Третья региональная выставка и форум
"Америка Телеком 96"

Недавно закончилось подведение итогов прошедшей в Бразилии региональной выставки Международного Союза Электросвязи.
Этa выставка, одна из двух крупнейших в этом сезоне (в то же время в Азии прошла Международная "СommunicAsia"), впервые приняла российскую делегацию в роли участников.
Россияне, как и руководители ряда крупнейших мировых фирм, отметили, что вновь "открывают для себя Латинскую Америку", имея в виду высокий технологический уровень рынка и его масштабы.

Рио-де-Жанейро! На ум сразу приходят белые брюки, белые теплоходы, легкомысленный карнавал и прочие "несерьезные" вещи.

Однако в международных деловых кругах этот город уже давно имеет репутацию солидного и удобного бизнес-центра, места выставок, встреч и презентаций.

В этот раз в Рио-де-Жанейро с 10 по 15 июня Международным Союзом Электросвязи были организованы и проведены Третья региональная выставка и форум "Америка Телеком 96". В выставке приняли участие 412 организаций и фирм из 25 стран. По сравнению с предыдущей выставкой 1992 года "Америка Телеком 96" выросла почти в три раза. В 1992 году в выставке участвовало только 142 экспонента из 12 стран.

В первый раз в региональной выставке МСЭ приняла участие Россия, до того участвовавшая лишь во всемирных выставках "Телеком". По окончании выставки российская делегация пришла к выводу, что первый региональный блин вышел отнюдь не комом.

Национальный павильон Российской Федерации, организатором которого выступило АО "Экспо-Телеком", был представлен двадцатью семью государственными и частными предприятиями - разработчиками технологий, производителями оборудования и компаниями-операторами. Российскую делегацию, прибывшую на форум, возглавлял заместитель председателя Государственной комиссии по электросвязи при Министерстве связи Юрий Толмачев.

Впервые в рамках конверсионных программ оборонной промышленности России Научно-технический центр ФАПСИ представил средства обеспечения комплексной безопасности телекоммуникационных систем общего пользования не только для полиции, военных организаций и спецслужб, но и для защиты информации финансовых структур.
Российские операторы, которые дебютировали (и весьма успешно) на международной арене в прошлом году - на женевском "Телекоме" - решили расширить и упрочить свои международные связи, участвуя отныне в наиболее значимых выставках и форумах. В Рио показать свои достижения в области современных услуг связи и на людей посмотреть приехали ФАПСИ, АО "Ростелеком", Миноборонпром, "МТС-Мобильные телесистемы", ММТ Москва, ММТ Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская телефонная сеть, "Глобальные информационные системы" (Центробанк), Golden Line.

Многими российскими участниками были представлены действительно уникальное оборудование и технологии, вызвавшие пристальное внимание как хозяев, так и гостей выставки: системы криптографической защиты информации, многокамерная телевизионная охранная система "Орион", технология телевизионного спектрального анализа документов, организация мобильных сетей и роуминга в стандарте GSM (в Бразилии национальным стандартом является AMPS) и др.

Телевизионная охранная система "Орион", представленная на стенде НИИ промышленного телевидения "Растр", позволяет создавать охранные TV системы от однокамерной, одноканальной установки до многокамерной - до 99 камер. На этом же стенде была представлена спектральная телевизионная система, позволяющая, в частности, определять подлинность документов с высокой степенью точности.
Наблюдатели отметили повышенный интерес к стендам ФАПСИ, предприятий Миноборонпрома, НИИ промышленного телевидения "Растр", ММТ, МТС. Россиянам удалось наладить перспективные контакты с крупнейшими бразильскими компаниями: TeleBras, Telerj, Ericsson-Brasil, Telecom Bahia, другими южно- и североамериканскими операторами и производителями оборудования, с которыми прошли переговоры о привлечении инвестиций для развития связи и телекоммуникаций в России, поставках оборудования, обмене технологиями.

Бразилия - страна, где нашли свое отражение большинство процессов, протекающих в телекоммуникационных отраслях многих стран Латинской Америки. Центральными вопросами практически для всех стран этого региона являются приватизация и демонополизация отрасли "связь" и внедрение на этой базе новых технологий, замена аналоговых линий и систем на цифровые.

Бразильская ситуация имеет явное сходство и с российскими условиями. До недавнего времени это сходство усиливалось и политической нестабильностью, наблюдавшейся в обеих странах. Поэтому российские участники выставки могли, показывая свои достижения, одновременно и примерить на себя бразильский опыт.

Выставка должна была показать, что, несмотря на все трудности развития Латинской Америки, этот регион по объему и качеству операторских услуг довольно быстро догоняет развитые страны. Прежде всего это относится к сетям общего пользования и некоторым из частных сетей. Успех латиноамериканских компаний наиболее заметен в области автоматизации процессов управления и обслуживания сетей.

Естественно, латиноамериканские компании сильно зависят от позиции крупнейших мировых корпораций и не могут обойтись без сотрудничества с ними. Однако "монстры" мирового бизнеса, хотя и серьезно заинтересованы в этом рынке, пока не спешат вкладывать в него большие деньги. Чаще всего сотрудничество протекает в виде альянсов "монстров" с местными фирмами. Например, мексиканская компания Telmex в рамках такого альянса выполняет роль дистрибьютора услуг Global One.

В отличие от Всемирного "Телекома", проводящегося, подобно Олимпийским Играм, раз в четыре года, региональные выставки МСЭ проходят ежегодно, но каждый раз в новой части света. В следующем году "Азия Телеком 97" пройдет в Сингапуре.

Новые конкистадоры под флагом CDMA

Зарубежные фирмы привезли в Рио-де-Жанейро свои последние достижения, многие из которых были адаптированы или даже специально разработаны применительно к латиноамериканскому рынку.

Компания Global One подготовила сразу несколько новинок в области передачи данных. "Гвоздем программы" стал протокол доступа к службе Internet для сети национального уровня. Он ориентирован на "взрывной" характер нагрузки, возникающей в одном или нескольких локально ограниченных пунктах доступа при каких-либо чрезвычайных обстоятельствах. На стенде фирмы можно было увидеть электронные кредитные карты для предоплаты дорогостоящих сеансов доступа к службам передачи данных и доступа третьего лица при конференцсвязи.

Фирма IBM продемонстрировала средства и системы управления и контроля сетей связи. Этому рынку в Латинской Америке предвещают стремительный рост в связи с приватизацией телекоммуникационных отраслей. Среди представленных систем наблюдатели отметили "Интегральную систему управления подсистемами пользователя" (ICMS). Она позволяет коммерческим компаниям управлять количеством и качеством услуг, предоставляемых клиенту. Эта же система обеспечивает несколько режимов быстрого сбора информации, необходимой для управленческих решений.

Календарь международных выставок, стоящих в плане работ АОЗТ "Экспо-Телеком"

"Телекоммуникации Индии 96"
Дели, 8-12 декабря 1996 г.
Организаторы - министерство связи и правительство Республики Индия.
Предполагается участие 325 экспонентов из более чем 30 стран.
Тематика: теле- и радиовещание, телефония, широкополосные сети связи, беспроводная технология, мультимедийные средства связи, сети передачи данных, средства передачи данных и изображения, информационные технологии, интеллектуальные сети, программное обеспечение, защита информации и др.

Четвертая Международная региональная выставка и форум "Азия Телеком 97"
Сингапур, Центр Международной торговли, 9-14 июня 1997 г.
Организатор - Международный Союз Электросвязи.
В рамках выставки пройдет международный форум под девизом "Азия на пути к глобальному информационному обществу".

Международная выставка и форум "Telecom Interactive 97"
Женева, выставочный комплекс Palexpo, 8-14 сентября 1997 г.
Организатор - Международный Союз Электросвязи.
Тематика: Internet и WWW, intranets, интерактивные услуги, мультимедиа, компьютерные сети и др.

Четвертая Международная региональная выставка и форум "Африка Телеком 98"
Мидранд, Южно-Африканская Республика, 4-10 мая 1998 г.
Организатор - Международный Союз Электросвязи.

Всемирная выставка "Телеком 99"
Женева, 10-17 октября 1999 г.

Из других новинок публику заинтересовал программно-аппаратный модуль электронной коммерции, позволяющий совершать оптовые закупки товаров через Internet с использованием кредитных карт. Еще одно новшество IBM также касалось сети Internet. Это служба Informarket, при помощи которой можно зарегистрировать свои права на содержащуюся в сети информацию: текст, звук, графику, видео.

AT&T также привезла несколько новинок, предназначенных специально для Латинской Америки. Среди них служба USAT Global SKYNET, которая обеспечивает "прозрачный" канал между центром сбора данных, расположенным в США, и удаленными пунктами сбора-передачи информации в Латинской Америке. Представила компания и новые кредитные карты для осуществления вызовов и безмонетной оплаты международных разговоров в корпоративных сетях.

Быстро прогрессирующая израильская фирма RAD Data Comunucatuion, занимающаяся производством систем передачи данных, включая линии HDSL и решения на базе иерархии SDH, объявила о реализации своей программы Megaplex 2100 по созданию цифровой аппаратуры уплотнения, позволяющей объединять в одном потоке каналы с различными скоростями передачи, в разных комбинациях и с разными методами кодирования.

Как всегда, блистала Luсent Technologies, представив последние разработки лаборатории Bell. Прямо на территории выставки фирма развернула сеть мобильной сотовой связи CDMA, предоставляя желающим возможность оценить возможности нового стандарта. По мнению некоторых сотрудников Luсent Technologies, уже в ближайшем будущем CDMA способен серьезно потеснить GSM даже в местах исконного обитания последнего.

LT, также, кстати, как и Motorola и Qualcomm, намерена буквально "навязать" Латинской Америке CDMA в качестве универсальной базовой технологии сотовой подвижной связи. Luсent Technologies предлагает CDMA как основу для любых беспроводных решений, включая беспроводной абонентский шлейф (WLL), с успехом используемый в последнее время во многих странах для телефонизации отдаленных районов.

К сожалению, рамки статьи не позволяют осветить все экспонировавшиеся на "Америка Телеком 96" технологии и системы, среди которых было немало неординарных, самих по себе заслуживающих отдельного материала.

Выставка достаточно ярко высветила и целый ряд проблем, стоящих или готовых встать перед отраслью региона: прежде всего выбор путей развития, технологических и экономическо-политических, связанных с приватизацией. Очень важно, чтобы в этом процессе бывшие государственные монополии не попали в руки других госструктур, но уже зарубежных. Здесь опять невольно приходит на ум отечественная ситуация и совершенно естественный вывод, что тесное партнерство наших и латиноамериканских частных и государственных фирм необходимо и полезно обеим сторонам.

Бразилия: площадь страны 8.5 млн. км2,
население 159 млн. человек


1994 1995 1996 1997
Телефоны (каналы, млн.) 13.1 14.3 16.5 18.9
Мобильные телефоны (каналы, млн.) 0.8 1.9 4.8 6.8
Виртуальные телефоны (голосовые почтовые ящики, млн.) 0.05 0.4 1.5 3.0
Таксофоны (тыс.) 360 400 460 540
Передача данных (пользователи, млн.) 1.0 1.5 2.5 3.8
Кабельное телевидение (абоненты, млн.) 0.1 0.7 2.0 3.7
Пейджинг (абоненты, млн.) 0.2 0.4 0.7 1.0
Транкинг (каналы, тыс.) 70 80 100 150