Башкиры и Московское царство

Еще задолго до покорения Казани предприимчивые новгородцы завели торговые отношения с башкирами Реки Вятка, Кама и Белая служили прекрасным естественным путем для сношений между народами.

Около 1553 года, теснимые набегами киргиз-кайсаков, с одной стороны, и видя усиливающуюся власть московского царя - с другой, башкиры добровольно приняли русское подданство. Но точных исторических данных о том, что они явились в Москву с челобитной, не имеется. Иван Грозный, приняв башкир под свою высокую руку, выдал им грамоту на владение всей их землей и обложил их ясаком (налогом), который приказал вносить через казанских воевод медом, звериными шкурами и деньгами.

Вскоре после принятия русского подданства башкиры, находя обременительным доставлять ясак в Казань, просили царя построить на их земле город. Летом 1574 года отряд русских стрельцов на высоком берегу Агидели (Белой) заложил крепость - первое русское поселение в Башкирии, если не считать Елабуги, построенной на самой границе башкирских земель. В том же году была заложена Самара, а в 1658 году построен город Челябинск для прикрытия слобод, раскинувшихся вдоль реки Исети.

Одновременно с построением Уфы начинается колонизация края: татары, мещеряки, бобыли, тептеры, черемисы и другие инородцы поселяются в Башкирии как ново-башкиры, снимают у башкиров земли за оброк, а русские сперва занимают сибирские слободы.

Но в это же время в Башкирии начинают появляться настроения, враждебные Москве. Причины заключались в том, что эта обширная и привольная страна теперь стала убежищем для тех мусульман, которые не хотели оставаться в русских пределах; она же служила прибежищем тем, кто не терял надежды на восстановление сильного мусульманского царства. Сюда же приходили и беглые русские люди. Отсутствие городов и слабость правительственного надзора облегчали жизнь беглых элементов, враждебных Москве. Правительство чуствовало опасность и старалось укрепиться в стране. По Волге, Каме, Уралу была раскинута сеть укрепленных городов и острогов. Города и уезды сообщались между собой большей частью водяным путем, но устраивались и сухопутные дороги, правда, как правило, неудовлетворительные.

Историческая справка

По всей сибирской степи рассеяны большие конические курганы, называемые еще чудскими могилами и резко отличающиеся от небольших продолговатых монголо-татарских могил. Начиная с Алтая эти курганы идут по Енисею, Иртышу, Тоболу, Исети, Миясу до Уральского хребта, встречаются они также в Самарской и Оренбургской степях. Нет сомнения, что все они воздвигнуты неизвестным народом, по-видимому, давно исчезнувшим с лица земли, но не монголами и не башкирами.

Кроме курганов, по Уральским горам нередко попадаются другие памятники древних обитателей этой страны - следы рудных разработок, шахты в виде длинных узких коридоров, едва пропускавших человека, и орудия горного дела, свидетельствующие о существовании здесь в древние времена медного металлического производства. Также были найдены следы древнего добывания золота и серебра.

В названиях рек, озер, гор и урочищ, которые обычно сохраняются в стране, несмотря на силу племен, встречается много слов нетюркского происхождения, например Уфа, Миасс. Татарские слова попадаются чаще в названиях поселений, что совершенно понятно, поскольку они большей частью не перенимались от прежних жителей, а давались новыми поселенцами, как, например, Бузулук (телячий), Стерлитамак (томак - горло, устье). Некоторые полагают, что название "Башкирия" произошло от татарского слова "баш" - голова и тюркско-татарского слова "курт" - насекомое, в том числе пчела. По другим предположениям, в основе слова "Башкирия" лежит словосочетание "башка-юрт" - отдельное племя. Первое объяснение считается более правдоподобным, поскольку башкиры лесистых и горных местностей исстари занимались пчеловодством.

Край быстрых лошадей

По преданиям самих башкирцев, они переселились в свои теперешние владения за 16 - 17 поколений, т. е. более тысячи лет назад. С этим сходятся и показания арабских и персидских путешественников IX-XIII столетий, которые упоминают о башкирах как о народе самостоятельном, занимающем почти ту же территорию, что и в настоящее время, - по обеим сторонам Уральского хребта, между Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика (Урала).

Заняв новый край, башкиры разделили землю по родам. Одним достались горы и леса, другим - привольные степи. Они держали у себя бесчисленные стада рогатого скота, а башкиры, жившие в степях, - еще и верблюдов. Страстные охотники до лошадей, лихие наездники, они отличались смелостью и безграничным удальством, выше всего ставили личную свободу и независимость, были горды и вспыльчивы. У них были князья, но с весьма ограниченной властью. Все важные дела решались не иначе как в народном собрании, где всякий башкир пользовался правом голоса. В случае войны никого не принуждали, каждый шел по доброй воле.

Горные башкиры еще более развили свои силы и всецело сохранили независимость, степные превратились в мирных кочевников, а те из них, что породнились с уцелевшими от татарского погрома булгарами, начали даже привыкать к оседлой жизни. Киргизы, непримиримые враги башкир, трепетали при одном упоминании "горцев", а на "степняков" делали набеги, и часто успешные.

Вначале башкиры были идолопоклонниками, а в X веке из Болгарии Волжско-Камской в Западную Башкирию начинает проникать ислам. В 1229 году в Башкирию вторглись монголо-татары и к 1236 году полностью покорили ее; она вошла в удел Шейбани - брата Батыя.

Как правило, все башкиры имеют дома, живут в деревнях. У них есть обычай с наступлением весны переселяться в так называемые коши, т. е. войлочные кибитки, которые они разбивают на своих полях или лугах. Скот у башкир составляет главное богатство, но бунты и последовавшие за ними аграрные неурядицы совершенно их разорили. Лошади у башкир особой породы: они небольшого роста и некрасивой масти, но зато крепки и быстры.

Органы чувств у башкир развиты до замечательной тонкости. Ночью и днем они в состоянии различать предметы на недосягаемом для нас расстоянии, равно как и улавливать звуки, не долетающие до слуха европейца.

Башкиры худощавы, телосложения не очень крепкого, но тем не менее они довольно сильны и способны переносить большие труды и лишения. Организм их гораздо более закален, нежели огранизм других инородцев. Башкиры не знают, что такое простуда или неудобоваримая пища.

На женщинах у башкир лежит большая часть домашних хлопот: они портняжат, сапожничают, кожевничают, валяют войлоки. Замуж башкирки выходят очень рано. Дочь в семье составляет весьма доходную статью, так как жених уплачивает отцу невесты калым (выкуп). Как и у всех магометанских народов, у башкир допускается многоженство.

Башкиры имеют свою национальную кухню, довольно разнообразную и по их понятиям очень вкусную. Главным образом они едят конское и баранье мясо, молоко и молочные продукты, крупы и различные муки.

По материалам Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона под ред. Журавлева.