Телекоммуникации на пермской земле

Роль в регионе

Пермская земля - маленький (160 км2) слепок России. Огромные минеральные богатства (почти вся периодическая система Менделеева), горы, реки и леса, болота и бездорожье, затухающее производство некогда мощного ВПК вкупе с географическим положением (центр страны, порт пяти морей) - предтеча грандиозного будущего. Максимально приблизить его намерена компания "Уралсвязьинформ", ибо без современной телекоммуникационной инфраструктуры крупный капитал в регионе никогда не пустит корни.

"Экономическое ускорение" на Западе у самых динамичных операторов связи достигает 15 - 20% среднегодового прироста, у компании "Уралсвязьинформ" - до 200 % ежегодно. Зарубежные эксперты единодушны: ныне это полностью независимая компания, финансирующая свое развитие и научное обеспечение.

Прямой вклад связистов в экономику региона держится на уровне мировых держав: 2 - 3% стоимости совокупного продукта территории. Число созданных новых рабочих мест уже превысило 1000. Строительство телекоммуникаций стимулирует местное промышленное производство (выпускаемое при содействии компании абонентское оборудование находит сбыт уже за пределами области), способствует развитию регионального предпринимательства, банковской сферы, внешнеэкономической деятельности. Доверие к компании в постперестроечной России стоит дорого. "Уралсвязьинформ" заслужила его не только умением держать слово, но и глубокой системной проработкой любого инновационного решения. Достаточно сказать, что Программа "Российский народный телефон" родилась в Перми. Телефонный займ принес компании 7 млн дол. Облигации двух следующих денежных займов пользуются огромной популярностью не только у населения области (его вклад оценивается уже в 4 млн дол.), но и за ее пределами.

Администрация области отдает должное своему энергичному оператору. Исключительно на собственные средства он строит инфраструктуру информационной экономики региона. Учтен и упреждающий (технико-технологический) задел и охват всей территории области. В стремительном развитии компания формирует спрос и прививает вкус к новым услугам связи.

Техническая политика

Сейчас, когда мир переживает бум сетей, всем ясно, что эпоха "информационной супермагистрали" - широкополосной ISDN - естественный и органичный путь эволюции современных телекоммуникаций. Интеграция и универсализация оборудования в рамках единой сети не только великолепный шанс улучшить качество, обеспечив диверсификацию, но и существенно снизить расходы на содержание сети. На территории Пермской области уже действует узкополосная ISDN емкостью 5 тыс. абонентов. Готовится к запуску (1998 г.) пилотный проект широкополосной версии. В текущем году компания приступает к строительству фрагмента общенациональной интеллектуальной сети.

С 1991 г. здесь ставка только на самую современную технологию. "Такая позиция не лишена риска, - считает технический директор компании А. С. Миков. - Это не дешево. Но, проанализировав рынки, мы убедились - скорости обновления телекоммуникационного оборудования столь велики, что необходим достаточный задел для достойного вхождения в ХХI век". Компания устанавливает телефонные станции только последнего поколения, поддерживающие самый современный протокол сигнализации CCS7. В активе компании - сеть передачи данных протокола X25, которая уже охватывает почти все районные центры, предоставляя большую гамму услуг для делового сектора региона. Ее самые активные клиенты: "Уралсвязьинформ" и его филиалы; управление статистики каждого города и района; транспортная инспекция; администрация области, казначейство, налоговая инспекция; пермское отделение Инкомбанка. Сеть построена по принципу "звезды" и имеет шлюзы со всеми крупнейшими сетями России и мира, в том числе и выход в Internet. Информационный плацдарм строился под нужды региона и не в лучшие для местного предпринимательства времена. По-существу, предложение формировало спрос.

Ударными темпами вводятся услуги сотовой радиотелефонной связи и персонального радиовызова. Сейчас они предоставляются на половине территории области. В конце года покроют ее полностью. "Уралсвязьинформ" имеет лицензии (до 2005 г.) на три самых популярных стандарта сотовой связи: AMPS-800D, NMT-450 и GSM-900. Сейчас задействованы два, третий планируется ввести в эксплуатацию во втором полугодии этого года.

В. А. Малов, директор по эксплуатации и непосредственный "хозяин" всех сотовых технологий, считает: " С позиции спроса и дифференциации клиентуры три сотовых стандарта не противоречат, а дополняют друг друга. Регион имеет большую территорию, и для тех пользователей, которым нужен только телефон (а не факс, электронная почта и т. д.), самый лучший стандарт NMT-450. Он позволяет иметь в 4 раза меньше станций, чем GSM-900, и покрыть территорию со значительно меньшими затратами. GSM требует больших затрат и рассчитан на большую плотность абонентов.

Для того чтобы стать абонентами этих стандартов, необходимо купить облигацию телефонного займа со специальной пометкой о ее принадлежности к новой технологии. Ее цена для потенциального абонента стандарта NMT-450 12 млн руб. и 5 млн руб. для AMPS-800-D. Обычная облигация телефонного займа сейчас стоит (в зависимости от района предполагаемой установки) от 2,2 до 3 млн руб., абонементная плата по фиксируемому сотовому стандарту 25 тыс. руб., а по обычному телефону 20 тыс.

Понятие сельской связи у специалистов компании не популярно. "Это телефонная сеть общего пользования. И принцип ее построения должен определяться концентрацией и плотностью населения, - считает

А. С. Миков. - В нашей программе это одна станция на один район. Ниже станции - сеть доступа. А как она выполняется, зависит от вышеупомянутых причин. Это либо радиодоступ, либо сотовая технология, либо концентратор и вынесенная абонентская емкость. Все". Например, на базе системы радиодоступа класса TDMA "RURTEL" за 6 месяцев была проведена 100%-ная телефонизация 18 населенных пунктов в заболоченном районе на севере области. Качество связи прекрасное.

Сегодня Пермский регион для инофирм - полигон по "обкатке" новых технологий для их адаптации к российским условиям. Самый большой вес у Alcatel. В его рамках присутствует почти вся Европа - семь национальных отделений. Возможный перекос в "технической философии" от столь мощного участия одной компании устраняется активным сотрудничеством с другими фирмами: Siemens, Nokia, NEC, Motorola, Sprint, Hughes (США), Hanwha (Юж. Корея).

Экономику не выбирают, ее творят

Философия и психология рынка у россиянина совсем иная. Здесь абсолютный приоритет предпринимательства, хозяйствующего субъекта, действующего в рамках правил начертанных государством. К числу главных побед компании на этом поприще относятся отшлифовка новой модели мышления экономического ядра компании, верный выбор системы управления и ее организационной структуры, стратегия подготовки и переподготовки кадров, компьютеризация их деятельности, взвешенная тарифная политика, тщательность проработки инвестиционных решений, public relation.

Первая и главная гарантия успеха компании, по мнению А. Ф. Вохмина, директора по экономике и финансам "Уралсвязьинформ", знание рыночной конъюнктуры, гибкость, мгновенная реакция на нештатную ситуацию, "незацикленность" на нормативах и стандартах.

Прежде всего рыночная философия должна изменить планово-финансовые службы. По сложившейся традиции они выполняют функции государственных контролеров в компании. "А это абсолютно непригодно в нынешних условиях, - считает А. Ф. Вохмин. - Главный бухгалтер на Западе осуществляет финансовую политику, формирует денежные потоки и налоговое планирование. Короче говоря, защищает интересы фирмы".

Меняются и методологические подходы к производственной деятельности. Так, в учетной политике "Уралсвязьинформ" использует как исходную величину доход по поступлению, а не по начислению, так как в ситуации массовых неплатежей такой подход более разумен. Бесперспективна также и ориентация на прибыль в условиях высоких налогов и неплатежей. "В компании, - говорит А. Ф. Вохмин, - уже три года система экономического стимулирования филиалов и внутренних финансовых потоков не имеет ничего общего с прибылью. Все оплачивается с валового оборота". Те же проблемы возникли и с началом практики ускоренной амортизации. Директор по экономике и финансам считает, что легенда о том, что без солидной прибыли существовать невозможно, абсурдна. Это мнение противоположно точке зрения экономистов.

"Уралсвязьинформ" выбрал матричную структуру управления компанией. Ее преимущества очевидны: рост ответственности на местах и квалификационного уровня персонала, возможность принимать оперативные и верные решения и т. д. Филиалы на местах практически располагают всей полнотой власти (по доверенности, так как не являются юридическими лицами). Но как и в любой матрице, есть жестко централизованные статьи затрат. С позиции пермского оператора необходимо централизовать финансирование капитального строительства, социальное развитие и заработную плату. "Если нам дорог имидж компании, - считает А. Ф. Вохмин, - необходимо иметь социальные гарантии и приличную зарплату. У нас давно действует общая сетка: монтер и в городе, и в селе получает одинаковую базовую зарплату. Глубоко убежден, что лучшая социальная защита - это хорошая зарплата".

Очевидно, что верная тарифная политика - способ не только выжить в условиях высокой инфляции, но и добиться успеха. "Уралсвязьинформ" в течение трех лет держит под постоянным контролем динамику затрат каждой подотрасли. Статистический массив из 15 показателей в рамках филиалов и подотраслей тщательно анализируется. Рассчитывается себестоимость каждой услуги так же, как и влияние на нее любого изменения цен.

"Мы не можем быть богаче клиента. В основе, - считает А. Ф. Вохмин, - баланс интересов как оператора, так и потребителя. Любой тариф плох уже сам по себе. А надо, чтобы тариф "глотался". Следуя этому правилу, компания с 1993 г. ведет систематическое глубокое исследование рынка, разбив его на 45 секторов по группам потребителей и видам услуг. При введении нового тарифа оператор ориентируется не менее чем на 70 - 75% потенциальных потребителей, которые реально в состоянии его оплатить.

По уровню квалификации экономического звена и использованию прогрессивного инструментария, по оценке отечественных и зарубежных экспертов компания лидирует среди российских операторов с отрывом не менее чем в три года. Все главные бухгалтеры и экономисты компании прошли курс в Академии народного хозяйства. Половина бухгалтеров прошла стажировку в Англии.

"Уралсвязьинформ" работает не в вакууме. Роль public relation ценится очень высоко. Через динамичное и творческое ядро пресс-службы, возглавляемое директором по международным связям В. В. Поповым, поддерживается постоянный контакт с прессой. Компания серьезно сотрудничает с журналом по ценным бумагам "Capital Markets Report". Реклама компании, в том числе и телевизионная, сделана столь профессионально, что может выдержать конкуренцию крупнейших отечественных рекламных агентств. Значительные затраты на эти цели оправданны. Компания должна быть понята в регионе и популярна. Очень эффективны оказались ролики по займам, телефонному и денежному. У рекламы свои законы эффективности. Есть определенный порог максимальной отдачи. На первом этапе запуска объекта необходим мощный "залп". Потом она идет в поддерживающем режиме.

Команда

Сила пермского оператора прежде всего в людях. Это молодые (средний возраст 45 лет), энергичные, самостоятельно мыслящие люди, умеющие предвидеть ситуацию на несколько шагов вперед. Команда единомышленников высоко ценит своего руководителя, генерального директора В. И. Рыбакина, отмечая его незаурядный ум, интеллигентность и решительность. Похоже, что и он доволен своими соратниками. Компания быстро разворачивает свою деятельность, концентрируя внимание на всем полезном, рациональном и... иррациональном. Ибо не хлебом единым жив человек. Преданность идее, честь компании для многих из них очень дорога. Поэтому не удивительна поддержка "Уралсвязьинформом" своих коллег в научных институтах. Помогая им "стряхнуть пыль с полок", они немедленно используют то полезное и ценное, чем всегда была богата российская наука.

В целом же пермского оператора отличает сбалансированность экономического и технического творчества и интенсивность их реализации.

Кадровая политика компании достаточна гуманна: всем дается шанс. Сервисная сфера позволяет многим попробовать свои силы и на другом поле деятельности. На подготовку кадров администрация средств не жалеет. Ибо без грамотного персонала успех невозможен.

Опыт перестроечных лет показывает, что тяжелые времена будят инициативу. И сейчас в столь трудные времена эта сильная и динамичная компания смело внедряет самые современные технологии. У нее грамотный менеджмент, свой банк, собственная телекомпания, надежные партнеры-поставщики, первоклассный реестродержатель (ЦМД), международный аудитор (Coopers & Librand), опытные финансовые и юридические консультанты, постоянная котировка акций в торговых системах. Акции продаются на внебиржевом рынке в Лондоне. Проводится подготовительная работа по выпуску ADR. За истекший год акции "Уралсвязьинформа" выросли ориентировочно в 20 раз. Можно ли переоценить акции оператора, сдающего под ключ территорию богатейшего региона России, да еще с упреждающим технико-технологическим заделом, не теряющего при этом самостоятельности и соответственно прибыли? Таким образом, подтверждается тезис Якоба Бурхарда о том, что главная особенность высокоразвитой цивилизации заключается в способности к возрождению. А возрождение страны, как и предсказывали многие, идет из глубины, из центра России.

Вера Шульцева