интерфейс.

Если потребители не будут вполне уверены, что доберутся из пункта А в пункт Б, они просто туда не пойдут. Вот почему Viacom занял прочное и заметное место в Starsight - экранном путеводителе по программам. Когда мы плюхаемся перед телевизором, нам хочется чего угодно, но только не ответственности и не принятия решений. Поэтому мы не хотим смотреть списки каналов или читать содержания программ. Поэтому же мы не хотим - хотя и имеем возможность - выбирать угол съемки при показе спортивных соревнований или концовку кинофильма.

Но у нас есть свои вкусы, интересы, пристрастия. И есть предпочтения в том, каким именно образом нужную информацию получать и свои вкусы удовлетворять. В угоду потребителю могут понадобиться изменения в производстве программ, разные форматы для разных платформ, линейных и нелинейных, а также возможности показа на обычных телевизорах и на телевизорах высокого разрешения.

Чтобы преуспеть в своем деле, мы, производители программ, должны ублажать своих потребителей от колыбели до могилы. Мы должны культивировать, взращивать молодых потребителей, за счет которых, скорее всего, и будут развиваться интерактивность и мультимедиа.

Что касается информационной супермагистрали, я, как бизнесмен, буду держать ее в поле зрения. Но судьбу ее, повторяю, определят не инженеры, а потребители.

Самнер Редстоун


Лео Богарт
публицист

"Информационная магистраль" - это чрезвычайно неудачная метафора для обозначения нарождающейся телекоммуникационной системы. Это как "Священная" Римская империя, которая не была ни священной, ни римской, ни империей. То же и с информационной магистралью: она не будет магистралью и не будет посвящена информации.

На магистрали, шоссе допускается движение только в двух направлениях (в лучшем случае). А связь порождает многомерный мир, число потенциальных контактов в этом мире почти бесконечно, поскольку в нем действуют все ныне живущие люди и те люди из прошлого, которые оставили после себя какие-то следы.

Если смотреть на будущие системы связи просто как на средство передачи данных, то на первый план выйдут проблемы сортировки этих данных: отбор, комбинирование, выработка приоритетов и установление ограничений.

Проблем с производством информации не будет в мире, где вся существующая информация устаревает в момент появления. Проблема заключается в перепроизводстве информации, а не в иссякании ее источника.

Потребление информации напрямую зависит от наличия денег и, главное, времени - в сутках как было 24 часа, так и остается. Поэтому людям нужен не доступ к океану данных, а профессионально отобранная, обработанная и подготовленная к употреблению информация.


Ричард Коэн
обозреватель "Вашингтон пост"

Я хочу, чтобы Джон Мэлоун (глава самой большой кабельной компании в США - Прим. ред.) знал: у меня уже есть интерактивное видео. И работает оно так: каждый раз, когда упоминается имя Мэлоуна, каждый раз, когда мне говорят, что одна из его компаний подключит к себе мой телевизор, а другая его компания обеспечит программы; что мой телевизор будет соединен с моим компьютером (и, возможно, с моим тостером) и что одним нажатием кнопки на пульте я могу заказать кино или костюм-тройку, - я сразу же интерактивно реагирую криком: "Не-е-т!"

Я представляю, о чем грезят наши провидцы: о безлюдных площадях и бульварах, о пустых магазинах и кинотеатрах; о триллионе людей, сидящих перед своими экранами и выискивающих новые услуги - и каждый из них замкнут в своем маленьком мире. Если это и есть интерактивное видео, то оно отбросит нас назад, во времена, когда люди еще не собрались в больших поселениях и не стали обмениваться идеями, что привело к рождению Культуры.

"Человек - не остров", - написал поэт Джон Донн. Боюсь, что Джон Мэлоун хочет доказать обратное.


Джералд Ховард
книжный редактор

Перспектива обрушившихся на мой бедный маленький телевизор 500 с лишним каналов заставляет меня солидаризоваться с автором однажды читанной и блестяще озаглавленной статьи "Тирания выбора".

Какие мучительные часы обязательного "удовольствия" нас ожидают! Тот факт, что за всем происходящим видны усилия телешоппинга, раскрывает суть игры: культурная арена трансформируется в электронный супермаркет, и от нас впредь потребуется не соучаствовать и сопереживать, а только делать закупки. Не могу представить, каково это будет - наполнять свой ум с оптического волокна -, но полагаю, что именно это придется делать и мне, и моим собратьям - кибергражданам.

Остается лишь одна надежда: что где-то есть блестящий контрпрогрессивный хакер, который уже разрабатывает устройство, совершенно необходимое для сохранения рассудка (и для безопасности) в третьем тысячелетии: специальный медиа-презерватив.