О чем мечтали до потопа... информационного

Как помнит читатель, героями предыдущего обзора оказались преимущественно англичане.
Следующее столетие, названное Веком Просвещения, принесло триумф их вечным соперникам на другом берегу Ла-Манша - французам.

Первый из них, предсказавший звукозапись и даже описавший "фонограф", жил еще в XVII веке, во времена Бэкона и Улкинса. Бравый гасконец, солдат и бретер, хвастун и признанный покоритель женских сердец (чему не мешал огромный, ставший поистине легендарным нос), а кроме того, оригинальный мыслитель и великолепный писатель-сатирик... Еще не угадали? Конечно, всеми этими качествами в совокупности мог обладать лишь один человек, воспетый позже поэтом и драматургом Ростаном, - шевалье Сирано де Бержерак, автор сатирико-фантастического романа "Государства и империи Луны" (1655).

Среди россыпи милых нелепостей технического порядка - вроде полета на Луну с помощью бутылок, наполненных росой (она, якобы, "притягивается солнечными лучами"...), в романе безудержного фантазера, кроме многоступенчатой ракеты, встречаются, к примеру, и такие любопытные фрагменты:

"Сняв футляр, я нашел в нем нечто металлическое, напоминающее наши стенные часы и наполненное какими-то пружинами и едва видимыми механизмами. На самом деле это книга, но книга чудесная, без страниц и букв; словом, книга, для чтения которой не требуется зрения, нужны только уши. Желающий почитать книгу, заводит с помощью множества ключиков механизм, поворачивает стрелку на ту главу, которую он хочет услышать, и тотчас же из книги, как из человеческого горла или из музыкального инструмента, начинают раздаваться разнообразные отчетливые звуки, служащие обитателям Луны для выражения мыслей и чувств.

Позже, когда я поразмыслил над этим чудесным изобретением, я перестал удивляться тому, что тамошние шестнадцати-, восемнадцатилетние юноши обладают большими познаниями, чем наши седовласые бородачи, ибо обитатели Луны, научившись чтению одновременно с речью, читают беспрестанно: в комнатах, в городе, на прогулке, в дороге - всюду они могут иметь при себе, в кармане или привязанными на кушак, томов тридцать, и им стоит только завести пружину, чтобы прочесть отдельную главу или, если они в настроении, всю книгу... Подарком я занимался больше часа; наконец, я подвесил книги к ушам в виде сережек и отправился гулять". Что это, как не звукозапись и не входящие в моду - в канун XXI века! - "аудиокниги", не говоря уже о знакомых сегодня каждому подростку наушниках к плейеру!

Спустя столетие другой французский автор, Шарль-Франсуа Тифань де Ля Рош, в романе "Гифантия" (1760) пошел еще дальше, предсказав телеграф, телефон, фотографию и даже телевидение. Ни о какой "электронике" автор, конечно, не имел ни малейшего понятия, что вполне простительно, если учесть, что до создания первой электробатареи Вольта ждать ровно четыре десятилетия.

Еще одно удачное предвидение содержится в утопическом романе "Год 2440-й" (1770), принадлежавшем перу современника Тифаня де Ля Роша - Луи-Себастьяну Мерсье. На сей раз автор угадал ни много ни мало, а кино:

"Но еще более я был поражен, взойдя в залу оптики, где оказалось сосредоточенным все, касающееся света. Это было какое-то бесконечное колдовство. Глазам моим предстали различные виды, пейзажи, дворцы, радуги, метеоры, светящиеся цифры, моря, - ничего этого на самом деле не существовало, то была иллюзия, но более достоверная, чем сама реальность. Поистине, это был приют волшебства..."

И уже знакомая нам звукозапись. Правда, писатель-утопист не просто констатирует открытие, но и раздумывает над некоторыми его социальными последствиями:

"Не меньшие чудеса предстали мне в зале акустики. Здесь научились подражать всем членораздельным звукам человеческого голоса, крикам животных, пению различных птиц: стоило нажать какую-то пружину, и вам казалось, будто вы вдруг перенеслись в девственный лес. Слышен был рев львов, тигров, медведей; казалось, они пожирали один другого. Всегда преследовавший нравственные цели народ этот даже из сего редкостного изобретения сумел извлечь пользу. Стоило какому-нибудь молодому государю завести речь о сражениях или проявить воинственные склонности, как его препровождали в особую залу, которую с полным на то основанием нарекли "адом"; здесь машинист тотчас же пускал в ход соответствующие рычаги, и ухо монарха поражал оглушающий грохот сражения - крики ярости и боли, жалобные стоны умирающих, крики ужаса и громыхание пушек - эти звуки гибели, этот жуткий глас смерти. И если при этом в душе его не просыпалась природа, если вопль отвращения не вырывался из груди его, если чело его оставалось спокойным и бесстрастным, - тогда его запирали в этой зале до конца его дней; и каждое утро давали ему вновь послушать сию музыкальную пиесу, дабы он мог наслаждаться ею, не принося этим ущерба человечеству".

И, наконец, совсем уж загадочная, по мнению многих исследователей, фигура Никола Ретифа де Ля Бретонна, автора романа "Южное открытие, или Французский Дедал" (1781). Из предсказанных им средств связи можно отметить только ретрансляционные спутники ! - хотя, разумеется, автор такого слова еще не знал и называл их "искусственными летающими островами". Но, кроме этого, он еще много чего нафантазировал: за полтора века до взрыва над Хиросимой предсказал атомную энергию, за век до Пастера набросал теорию микроорганизмов, и задолго до Анри Бергсона сформулировал теорию "созидательной эволюции".

Такими гигантскими скачками неслась вперед человеческая фантазия. За ней с трудом поспевала техника: только в 1794 году на родине Сирано де Бержерака, Мерсье, Тифаня де Ля Роша и Ретифа де Ля Бретонна изобрели первый "машущий" телеграф-семафор...

Продолжение следует

Владимир Гаков