Большой вкусный торт

Если в ближайшее десятилетие сохранятся сегодняшние темпы роста экономики, к 2010 году по количеству телефонных линий Китай обгонит Америку, и услугами связи смогут воспользоваться 800 миллионов китайских крестьян.

Сегодня в Пекине нет никакой очереди на получение телефона. Вы идете на почту, платите 3000-5000 юаней (400-600 долл.) и, пожалуйста, через месяц вы подключены. Дорого ли это? Считается, что средняя зарплата в городах составляет, в пересчете, примерно 80 долл. в месяц, плюс, как правило, столько же в виде премий. В частном секторе доходы, естественно, гораздо выше. Абонентская плата за мобильный телефон достигает 2000 долл. в год, но число абонентов удваивается каждые семь месяцев.

Дошло до того, что с 8 мая в нашей столице вводятся восьмизначные номера (ко всем номерам спереди добавляется шестерка). До Пекина в "клуб восьмизначных номеров" входили Париж, Лондон, Токио, Шанхай и Гонконг.

А ведь еще не так давно телефоны полагались только учреждениям и крупным предприятиям. Домашний телефон могли иметь очень большие партийные или хозяйственные начальники или заслуженные ветераны революции. Телефонные линии не продавались и не покупались, они просто прилагались к вашей должности. Любой телефонный аппарат был, по сути, частью партийно-государственного аппарата.

Ситуация неузнаваемо изменилась всего за несколько лет. Телефон стал желанным и, главное, доступным для миллионов моих сограждан. Когда я в 1990 году приехал работать в Москву, единственным местом, куда я мог позвонить, была редакция моей газеты в Пекине. Теперь телефоны стоят дома у дочери, сына, брата, племянника и всех моих друзей. Только в прошлом году в Китае было установлено 15,5 миллиона домашних телефонов. И дело не ограничивается стационарными аппаратами. Более 3 млн. человек пользуются мобильными телефонами и 8 млн. - пейджерами. На улицах больших китайских городов вы гораздо чаще, чем в Москве, услышите попискивание пейджеров и увидите молодых людей с "моторолами" или "нокиа", на ходу обсуждающих с далеким собеседником неотложные коммерческие дела.

Удивительно быстро входят во вкус новой техники крестьяне. Вот одна из многочисленных историй, появляющихся в газетах. В зажиточном селе Гаоли в провинции Шаньдун на востоке страны крестьяне выращивают в парниках дыни. Некий Чжан Сюшэн по льготной цене установил у себя телефон и с его помощью, обзвонив нужных торговцев, быстро и выгодно пристроил весь свой урожай. Всего за месяц телефон многократно окупился, и сразу же 30 односельчан Чжана подали заявки в местную телефонную компанию.

Подобные истории исчисляются тысячами. Спрос устойчиво растет и, что самое приятное, удовлетворяется в растущем темпе. В годы самого бурного развития телекоммуникаций США, Германии, Японии или азиатских "четырех драконов" телефонные сети ежегодно прирастали на 15-20 процентов. Китайская телефонная сеть росла за последние пять лет на 40-50 процентов ежегодно.

Даешь телефон в каждую деревню к 2000 году!

В Китае сегодня действует 70 млн. телефонных линий, и страна вышла по этому показателю на третье место в мире после США и Японии. Но плотность телефонизации, если учесть численность населения в 1,2 млрд. чел., еще прискорбно мала - 4,7 телефона на сто семей (против 80 и более телефонов на 100 семей в развитых странах).

Китайская экономика, как известно, до сих пор развивается по пятилетним планам. В 1995 году закончилась восьмая и началась девятая пятилетка. На рубеже пятилеток принято подводить итоги и намечать более-менее реальные планы на будущее. Вот данные, которые приводит китайское министерство связи - главный и до 1994 года единственный хозяин и оператор всех телефонных сетей страны.

За последние пять лет инвестиции в телекоммуникации достигли 29,1 млрд. долл., в том числе 6 млрд. долларов из-за рубежа. Прогнозы гласят, что, до конца века будет инвестировано еще 50 млрд. долл. Причем большинство средств поступит от министерства связи.

Пять лет назад в Китае была всего тысяча километров волоконно-оптических линий связи. С тех пор проложены 22 новые линии протяженностью 99 тыс. километров, которые соединили между собой все провинциальные столицы, за исключением Лхасы в Тибете. К 2000 году будут проложены еще 23 мощных линии протяженностью 100 тыс. километров.

Телефонный трафик до конца века будет ежегодно возрастать на 25 процентов, а выручка министерства связи - на 20 процентов (в 1996 году она составит 15 млрд. долларов). К 2000 году в Китае будет 123 млн. абонентов, 170 млн. телефонов-автоматов, 6 млн. абонентов будут иметь доступ к автоматической дальней связи.

Министр связи У Цзичуань уверен, что через пять лет телефон будет у каждой городской семьи (30-40 телефонов на 100 чел.), а в сельской местности устойчивая связь будет установлена с каждой деревней (10,5 телефона на 100 чел.).

Министерство электронной промышленности, со своей стороны, предвидит оглушительные объемы продаж - не менее 25 млрд. долл. в год - телекоммуникационного оборудования, компьютеров, терминалов и программного обеспечения.

Эти цифры не случайны. Ведь чтобы повысить относительную плотность телефонизации Китая всего на один пункт в год, надо вводить в эксплуатацию 16 млн. линий - примерно столько, сколько имеется в Австралии или во всех скандинавских странах вместе взятых.

Иностранные инвесторы в предвкушении трапезы

Чтобы полнее использовать имеющиеся ресурсы и разрушить абсолютную монополию министерства связи, в 1994 году был создан Unicom - государственная компания "Объединенные телекоммуникации Китая". Unicom базируется на сетях министерств железнодорожного транспорта и энергетики и на производственных мощностях министерства электронной промышленности.

Пока что Unicom почти незаметен в тени гигантского министерства связи. Но, как говорят русские, лиха беда начало. Всего за год он организовал с дюжину совместных предприятий, заключил контракты почти на 800 млн. долл., организовал сети цифровой мобильной связи в Пекине, Шанхае, Тяньцзине и Гуанчжоу. В 1996 году к этой обойме добавятся еще 16 городов. К концу века Unicom рассчитывает захватить 10 процентов рынка местной и дальней связи и 30 процентов рынка мобильной связи.

Unicom хочет подвигнуть иностранные телекоммуникационные компании к более энергичным инвестициям в Китае. Сейчас законодательство запрещает прямые иностранные инвестиции в телекоммуникационные сети, равно как их эксплуатацию и участие в управлении. Связь - дело деликатное, она прямо касается национальной безопасности, и осторожность правительства вполне объяснима.

Unicom активно продвигает формулу "иностранные (инвестиции) - китайская (эксплуатация) - китайское (владение)". Имеется в виду, что иностранцы на свои деньги создают совместное предприятие, доводят его до рабочего состояния и передают в эксплуатацию Unicom. Когда он полностью расплатится с инвестором из эксплуатационных доходов, предприятие переходит в его собственность, и потом все прибыли полюбовно делятся между Unicom и инвестором.

Председатель компании Чжао Вэйчэнь говорит, что для иностранцев это будет очень прибыльным делом: "Аппетиты китайского рынка нельзя утолить ни за 10, ни за 20 лет. Это огромный и очень вкусный торт. Мы хотим его есть с помощью иностранных друзей".

Ныне действующие ограничения не охлаждают интерес иностранцев от китайских телекоммуникаций. Они идут на условия правительства: строят в Китае свои заводы, используют при этом только китайских строителей, закупают китайское оборудование и комплектующие, нанимают китайских рабочих и инженеров, организуют их переподготовку, выпускают продукцию, продают ее в Китае или экспортируют.

Motorola, например, уже инвестировала в Китай 1.2 млрд. долл. Она начинает выпускать в Шанхае пейджеры, использующие протокол FLEX, в Тяньцзине - аналоговые мобильные телефоны. Может быть, не так фундаментально, но все равно с многомиллионными проектами на рынок вышли Baby Bells и Siemens, Nippon Telephone&Tele-graf и Nokia, Hong Kong Telecom и Canadian Tele-systems, Alcatel и Ericsson.

Китайские телекоммуникации завораживают инвесторов своими размерами - сегодняшними и завтрашними. "Торт" действительно велик и, надо думать, довольно вкусен.

Хуан Бинцзюнь,
московский корреспондент газеты "Цзинцзижибао" (Китай).