Российская связь в цифрах

  • До 1992 г. на капиталовложения в развитие сетей связи в России направлялось лишь 0,15% ВНП.
  • Сеть общего пользования имеет порядка 22 миллионов номеров и 34 тыс. телефонных станций. В среднем по стране охват населения составляет около 16 номеров на 100 человек. Лишь примерно 1,3 миллиона абонентов включены в цифровые АТС, остальные обслуживаются электро- механическими координатными станциями, построенными по технологии 40-х годов.
  • Первая система персонального радиопоискового вызова ("пейджинг") появилась в СССР в 1980 г. и оставалась единственной системой подобного рода до начала следующего десятилетия.
  • Из 1,2 млрд. междугородных вызовов абонентов в год с территории страны лишь около 5% заканчивается установлением связи.
  • В настоящее время типичные таможенные пошлины и налоги на ввозимое американское оборудование связи могут доходить до 38-42% (если принять таможенные пошлины на уровне 15-20%, налог на добавленную стоимость - 21,5%).

Белая книга по проблемам связи в России

Инфраструктура сетей связи Российской Федерации не соответствует уровню и стандартам, достигнутым в большинстве промышленно развитых стран. Связанные с этим недостаточная оперативность принятия решенийи повышенный инвестиционный рисктормозят экономическое развитие страны, считает в своем недавно опубликованном докладе Американская торговая палата в России.

Инфраструктура сетей связи в России недостаточно развита, в том числе в плане оснащенности современной техникой, чтобы удовлетворить потребности населения. Типичным является невысокая пропускная способность каналов связи, низкий процент охвата населения и состоявшихся соединений, отсутствие современных услуг связи. Нет технологии, позволяющей слить воедино общество и формирующийся рынок. Министерству связи Российской Федерации досталась в наследство инфраструктура сетей связи, нуждающаяся в неотложной модернизации.

До самого последнего времени российская сеть связи общего пользования располагала единственной крупной международной АТС, которая находилась в Москве. Хотя сегодня возможен выход через одну из трех международных АТС, но их мощности недостаточны для обслуживания имеющейся на сегодняшний день годовой нагрузки в 110 млн. соединений. В настоящее время деловым людям, располагающим достаточными средствами, предлагается ряд вариантов доступа к услугам международной связи, и Минсвязью целому ряду предприятий выдана лицензия на предоставление услуг международной связи в европейской части Российской Федерации. К сожалению, недавнее распоряжение Минсвязи обязало всех операторов предоставлять такие услуги только через российского оператора дальней связи "Ростелеком".

В России междугородная сеть построена на разнородных средствах связи и включает в себя радиорелейные и кабельные линии, спутниковые каналы.

В Москве городская телефонная сеть (МГТС) и предприятие междугородной и международной телефонной связи (ММТ) до настоящего времени не в состоянии в полной мере обеспечить надежную связь. С наращиванием технической базы и привлечением иностранных инвестиций это положение постепенно меняется. Компании с иностранным участием предлагают услуги международной связи более высокого качества, работая без выхода на местную сеть, благодаря наложенным сетям, эксплуатируемым в сотрудничестве с российскими операторами, или выделенным сетям. Эта ниша рынка сулит высокие прибыли, поскольку многие компании готовы платить больше за более высокое качество и надежность обслуживания.

На начальных этапах иностранными партнерами в российских совместных предприятиях в области наложенных сетей были в основном неамериканские фирмы (британские, бельгийские). Вместе с тем есть и примеры проникновения на российский рынок американских поставщиков услуг связи: "Директ нет телекоммьюникейшнз", "Америком бизнес сентерс", "Глобал ТелеСистемз груп" ("Совинтел"). Кроме того, АТ&T и "Спринт" предлагают телефонные карточки и услуги электронной почты и сети "Интернет". Московский рынок явно приобретает все более конкурентный характер, с постепенным выравниванием тарифов. С совершенствованием инфраструктуры российской сети связи общего пользования альтернативным операторам, вероятно, будет сложнее сохранять свою долю рынка.

За пределами Москвы ситуация совершенно иная. Некоторые крупные города следуют по пути Москвы, но на большей части территории страны связь даже с Москвой и другими российскими городами сопряжена с большими трудностями, а с зарубежными странами практически невозможна.

В качестве одного из выходов в сложившейся ситуации применяется аппаратура VSAT (компактные автономные спутниковые приемопередающие станции), обеспечивающая частные каналы связи с офисами, предприятиями и объектами, находящимися в районах, не охваченных существующими сетями. Аппаратура VSAT в определенной степени сохранит свою роль связующего звена до создания более надежных наземных или магистральных спутниковых сетей связи. Ряд американских компаний проявляет активность на рынке VSAT ("Белком", "Хьюз", "Эндрюз" и др.), но им сильную конкуренцию составляют немецкие фирмы.

Что ускорит решение проблем связи:

  • Увеличение объемов инвестиций в подготовку российских специалистов в области техники и управления системами электросвязи, продолжение и расширение программ обмена.
  • Продолжение комбинированного государственного и частного финансирования научно - исследовательских работ, выполняемых российскими институтами.
  • Необходимо принятие объективного порядка сертификации оборудования связи, доведение его до всеобщего сведения и неукоснительное соблюдение его Минсвязью и организациями, выполняющими испытания оборудования.
  • Плата за сертификацию оборудования должна быть снижена до размеров, принятых в других странах.
  • Лицензии на предоставление услуг связи должны выдаваться операторам на основе четких общедоступных правил и порядка. При выдаче лицензий на конкурсной основе участие в конкурсе должно быть открыто всем отечественным и зарубежным фирмам, отвечающим установленным требованиям, причем должны быть созданы условия, обеспечивающие возможность участия малых и средних фирм.
  • Лицензии должны выдаваться операторам на срок до 25 лет, если это обоснованно необходимо для получения достаточной прибыли на инвестированный капитал.
  • Конкурсы (торги) на закупки оборудования должны проводиться на основе четких общедоступных правил и критериев.
  • Обеспечение стабильности налогов и ввозных пошлин, которыми облагается оборудование и услуги связи.
  • Для случаев крупных инвестиций фирм США в развитие инфраструктуры российских сетей связи должны даваться инвестиционные стимулы, например, льготные ставки налогов в качестве компенсации рисков и значительных невозмещаемых начальных затрат.

Возможности использования западной технологии

Первая система персонального радиопоискового вызова ("пейджинг") появилась в СССР в 1980 г. и оставалась единственной системой подобного рода до начала следующего десятилетия. Использование систем двусторонней радиосвязи ограничивалось КГБ, высокопоставленными партийными работниками и милицией. Наличие портативной рации было явным признаком принадлежности к очень высокому уровню в бюрократической иерархии. Первая система общего пользования подобного типа появилась в начале 90-х годов. Это же относится и к технологии сотовой связи. Снятие ограничений КОКОМ создало предпосылки для этих изменений. Благодаря отмене ограничений КОКОМ появилась возможность применения многих современных технологий, в частности, волоконно-оптических и радиорелейных систем передачи, высокоскоростных систем коммутации и средств защиты систем связи от несанкционированного доступа.

Приоритеты

В связи с необходимостью всесторонней модернизации систем электросвязи развитие инфраструктуры сетей связи должно стать одним из основных приоритетных направлений деятельности российских государственных органов. С развитием рыночной экономики в России возрастает значение сетей связи, обусловленное повышенной потребностью в высококачественных средствах связи, обеспечивающих коммерческим структурам, предприятиям и биржам возможность оперативно реагировать на изменения, происходящие в окружающем мире.

Коммерческие возможности на ближайшую перспективу

Проект развития инфраструктуры сетей "50 х 50". Минсвязь и "Ростелеком" планируют осуществить проект модернизации междугородной сети связи, построив 50 цифровых коммутационных узлов в различных регионах России. Эти узлы будут соединены 50 тыс. км волоконно-оптических и радиорелейных линий. Сметная стоимость проекта составляет 40 млрд. долл. в течение десяти лет, включая аппаратуру местных коммутационных узлов, при этом 14 млрд. долл. намечено привлечь за счет иностранных источников. В результате реализации проекта появится дополнительно 20 млн. номеров, что доведет плотность телефонизации до 30 номеров на 100 человек. Очевидно, что проект такого масштаба открывает большие долгосрочные перспективы для различных иностранных телекоммуникационных компаний. В перспективе данная система сможет предоставлять услуги сельской, городской, междугородной и международной связи. Вместе с тем колоссальная стоимость и масштабы проекта требуют объединения усилий всех сторон для его успешного завершения.

Сотовая связь.

Техника сотовой связи открывает перед Россией возможность оторваться от пут недостаточно развитой системы проводной связи, причем не только за счет внедрения получивших более широкую известность систем подвижной сотовой связи, но и их аналогов для стационарных объектов. Сегодня в 12 городах России уже работают 6 сетей сотовой связи. Для операторов сотовых сетей Минсвязью установлены три разрешенных к применению стандарта:
  • NTM-450 - федеральный стандарт;
  • GSM 90 MГц - второй федеральный стандарт;
  • AMPS/N-AMPS 800 MГц - стандарт, нередко выбираемый местными ведомствами.
Внедрение систем беспроводной связи, в частности, CDMA, GSM, AMPS/N-AMPS, дает американским компаниям отличную возможность не только выступить в качестве поставщиков оборудования, но и предоставить свой опыт и ноу-хау в области его эксплуатации. По самым приблизительным расчетам емкость рынка оборудования для создания только инфраструктуры сетей этих трех стандартов составляет 300-200 млн. долл. на период до 1997 г. включительно, а объем связанного с ним рынка сотовых телефонных аппаратов - 50-55 млн. долл. Кроме того, при условии выделения частотного спектра рынок сетей стационарной сотовой связи обладает потенциалом в 400-420 млн. долл.

Насущные вопросы

Учитывая разнообразные возможности, существующие в российской отрасли связи, многие американские компании готовы направить свой опыт и финансовые ресурсы на ускоренную модернизацию инфраструктуры сетей связи. Однако существует ряд причин, уменьшающих активность участия в таких проектах:

Нестабильность, непредсказуемость и непоследовательность законодательной и нормативной базы.

В тех разделах права, где отсутствуют четкие нормы, все большее распространение получает практика субъективного толкования правовых норм, что ведет к коррупции и неравноправию потенциальных поставщиков товаров и услуг в их взаимоотношениях с заказчиком.

Сертификация оборудования.

Существующий порядок сертификации оборудования связи, предназначенного к реализации или использованию в России, нельзя признать удовлетворительным. В целом сертификация производится специальным отделом или управлением Минсвязи либо подведомственным ему НИИ. Нередко сертификация осуществляется не на основе объективных технических условий и стандартов, а служит средством проведения политики Минсвязи. Кроме того, плата, взимаемая за сертификацию, существенно, в 5-10 раз выше, чем в других промышленно развитых странах, и стала важным источником дохода для Минсвязи и организаций, занимающихся испытанием оборудования.

Рекомендации американских экспертов

Действительность сертификатов, выдаваемых Минсвязью, иногда подвергается сомнению представителями различных государственных органов, в частности, таможни, в связи с тем, что у Минсвязи и Госстандарта отсутствует согласованный нормативный документ, разграничивающий права и сферы деятельности этих двух ведомств в вопросе сертификации. Ввиду этого даже при наличии сертификата Минсвязи ввозимые в страну товары задерживаются и хранятся на таможенных складах в течение длительного периода, что ведет к значительным убыткам у сбытовых организаций и заказчиков.

Еще одна важная проблема заключается в том, что сертификат Минсвязи действителен в течение не более 3 лет, а порядок возобновления сертификата по истечении срока его действия совершенно неясен.

Лицензирование услуг связи.

Согласно действующим правилам (включая Положение, утвержденное постановлением правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N. 642), лицензии на предоставление услуг связи в России могут выдаваться на срок от трех до десяти лет. Минсвязь является единственным органом, уполномоченным производить лицензирование, и наделено широкими правами в определении порядка предоставления лицензий, а также их содержания и условий. Проведение конкурсов (торгов) на получение лицензии разрешено, но не является обязательным.

Указанные правила лицензирования создают многочисленные проблемы для фирм США, стремящихся работать в России. Во-первых, процедура получения лицензии остается не вполне ясной, а характер решений и политики Минсвязи в вопросе выдачи лицензий представляется произвольным. Кроме того, достаточно сложно получить сведения об уже выданных лицензиях.

Во-вторых, максимальный установленный срок лицензии 10 лет слишком мал - меньше, чем срок полной окупаемости многих проектов.

В-третьих, в особенно невыгодном положении оказываются малые и средние фирмы, так как даже в случае проведения конкурса на получение лицензии его правила обычно составлены под крупные компании и большие проекты, такие как "50 х 50".

Конкурсы (торги) на закупку оборудования.

Минсвязь организует конкурсы (торги) на закупку оборудования при посредстве национального оператора сетей дальней связи "Ростелеком" и иногда сторонних аукционных домов. Судя по нашему опыту, конкурсы проводятся не вполне справедливо, и в некоторых случаях участник, предложивший наименьшую цену, даже серьезно не рассматривается. Необходимы новые правила и порядок, которые обеспечат равенство условий для всех и предотвратят злоупотребления.

Нестабильность налогового режима.

Постоянно и быстро меняющееся российское налоговое законодательство практически лишает поставщиков оборудования для предприятий электросвязи давать заказчикам надежные предложения цены, делать надежные прогнозы объемов продаж или доходности инвестиций, заниматься финансовым планированием для российских проектов. Кроме того, существующие барьеры на пути выхода на российский рынок усугубляются высокими таможенными тарифами и налогами на ввозимые товары, услуги.

Подготовлено Комитетом по связи Американской торговой палаты в России.